Открытый урок, посвященный творчеству М.Ю Лермонтова
план-конспект урока (5 класс) по теме

Агапова (Иванова) Оксана Викторовна

урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_lermont.doc117 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok_-_kopiya.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Детство в Тарханах

(страницы жизни М. Ю. Лермонтова)

Цель: подготовить книгу о жизни писателя. Каждая команда -это авторский коллектив, работающий над созданием одной из глав книги.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

                Наш урок посвящается жизни и творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова. Ираклий Андроников сказал о поэте: «Через всю жизнь проносим мы образ этого  человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого». У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе «сажал одну пулю в другую», руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком. Сегодня мы обращаемся к тому времени, когда формировался этот могучий талант. И результатом нашего урока станет книга о детских годах Лермонтова с иллюстрациями и поэтическим материалом.

Главы книги.

  1. «Дорогие и близкие сердцу люди»
  2. «Детские игры и мечты»
  3. «Музыкальное дарование»
  4. «Поэтическое дарование»
  5. «Талант художника»
  1. Проведем разминку. Каждая команда должна ответить на вопрос.

1. Где родился М. Ю. Лермонтов? Где проходило его детство?

(Родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье офицера. С 1815 по 1827г. Жил в имении своей бабушки Тарханы )

2. Какова история названия села Тарханы?

 (Это село ранее называлось Никольским, затем Яковлевским. Но так как его жители занимались не только земледелием, но и скупкой и продажей шкурок домашних животных, а скупщиков называли тарханами, то и село в начале 19 века получило название Тарханы).

3. Кто является основателем рода Лермонтовых?

 (Знаменитый шотландский бард, маг и чародей Томас Лермонт, о котором ходит яркая поэтическая легенда, она звучит так: «В дни своей юности встретил Томас Лермонт королеву фей. Ее красота околдовала его, и он провел семь лет в ее королевстве фей безмолвным рыцарем в ее свите. Когда пришло время покинуть страну цветов  и солнца, королева наградила его волшебным даром слагать пророческие стихи. Жаль было фее расставаться с юным рыцарем. И она сказала ему в час прощания: «Однажды, Лермонт, за тобой придет вестник, и ты навсегда вернешься в королевство фей». Томас вернулся, и все дивились его волшебному дару. Но сам он был грустен, он тосковал по солнечной долине фей. Однажды в селение, где жил бард, вошли сияющие, как горные снега, два белых оленя. Жители расступились перед ними, пораженные чудом, а Томас Лермонт вдруг посветлел лицом и пошел вслед за ними, забыв обо всем на свете. Олени привели его к реке, вошли в воду. И все трое исчезли. С той поры никто уже больше не встречал среди живых Лермонта». Вещий Лермонт воскрес через много поколений в России в лице великого поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Не подозревал Лермонтов и о том, что был в родстве с еще одним великим шотландцем и кумиром своей юности лордом Байроном.)

4. В каком возрасте испытал Лермонтов первое романтическое чувство?

(В 10 лет на Кавказе Мишель впервые влюбился в очаровательную златокудрую девочку. Он вспоминает: «Я не помню, хороша она была или нет, но ее образ и теперь хранится в голове моей».)

5. В каком возрасте Лермонтов составил свой первый рукописный сборник?

(Свой первый рукописный сборник Лермонтов составил в 15 лет)

  1. Оформление титульного листа книги.

                  По установившейся традиции все сборники лермонтовских стихотворений открывает стихотворение «Ангел», помеченное 1831 годом (Лермонтову 17 лет). Давайте и мы не будем нарушать эту традицию. Она установилась не случайно. «Ангел»- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии. Это стихотворение в сущности биографический факт, это ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова, изначальный родник.

Ангел.

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

Глава 1. «Дорогие и близкие сердцу люди»

               Маленький Мишель (так называли в детстве близкие Лермонтова) жил вместе с мамой Марией Михайловной и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отец Юрий Петрович был офицером, поссорился с бабушкой и мамой, поэтому жил отдельно. Воспитала поэта бабушка, так как мать умерла рано. Бабушка заботилась об образовании Мишеля, о его здоровье (в детстве он был очень болезненным и впечатлительным мальчиком). Неоднократно возила его бабушка на лечение на Северный Кавказ, где он слушал горские легенды. Делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери. Очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание- мамина песня. Трех лет он плакал на коленях у матери от этой песни.

                      Няня поэта Кристина Осиповна Ремер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарство и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню: она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: «Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят!»

                      Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Копе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.

