Выступление. Методический семинар «Использование аудирования как метода обучения татарскому языку в 5-ых классах»
проект (5 класс) по теме

Хайрутдинова Эльвира Рифкатовна

Исторический обзор трудов по обучению татарскому языку как неродному, содержащийся в лингводидактических исследованиях, показывает, что работы ученых прошлых веков внесли значительный вклад в становление методики преподавания татарского языка для нетатар и поэтому все самое ценное в обучении татарскому языку как неродному должно быть переосмыслено. Среди тех, кто внес существенный вклад в становление методики преподавания татарского языка, формирование ее основных принципов, представляется уместным назвать, в первую очередь, имя М.Х. Курбангалиева,[1] ученого-лингвометодиста.



[1] Курбангалиев М.Х. Учебник татарского языка. Для заочников-нетатар. Ч.1 / М.Х. Курбангалиев. – Казань: Татгосиздат, 1914. – 244 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар

«Использование аудирования как

метода обучения татарскому языку в 5-ых классах»

Исторический обзор трудов по обучению татарскому языку как неродному, содержащийся в лингводидактических исследованиях, показывает, что работы ученых прошлых веков внесли значительный вклад в становление методики преподавания татарского языка для нетатар и поэтому все самое ценное в обучении татарскому языку как неродному должно быть переосмыслено. Среди тех, кто внес существенный вклад в становление методики преподавания татарского языка, формирование ее основных принципов, представляется уместным назвать, в первую очередь, имя М.Х. Курбангалиева,[1] ученого-лингвометодиста.

Отдельные проблемы методики обучения татарскому языку в русской школе ставились и решались в диссертационных исследованиях А.Ш. Асадуллина, Ф.Ф. Харисова, Ч.М. Харисовой, К.С. Фатхулловой, Р.Р. Замалетдинова, С.Х. Айдаровой, Р.З. Хайдаровой, М.М. Шакуровой, но вопросы обучения аудированию татарской устной речи русскоязычных учащихся на коммуникативной основе не являлись предметом специального рассмотрения и анализа. Обучение аудированию татарской речи должно вестись в системе с обучением остальным видам речевой деятельности. Следовательно, актуальность темы исследования обусловлена неразработанностью вопросов методики обучения восприятию татарской монологической и диалогической речи на слух, отсутствием в татарской лингвометодике монографических работ, посвященных данной теме.

Татарский язык, наряду с русским, носит статус государственного языка в Республике Татарстан. Статус татарского языка как государственного требует от носителей языка и тех, для кого он не является родным, устойчивых речевых навыков, необходимых для полноценной речевой коммуникации в различных жизненных ситуациях.  Применение данной языковой компетенции в реальной жизни  представляет большую трудность, так как каждый язык имеет свои, свойственные только ему, особенности звучания, которые могут вызвать трудности при аудировании.

В работе приведены приёмы и методы, позволяющие повысить качество развития данного вида речевой деятельности.

        При обучении татарскому языку как неродному аудирование является и целью, и средством обучения. Ф.Ф. Харисов подчеркивает, что с первых ступеней обучения неродному языку необходимо уделять внимание развитию навыков восприятия речи на слух.[2]

Важной характеристикой аудирования является фонологический слух. Фонологическим слухом называют способность слышать и правильно воспринимать на слух иностранную речь в процессе изучения иностранных языков. Такие лингвисты как Е.Д. Поливанов, В.А. Щерба, С.И. Бернштейн, А.И. Реформаторский поддерживали теорию о формировании фонологического слуха у человека.

