Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.
статья (6 класс) на тему

Бунтова Галина Александровна

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл miloserdie.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств личности  подростков средствами художественной литературы

Есть много родов образования и развития,

                                                                                и каждое из них важно само по себе, но

                                                                             всех выше должно стоять образование

                                нравстенное.

 В.Г.Белинский

   В данное время  в современном российском обществе возникла проблема падения нравственности, смены ценностей, замены духовного на сугубо материальное. Современный учитель-словесник работает в условиях сокрушительного духовного и нравственного слома. Всѐ исконное, народное, традиционное теряет силу примера, в том числе и нравственные уроки классической литературы.  Культ силы и беспринципности опасно разлагает современное общество, средства массовой информации и виртуальные игры словно задались целью этому помогать.  Родители не в состоянии в течение суток контролировать содержание передач, которые смотрят дети по телевизору, резкий взлет престижа «умеющих жить» побуждает стремиться к подражанию им. На фоне всего этого «устарели», стали необязательными ценившиеся ранее нравственные устои, традиции, понятия о добре и зле, стремление к нравственному самосовершенствованию. 

Произведения литературы либо вовсе не читаются детьми, загруженными с лихвой другими информационными источниками, либо проходят у них как повинность школьной дисциплины литература и не воспринимаются как средство примера, поучения, материала для подражания. Современные дети по собственному желанию почти не читают художественную литературу, а если и обращаются к книгам, выбирают для себя захватывающие сюжеты с приключениями, фэнтези, детские детективы, школьницы – «Энциклопедию для девочек»,  а расссказы, например, Куприна, Бунина  воспринимают только как повинность на уроке. При такой установке не избежать последующего извращенного восприятия действительности.

  Еще Аристотель в своей «Поэтике» говорил о важности искусства, в частности литературы, для личности, для государства. Книга содержит материал для воздействия на человека, примеры для подражания. Человек должен подражать тому, что вызвало в нем интерес, и здесь необходимо  побудить его читать и правильно оценивать прочитанное. Нужно приобщать детей к размышлениям над прочитанным,  нравственной беседе, которая поможет донести до ребенка, подростка необходимую мораль, обращая внимание ученика на самое важное. Контролируя и корректируя зарождающееся мировоззрение подростка, учитель получит желаемые результаты  своего труда. В этом  - важность миссии уроков литературы. Ее прямое предназначение. След, который должны оставлять мы, учителя, - это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С.Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.

Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно

– нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского

образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях

христианства.

Под ―духовно-нравственным воспитанием‖ понимается процесс содействия духовно-

нравственному становлению человека, формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,

патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению

самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления

духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

         В руках у учителя литературы самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на

душу учение о добре, самые чудные страницы о детстве от Аксакова и Толстого до

Шмелева и дальше до Евг. Носова и Белова. Это могучая ограда от зла – если ее правильно

выстроить. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-

нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя

его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность

и др.  Русская классическая (образцовая) литература всегда проповедовала добро.

Обратимся к истокам:

Русские сказки (побеждает добро в конце)

Былины. Например, «Илья Муромец»: странники наставляли Илью Муромца: «Не помысли

злом на татарина, не убей в чистом поле христианина». Ведь это здорово! Не сотвори зла,

не помысли злом. И родитель дает ему благословление на добрые дела, « а на худые дела

благословления нет».

«Поучение Владимира Мономаха» дает ценнейшие нравственные заветы молодому

поколению. Вот некоторые из них:

- ни питью, ни еде, ни спанью не предавайтесь;

- лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело и т.д.

 «Домострой» 16 век – краеугольное сочинение эпохи формирования русской нации. Книга

эта наставляла хранить свою веру, почитать старших, служить государству, беречь в душе

чувство благоговения к святыням и главное – учила, как нести эти чувства в семью, как строить свой «внутренний храм» и семейный дом.

 Достаточно перечислить только название глав и сразу станет ясно, какой национальный

памятник был запрещен в 1918 году:

- похвала женам;

- как детей растить;

- как детям отца и мать любить. и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем;

- как дом содержать; даже как щи готовить и т.д.

 Идея духовного развития человека должна быть в основе воспитания.

Мы не постигли многих законов развития общества, но ряд закономерностей

прослеживается на протяжении тысячелетий. Все доброе, гуманное прививается

человечеству через борьбу со злом, агрессивностью, жестокостью.

              Бесценной является русская классика. Здесь все выверено временем, нет ни единого

лишнего слова. Огромное внимание уделяла русская литература семейному воспитанию. Роман

«Евгений Онегин». Разное воспитание Онегина и Татьяны. Русское национальное

воспитание в семье Лариных (идея, дух, верность русским традициям, старина и т.д.).

« Но я другому отдана, я буду век ему верна», - говорит любимая героиня Пушкина. Даем

правильное толкование, почему Татьяна не приняла любовь Е.Онегина после замужества?