                   Одним из близких друзей поэта был троюродный брат Аким Петрович Шан-Гирей. Он писал: «Мы вместе приехали осенью 1825 года из Пятигорска в Тарханы, и с этого времени мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазами Мишель, в зеленой курточке и клоком белокурых волос надо лбом, резко отличающимся от прочих, черных как смоль...»

                И все-таки страна детства -Тарханы-навсегда осталась светлым воспоминанием, почти утраченным раем. В один из самых трудных периодов своей жизни М. Ю. Лермонтов писал:

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,-памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится- и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

                         Шумят под робкими шагами.

Глава 2. «Детские игры и мечты»

            Бабушка старалась, чтобы внуку не было скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними очень быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.

             Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько же лет, и они вместе  с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.

             Из воспоминаний Акима Петровича Шан- Гирея: «Дом был всегда битком набит. У бабушки было 3 сада, большой пруд перед домом, а за прудом роща; летом простору вдоволь. Зимой немного потеснее, зато на пруду разбивались мы на 2 стана и перекидывались снежными комьями...»

             Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник вместе с бабушкой Мишель наблюдал, как православный люд мерялись силой, шли «стенка на стенку». В этом бою Василию очень сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: «Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!»

            «Когда собирались соседки, устраивались танцы, и раза два был домашний спектакль; бабушка сама была очень печальна, ходила всегда  в черном платье и белом старинном чепчике без лент, но была ласкова, добра и любила, чтобы дети играли и веселились, и нам у нее было очень весело»- вспоминал Аким Петрович.

               До 1830 года Лермонтов ничего не знал о своих предках, так как семейные родословные бумаги пропали при переезде из Костромской губернии в Тульскую. Но Мишелю эти бумаги были не так важны. В его распоряжении имелся другой источник сведений о предке русских Лермонтовых- баллада Вальтера Скотта.

Желание.

Зачем я не птица, не ворон степной,

Пролетевший сейчас надо мной?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?

На запад, на запад помчался бы я,

Где цветут моих предков поля,

Где в замке пустом, на туманных горах,

Их забвенный покоится прах.

На древней стене их наследственных щит

И заржавленный меч их висит.

Я стал бы летать под мечом и щитом

И смахнул бы я пыль с них крылом;

И арфы шотландской струну бы задел,

И по сводам бы звук полетел;

Внимаем одним, и одним пробужден,

Как раздался, так смолкнул бы он.

Но тщетны мечты. Бесполезны мольбы

Против строгих законов судьбы.

Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой.

О! Зачем я не ворон степной?

         

 Глава 3. «Музыкальное дарование»

               Михаил Юрьевич Лермонтов- один из самых музыкально одаренных поэтов. «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимкой»,-писал В. Г. Белинский.

            Музыка была спутницей Лермонотова от первых дней и до конца его жизни. У мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала мать, Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать. Ее пение было настолько проникновенным, что вызывало слезы на глазах сына.

            В ранние годы, проведенные в Тарханах, пробудилась любовь маленького Лермонтова к народным преданиям, песням и сказкам, услышанным от местных крестьян.С трех лет Мишель учился игре не только на фортепиано, но и на скрипке, звуки которой были особенно близки маленькому Лермонтову своей печальной мелодичностью.

            Занятия музыкой продолжались и в пансионе под руководством Кала Геништы. На одном из переходных экзаменов юный Лермонтов исполнил с блеском сложную пьесу- аллегро из скрипичного концерта Маурера.

            Лирика Лермонтова вдохновляла на создание романсов Чайковского, Аренского, Булахова, Гречанинова, Рахманинова, Римского-Корсакова.

             В последний год жизни он положил на музыку свою «Казачью колыбельную песню». Были даже и ноты , но пропали и до нас не дошли. Однако если бы мы даже не знали об этом, мы догадались бы о его музыкальности, читая его стихи и прозу.

Казачья колыбельная песня.

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки баю.

По камням струится Терек,

Плещет мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закален в бою;

Спи, малютка, будь спокоен,

Баюшки баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмешь ружье.

Я седельце боевое

Шелком разошью...

Спи, дитя мое родное,

Баюшки баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду-

Ты махнешь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел тихо, сладко,

Баюшки баю.

Стану я тоской томиться,

Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся богу,

Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки баю.

        Глава 4. «Поэтическое дарование»

        Когда великий русский поэт был маленький, он часто говорил в рифму. Однажды гости привезли в подарок Мишелю механическую заводную игрушку-птичку, которая умела петь и махать крыльями. Полюбовавшись ею, ребенок произнес:

Эта птичка хороша,

У нее поет душа.

