Д.М.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
план-конспект урока на тему

Парфёнова Татьяна Александровна

Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

Задачи.

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.

Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Коррекционные: коррекция и развитие связной устной речи через аналитико-синтетическое восприятие художественного текста.

Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Доказательство: доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека. Милосердие – нашей души усердие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomysh.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет: урок чтения и развития речи

Уровень образования школьников: начальная и средняя ступень обучения VIII вида.

Форма учебной работы: классно-урочная.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)

Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.

Задачи.

Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.

Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.

Коррекционные: коррекция и развитие связной устной речи через аналитико-синтетическое восприятие художественного текста.

Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.

Доказательство: доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека. Милосердие – нашей души усердие.

Оборудование: книга для чтения 4 класс авторы-составители: Смирнова З.Н., Гусева Г.М. «Просвещение», 2001; выставка детских книг Д. Мамина-Сибиряка, видеопрезентация «Жизнь на Светлом Озере», презентация биографии М. Н. Мамина-Сибиряка, презентация-тест.

Оформление доски: портрет Д. Мамина-Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д. Мамина-Сибиряка, эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А.»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.

Учитель:

Ты улыбкой, как солнышком, брызни

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь!

Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок чтения и развития речи.

2. Постановка цели и задач урока.

1). Постановка цели и задач урока.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с биографией Д. Н. Мамина-Сибиряка, послушаем и поговорим о его произведении «Приёмыш», которое Вы изучали на уроке чтения в 4 классе. На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.

2). Общая речевая разминка.

Задачи этапа:

- включить класс в речевую деятельность;

- настроить ребят на акт говорения;

- акцентировать внимание на чёткости дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живёт

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

Учитель: О чём это стихотворение?

(Ответы детей) - О доброте

Учитель: - Что такое доброта?

(Ответы детей) - Это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, улыбка, природа...

Учитель. - Какого же человека можно назвать добрым?

(Ответы детей) - Это тот человек, который творит добро.

Учитель. Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту прийти на помощь. Вот сейчас я Вам расскажу о таком человеке, зовут его Дмитрий Наркисович Мамин. Все его знают под фамилией Мамин-Сибиряк, но Сибиряк – это его творческий псевдоним, настоящая его фамилия Мамин.

3) Биография Д. Н. Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк родился 25 октября 1852 года в посёлке Висим, недалеко от Нижнего Тагила. Посмотрите на слайд, в этом доме жила семья Маминых, в которой было четверо детей, отец был заводским священником, он пользовался огромным уважением жителей завода. Маленький Дмитрий любил слушать рассказы мастеров – рабочих. Митя получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей служащих и рабочих. Потом Дмитрий учился в Пермской духовной семинарии, но не доучился. Уехал в Петербург, поступил в медико-хирургическую академию, затем перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В Петербурге он начал писать заметки в газеты и первые свои произведения. Проучившись год, он вынужден был оставить учёбу, из-за материальных трудностей и резкого ухудшения здоровья (начался туберкулез). В 1876 году Дмитрий Мамин вернулся в родные края. Он снова путешествовал по Уралу. Дмитрий встречался с героями своих будущих произведений. Через год скончался отец, надо было кормить семью, Мамин уехал в Екатеринбург искать работу. Он стал репетитором. В свободное время продолжал писать. В Петербурге печатались первые произведения писателя. Они были подписаны псевдонимом Сибиряк. Мамин – Сибиряк написал более 150 произведений для детей и взрослых. В 1890 писатель переехал в Петербург. Через год умерла его жена, оставив больную дочь Аленушку на руках отца. Всё свободное время он отдавал любимой дочке.

Книги Д. Н. Мамина-Сибиряка (выставка).

В возрасте шестидесяти лет, 2 ноября 1912 года, Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк скончался. Имя писателя не забыто!

3. Обобщение и систематизация учебного материала.

1). Работа с текстом рассказа.

Задачи этапа: обогащение жизненного опыта ребёнка через литературные примеры; активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; формирование навыков комплексного анализа литературного текста.

Учитель. Назовите еще раз, как называются произведения, над которыми будем сегодня работать?

(Ответы детей) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

Учитель. Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?

(Ответы детей) - Это тот, кого приняли, приютили.

2). Словарная работа

Мы знаем, что это произведение было написано давно, тогда стиль речи у людей был немного другим.

Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-то

Доспехи – воинское или другое тяжеловесное снаряжение

Протока – боковой рукав реки или речка, соединяющая  два водоёма

Сайма – рыбацкая стоянка

Заводь – небольшой залив в реке или озере с замедленным течением

Муштровать – обучать, подвергая суровой системе воспитания

Бобылём – в одиночестве

Увечить – физически расправляться, калечить

Хиреет – болеет, чахнет

Божья тварь – всё живое, созданное Богом

Учитель. Работать будем следующим образом: сейчас мы будем внимательно слушать аудиозапись произведения «Приёмыш», в некоторых местах я буду останавливать запись и задавать вопросы, а вы должны ответить на мои вопросы полными ответами.

Учитель. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?

(Ответы детей) - В рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.

Учитель. Где происходит событие, которое описал автор?

(Ответы детей) - Действие происходит на Светлом озере.

Учитель: - Кто первый встретил автора?

(Ответы детей) - Первым встретил автора собака Соболько.

Учитель: - Докажите, что автор и раньше посещал жилище старика?

(Ответы детей) - Добрая встреча собаки, Тараса.

Учитель: Как охотник в первый раз увидел старика?

(Ответы детей) - Старик плыл на лодке, стоя на ногах, а впереди лодки плыл лебедь.

Учитель: - Как попал лебедь к Тарасу?

Учитель: - Как говорил о лебеде старик?

(Ответы детей) - Старик говорил о лебеде как о родном, близком человеке.

Учитель: - А какой был при этом голос старика?

(Ответы детей) - Голос старика был добрым, тёплым.

Учитель: - Расскажите о дружбе лебедя и собаки.

Учитель: - Когда автор посетил второй раз Светлое озеро?

(Ответы детей) - Автор попал на озеро поздней осенью.

Учитель: - Как встретил Соболько автора во второй раз?

Учитель: - Какой вид был у старика?

Учитель: Почему?

(Ответы детей) Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.

Учитель: - Как пристал Приёмыш к стае лебедей?

Учитель: - Расскажите, как улетел Приёмыш.

Учитель: - Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?

(Ответы детей) - Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.

Учитель: - Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?

(Ответы детей) - Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.

3). Обобщение ответов детей учителем.

Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя, то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено - рыбе - в воде, зверю - в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая - то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.

4. Физминутка.

Задачи этапа: снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности.

Лебеди летят,

крыльями машут,

 прогнулись над водой,

качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

очень бесшумно на воду садятся.

5. Обобщение этапа работы учителем.

Учитель: - Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака. Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Соболько, Тарасу. Какие черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере.

1). Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения. (выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения)

Самостоятельная работа. Правила выполнения задания: на доске главные герои произведения «Тарас», «Соболько», «Приёмыш» и буду показывать карточки, на которых записаны слова для характеристики, а Вы будете говорить к тому герою они соответствуют: умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный. Некоторые характеристики героев могут повторяться.

Тарас - умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый.

Лебедь - умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.

Соболько - ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.

2). Обобщение этапа работы учителем.

В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого-нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.

6. Работа с рисунками.

Учитель: - Готовясь к уроку, мы подготовили рисунки одного из персонажей произведения, а чтобы узнать кто это, давайте отгадаем загадку.

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает.

(Лебедь)

Птица медленно плывёт,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

(Лебедь)

Эта птица всем известна -

Гадким он утёнком был.

Да и сказка интересна.

Жаль, что я её забыл.

(Лебедь)

Учитель: Ребята, давайте вспомним какой у нас лебедь? Опишите его.

Сейчас я Вам раздам рисунки лебедя, у Вас на столе есть краски, кисточки и вода. Обмакнём кисти в воду, а затем в красную краску, раскрасим клюв лебедю. Молодцы! А теперь возьмите клей карандаш и проведите им по контуру и телу лебедя. Возьмите вату, распушите её и приклейте на тело и крылья лебедя. Молодцы!

7. Работа с эпиграфом.

Учитель: - На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Учитель: - Как вы понимаете это высказывание?

(Ответы детей) Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.

Учитель: Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души?

(Ответы детей) варианты ответов.

8. Обобщение и систематизация учебного материала.

Доброта – это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.

Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока.

Кто любит собак или прочих животных,

Серьёзных котят и щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки не сделает зла.

Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк в данном произведении – показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать "безмолвный голос" существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро - это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.

Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере».

- Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?

(Ответы детей) Жалость, печаль, желание сделать что-то хорошее, доброе.

9. Итоги урока и оценка знаний.

Рефлексия

С каким чувством уходите с урока?

Чему научил вас этот рассказ?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?