 М.Ю.Лермонтов в «Песне про купца Калашникова…» выставил героем удалого

купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, свою честь, честь семьи

ценой жизни. Нарушил семейную святыню Кирибеевич– басурманский сын.

 Эту же тему продолжает Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»

 -Так предать, предать веру,- говорит старый Тарас своему сыну Андрею.

 Тема семейных отношений нашла отражение в творчестве Толстого, Тургенева,

Гончарова, Шолохова и т.д. Семья, где нет духовности, – распадается.

Прекрасны в русской литературе женские образы. Тургеневские девушки – мечта многих

мужчин и сейчас.

Силу характера русского человека мы видим у Лескова в «Очарованном

страннике», у А.Толстого в «Русском характере», у М.Шолохова в «Судьбе

человека» и т.д.

Не оставляет детей равнодушными и повесть В. Распутина «Уроки французского», где мы говорим о душевной щедрости и чуткости учительницы, приходим к выводу, что память о милосердном поступке греет душу , а о злом -  отравляет.

Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания учителям-словесникам

дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.

Нужно только умело их преподносить детям. В каждом программном произведении важно найти то, что наиболее близко, понятно детям, поучительно, и донести это так, чтобы произведение прежде всего помогало разобраться, осмыслить окружающее, сегодняшнее. Только тогда герои книг смогут заговорить взволнованно и страстно, как живые с живыми, ведь литература – предмет личностный.

            Весьма ценны на уроках и во внеурочной деятельности литературные дискуссии. Они развивают самостоятельность суждений, готовят школьников к реальной жизни, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую важность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование.

         Кроме прочего, для решения проблем духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы,  которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.

         Но не все при этом бывает легко и просто. Хочется поделиться одним примером из

опыта работы. Нынешние мои восьмиклассники, когда были в 6 классе и читали рассказ

В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», искренне говорили о том, что главный герой,

обманувший бабушку, был не прав, что так поступать нельзя, даже если очень хочется

что-то получить. В 7 классе они сопереживали вместе с автором, когда читали рассказ

Ф.Абрамова «О чем плачут лошади», им было искренне жаль собачку из произведения

Л.Андреева «Кусака».  А в 8 классе совсем иного мнения при чтении рассказа Л.Н.Толстого

«После бала»,  которое условно можно разделить на две части: «На балу», где главный

герой, полковник, очень вежлив, учтив, благороден со всеми, вызывает симпатию не только у рассказчика, но и у читателей, и «После бала», где описывается наказание татарина прохождением сквозь строй солдат, которым руководит тот же полковник. Меня поразил тот факт, что при анализе образа полковника во второй части ученики говорят, что в этом эпизоде

главный герой показан хорошим военным, добросовестно исполняющим свой долг. Я

пытаюсь навести их на правильное понимание текста, говорю, что это жестоко избивать

человека. А они отвечают, что это армия, там так положено, если заслужил - получи

серьезное наказание. Думаю, куда делась жалостливость детей, их сопереживание, почему

они так рассуждают. Я долго потом размышляла над такими ответами, пытаясь понять

причину. А причина, видимо, в том, что эти дети родились и выросли уже в

постперестроечное время. Это новое поколение, которое воспитывалось не на добрых

мультиках, а на фильмах ужасов, агрессивных боевиках, поэтому они говорят, что полковник всего лишь добросовестно выполняет долг военного начальника, он же не просто бьет человека, а наказывает его.  Конечно, я постаралась подвести учеников все же к адекватному восприятию текста,  т.е. к правильному пониманию авторской позиции, к тому, что полковник на самом деле

жестокий человек, а в первой части на нем была лишь маска великодушия. Но что же

получается – я учу одному, а общество учит другому. Изменение общественных

отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые

выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической

пустоты.  Так через учебный диалог учителя и ученика происходит культурное, нравственное и

духовное взаимообогащение обучающихся и преподавателя.

Итак, нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания

долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу

другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность -

воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

       Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не

может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и

литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированный урок как - средство формирования нравственных качеств личности на примере урока музыки.

СоСОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНЫЙ УРОК СТАЛ БОЛЕЕ ГИБКИМ ПО ЦЕЛЯМ И ЗАДАЧАМ, ВАРИАТИВНЫМ ПО ФОРМАМ И МЕТОДАМ ПРОВЕДЕНИЯ, РАЗНООБРАЗНЫМ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ УЧИТЕЛЕМ. И ВСЕ ЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА Е...

Формирование нравственного качества милосердие средствами художественной литературы.

в тезисах статьи предлагается материал по теме для учителец литературы, работающих в 5-9 классах....

Методы и формы формирования патриотических убеждений школьников средствами художественной литературы.

Методы и формы формирования патриотических убеждений  школьников средствами художественной литературы....

Игра как средство формирования нравственных качеств воспитанников

Игра  -   это универсальной форма деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка дошкольника, школьника, взрослых; игра определяет...

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»

Выступление на методическом объединении: «Социально-нравственное воспитание школьников средствами художественной литературы через пословицы и поговорки»...