За последние годы было создано несколько аудиокурсов, которые внесли существенные изменения в процесс обучения татарскому языку русскоговорящих учащихся. Благодаря им появилась возможность вести систематическую работу по развитию навыков восприятия татарской речи на слух: аудиокурс «Говорите по-татарски» (авторы – Р.А. Вафин, Ф.И. Сабитова)[3]; аудиоприложение к учебнику «Татарский язык. Интенсивный курс» (авторы – Ф.С. Сафиуллина и др.)[4]. Поскольку данные учебные пособия предназначены для учащихся начинающего уровня, в них представлены простейшие грамматические явления (единственное и множественное число, отрицательне окончание глагола повелительного наклонения -ма/-мә и т.д.); диалоги с примитивной лексикой (Бу нәрсә? – Бу ишек.); упражнения, направленные на овладение интонационными моделями (Бүген дүшәмбеме? Сәгать беренчеме?); специфические особенности постановки ударения в определенных словах и словосочетаниях на татарском языке (татáрча, рýсча, алмáнча; миннән башка, сездән башка). Данные учебно-методические комплексы предназначены в основном для тех, кто изучает язык самостоятельно, т.е. для студентов и взрослых. Возрастные особенности младших школьников в них не учитываются, хотя аудиоприложения применимы на начальном этапе обучения татарскому языку.

Изучение данного вида речевой деятельности в методике недостаточно глубокое, да и термин «аудирование» используется в методической литературе сравнительного недавно. Понятие аудирования включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Также известно, что аудирование – очень трудный вид речевой деятельности. А то, что современные выпускники школ практически не владеют данным умением совсем ни секрет. Вообще, аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию.

Дети приходят в школу, обладая большим опытом слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в школе часто утрачивается. Обучение аудированию на татарском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно развивать их.

Цели обучения аудированию.

     Цели обучения аудированию можно определить как следующие:

  • сформировать навыки подсознательного восприятия звуков, звукосочетаний и интонаций, то есть звуковой стороны речи;
  • развить умения создавать устные или письменные высказывания;
  • научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
  • научить учащихся выделять главное в потоке информации;
  • развить слуховую память;
  • развить слуховую реакцию.

Основная задача обучения татарскому языку в русскоязычной аудитории – научить практически пользоваться татарским языком как средством общения в пределах установленного программой словарного и грамматического минимумов. В процессе занятий обучающиеся должны научиться правильно воспринимать речь на татарском языке (аудирование), участвовать в разговоре (диалогическая речь), рассказывать об увиденном и услышанном (монологическая речь), читать и понимать татарские тексты, а также приобрести навыки грамотного письма на татарском языке.

Основное и ведущее место в системе занятий по татарскому языку в русскоязычной аудитории должны занимать формирование и развитие навыков устной речи, которые затем послужат обучающимся фундаментом для последующего овладения татарским языком.

Устная речь, как известно, складывается из умения слушать и понимать звучащую речь (аудирование) и умения говорить (диалогическая и монологическая речь). Рассмотрим методы работы по обучению татарской речи, по которым я работала в 2013-2014 учебном году.

1. Аудирование.

Под аудированием понимается процесс восприятия и понимания звучащей речи. Иными словами, эти упражнения не читаются обучающими, а слушаются. Специфика обучения понимания татарской речи в русской аудитории заключается в том, чтобы научить безошибочно узнавать отдельные звуки и звукосочетания татарского языка. При достаточно развитых навыках восприятия иноязычной речи на слух на начальном этапе обучения татарскому языку аудирование может сыграть существенную роль в практическом овладении татарской речью. Поэтому развитие у обучающихся умения понимания со слуха татарскую речь надо начинать с первых шагов обучения и осуществлять параллельно с формированием у них умений и навыков говорения на изучаемом языке. Самым распространенным приёмом обучения аудированию является слушание обучающимися речи преподавателя на татарском языке. Каждое занятие посвящается слушанию текстов, подаваемых преподавателем, по которым затем проводится определённая работа (ответы на вопросы, беседа, пересказ и т.п.).      Работу начинаем с прослушивания:

а) отдельных слов (“Прослушайте и укажите слова со звуком [?]”, “Прослушайте и укажите слова, обозначающие мебель” и т. д. При восприятии соответствующих слов обучающиеся должны как-то реагировать, например, поднятием руки);
б)словосочетаний;
в)предложений;
г) связных текстов.