      Или долго ждет, когда придет мама, а потом скажет:

Что-то мама не идет,

Ведь Мишель все ждет и ждет.

      Только научившись читать, маленький Лермонтов уже читал поэтические сказки Жуковского, Пушкина и восхищался их красотой. «Я тоже так хочу сочинять»,- говорил он бабушке.

            Пробуждению поэтического таланта Лермонтова способствовали и поездки на Кавказ. В раннем детстве, во время пребывания с бабушкой на Кавказе, десятилетний Лермонтов увидел синеглазую, светловолосую девочку. Вбежал в комнату, где играли другие дети- а там она. С десятилетним мальчиком от этих синих ангельских глаз случился почти что обморок. Потом он не помнил даже имени девочки, все собирался спросить у взрослых, но постеснялся. Так и жил он со смутным воспоминанием чего-то прекрасного, почти божественного, соотнося с этим образом все, что встречалось в жизни.

            Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь.

Кавказ.

Хотя я судьбой на заря моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия скал,

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

             И только иногда Лермонтову становилось вдруг печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался и записывал строчки стихов. Читали их только близкие люди и удивлялись: стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные.

             Из воспоминаний Екатерины Сушковой: «Мы отправлялись пешком на богомолье. На четвертый день пришли в Лавру изнуренные и голодные. На паперти встретили слепого нищего. Он дряхлою рукою поднес нам деревянную чашечку, все мы надавали ему мелких денег; услышав звук монет, бедняк перекрестился, стал нас благодарить, приговаривал: «Пошли вам Бог счастья, добрые господа; а вот намедни приходили сюда господа, тоже молодые, да шалуны, насмеялись надо мною: наложили полную чашечку камушков. Бог с ними.» Помолясь святым угодникам, мы возвратились домой. Все мы суетились около стола. Один Лермонтов стоял на коленях перед стулом, карандаш его бегал по клочку серой бумаги, и он как будто не замечал нас... Окончив писать, он вскочил, тряхнул головой, сел на стул и начал читать нововышедшие из-под его карандаша стихи...»:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянье,

Бессильный, бледный и худой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку.

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою,

Так чувства лучшие мои

 Навек обмануты тобою!...

              Родственники поэта, полагая, что ученические сочинения Мишеля недостойны славы Михаила Лермонтова, мало заботились о том, чтобы сохранить их. Сам поэт долго не делал никакой попытки печататься: для него поэзия была средством выражения душевного состояния. И даже первую поэму отнес в журнал знакомый Лермонтова.

Глава 5. «Талант художника»

          «Мишель был мастер делать из талого снега человеческие фигуры в колоссальном виде; вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам: уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воску целые картины...»-, вспоминал Аким Петрович.

            Маленький Лермонтов любил ползать по полу и рисовать мелом. Сначала няня хотела запретить это, но увидела, что у ребенка получилась лошадка, а потом собачка. Тогда бабушка принесла ему акварельные краски и листы бумаги. Когда Мишель заболел и ему нельзя было выходить на улицу, он сидел у окна и рисовал то, что видел: сад, скошенные луга, лес. Все были восхищены одаренным ребенком.

            Однажды бабушка привезла Мишелю коробку цветного воска, и он несколько дней не играл ни в какие игры, а все лепил на ровной широкой доске. Наконец, однажды он открыл дверь в свою комнату и объявил: «Смотрите все! Сражение при Арабеллах; Александр Македонский разбивает персидское войско!»Удивленные зрители с восхищением рассматривали фигурки- воины и пешие, и конные, и на слонах. Бабушке на день рождения Мишель подарил лепную работу «Охота на зайца».

            Уже взрослым человеком М. Ю. Лермонтов не прекращал свои занятия живописью: рисовал акварелью кавказские пейзажи, рисунки к своим стихотворениям, автопортрет.

           Не много рождалось поэтов, которые бы так «слышали» мир и видели его так- динамично, объемно и красочно. В этом Лермонтову-поэту помогал глаз художника. Не только с натуры, но и на память он мог воспроизводить на полотне, на бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя, скачку, преследование. И, обдумывая стихотворные строки, любил рисовать грозные профили и горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником.

   4. Иллюстрирование страниц книги.

Нашу книгу необходимо проиллюстрировать. Каждый авторский коллектив подготовил несколько иллюстраций, сейчас они нам их продемонстрируют и прокомментируют.

  1. Подведение итогов.

Таким образом, ребята, благодаря совместной работе наших творческих коллективов, у нас получилась такая замечательная книга. В ней собран весь теоретический материал по теме урока : «Детство в Тарханах (страницы жизни М. Ю. Лермонтова)». А также мы собрали большое количество иллюстраций по данной теме. Мы познакомились с такими страницами жизни М. Ю. Лермонтова, которые рассказали нам о том, что это был не просто поэт. Л.Ю. Лермонтов- замечательный музыкант, талантливый художник, мечтатель и гениальный поэт и писатель. С его творчеством мы будем знакомиться каждый год и открывать для себя что-то новое, неизведанное и интересное. А эту книгу мы на следующий год передадим пятому классу, чтобы ребята также познакомились со страницами жизни великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

Детство в Тарханах

(страницы жизни М. Ю. Лермонтова)

Составили учащиеся 5 класса В

Учитель: Иванова О. В.

Ангел.

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов

О боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес

Для мира печали и слез.

И звук его песни в душе молодой

Остался без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,

Желанием чудным полна;

И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

1831 год (Лермонтову 17 лет)

Содержание.

Глава 1. «Дорогие и близкие сердцу люди»

Глава 2. «Детские игры и мечты»

Глава 3. «Музыкальное дарование»

Глава 4. «Поэтическое дарование»

Глава 5. «Талант художника»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детство в Тарханах (страницы жизни М. Ю. Лермонтова) ‏ Составили учащиеся 5 класса В Учитель: Агапова О. В.

Слайд 2

Содержание книги 1 глава «Дорогие и близкие сердцу люди» 2 глава «Детские игры и мечты» 3 глава «Музыкальное дарование» 4 глава «Поэтическое дарование» 5 глава «Талант художника»

Слайд 3

Ангел. По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов, О боге великом он пел, и хвала Его непритворна была....

Слайд 4

Глава 1. «Дорогие и близкие сердцу люди» «И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом...»

Слайд 6

«Неоднократно возила его бабушка на лечение, на Северный Кавказ»

Слайд 7

Глава 2. «Детские игры и мечты»

Слайд 8

«У бабушки было три сада, большой пруд перед домом, за прудом роща...»

Слайд 9

«Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!»

Слайд 10

«... Последний потомок отважных бойцов Увядает средь чуждых снегов; Я здесь был рожден, но нездешний душой. О! Зачем я не ворон степной?»

Слайд 11

Глава 3. «Музыкальное дарование» «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимкой»,- писал В. Г. Белинский

Слайд 13

Глава 4. «Поэтическое дарование»

Слайд 15

Кавказ. «...Я счастлив был с вами, ущелия скал, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!»

Слайд 17

У врат обители святой Стоял просящий подаянье, Бессильный, бледный и худой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку. И кто-то камень положил В его протянутую руку...

Слайд 18

Глава 5. «Талант художника»

Слайд 21

Пейзаж с двумя березами

Слайд 22

Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой

Слайд 23

Военно-грузинская дорога близ Михета

Слайд 24

Сцена из кавказской жизни

Слайд 25

Крестовый перевал

Слайд 26

Вид Тифлиса

Слайд 27

Окрестности селения Караагач (Кавказский вид с верблюдами).

Слайд 28

Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.

Слайд 29

Эпизод из сражения при Валерике.

Слайд 30

При Валерике. Похороны убитых.

Слайд 31

Перестрелка в горах Дагестана.

Слайд 32

Вид Пятигорска

Слайд 34

Эмилия, героиня драмы «Испанцы» (В.А. Лопухина?).

Слайд 35

Лопухина В.А. (в замужестве Бахметева).

Слайд 36

Неизвестный молодой человек в синем (С. А. Раевский?).

Слайд 37

Столыпин А. А. (Монго) в костюме курда.

Слайд 38

Черкес.

Слайд 39

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-38 годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....

К 200-летию со дня рождения. Литературная гостиная, посвященная творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова.

М.Ю.Лермонтов. Загадочный, дерзкий,задумчивый... Хотите вызвать интерес к судьбе и творчеству  поэта? Данный  материал поможет  это сделать....

Открытый урок, посвященный творчеству Ю. Друниной

план окрытого мероприятия в 9 классе...

Литературно-музыкальная композиция «Страницы мятежной жизни», посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Открытый урок, посвященный 200-летию М.Ю.Лермонтова

Жизнь М.Ю. Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он успел испытать все: взлеты вдохновения и горечь разочарований. Пушкина мы предст...

Урок посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова

quot;Любить … но кого же?...." Любовная лирика М.Ю.Лермонтова...