На моем сайте размещены план-конспект урока с использованием аудирования и задания по аудированию. В презентации можно по гиперссылкам выйти на них.

2. Диалог.

Обучение диалогу в школе проводится с первых же уроков. Дети начинают знакомиться и с формулами этикета на татарском языке. Очень важно, чтобы в обучении диалогической речи была определённая последовательность. Намечаем следующие основные этапы работы над диалогом: слушание и понимание диалогического образца, воспроизведение диалогического образца на разных уровнях: путём имитации по памяти, с видоизменением внутри ситуации и др. Иными словами, нужно последовательно учиться:

  • слушать и понимать диалогическую речь на татарском языке;
  • правильно проговаривать реплики диалогов;
  • строить диалог, аналогичный образцу;
  • самостоятельно строить диалог.

Используем следующие виды заданий по обучению диалогической речи:

  • Дополните ответную реплику.
  • По данному образцу составьте новый ситуативный диалог.
  • Составьте диалог, используя опорные слова.
  • Прочитайте диалог, добавив нужные реплики.
  • Измените диалогическую речь в монологическую.
  • Переведите диалог на русский язык.
  • Измените время глаголов в диалоге и др.

3. Монолог.

При работе с русскоязычной аудиторией, обращаю внимание и на обучение монологической речи. Как известно, при овладении монологической речью, обучающиеся имеют дело со связным текстом, работа над которым способствует формированию у них логического мышления, ибо контекст организует, дисциплинирует мысль гораздо лучше, чем выполнение упражнений с отдельными словами или предложениями.

В обучении татарскому монологу в русскоязычной аудитории работу начинаем с развития умения высказать одну законченную мысль по данной теме, об указанном предмете, с составления предложения по картине.

Использование современных информационных средств на уроках татарского языка также помогает усвоению языковых норм. Дети с удовольствием просматривают специальные диски по обучению татарскому языку, выполняют на компьютерах тестовые задания, а также задания занимательного характера (составляют кроссворды для одноклассников, делают проекты на определенную тему).

Вовлечение русскоязычных учащихся в участие на различных внеклассных мероприятиях, проводимых на татарском языке, также даёт свои результаты. Русскоязычные учащиеся совместно с детьми–татарами инсценируют произведения, рассказывают стихи, исполняют песни, танцы. Так, например, стало традицией ежегодно проводить День родного языка 21 февраля. На данном празднике на одной сцене участвуют дети разных национальностей. Каждый из них исполняет художественные номера, как на своём родном языке, так и на татарском.

Таким образом, при изучении татарского языка с опорой на ситуации общения, учащиеся чувствуют практическую значимость изучения языка, появляется эмоциональная приподнятость и обеспечивается мотивация процесса обучения татарскому языку.

При усвоении речевых навыков язык может использоваться сознательно, грамматически правильно. Только при успешном изучении татарской речи решаются коммуникативные цели: формируется личность, умеющая понимать, говорить, читать, писать на изучаемом языке. А в том случае, если учитель и ученик работают творчески, результаты будут прекрасны, ибо основная сила творчества – это радость общения.

Анаграммы.

           Анаграмма (греч.) — слово или фраза, получаемые из других осмысленных слов или фраз посредством перестановки букв, либо просто слово, в котором переставлены буквы.

           В программе StarBoard Software, для учителей гуманитарных предметов предоставляются интересные задания, один из которых анаграммы. В ней есть слова на разные темы, такие как: еда, спорт, игры, учебные принадлежности и др. В этой программе нет заданий для урока татарского языка, но я перевела все темы, в том числе и слова на татарский язык. Как и было в русском варианте, разделила их на темы. Затем, в конце каждой учебной темы, чтобы закрепить знания детей, я вносила слова из данной темы в анаграммы. После, разделив учеников на группы,  проводила соревнования.

         

        Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение аудированием позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой устной речи. В ходе реализации проекта качество знаний учащихся по татарскому языку за 2 года повысился на 7 %, правильного восприятия речи на татарском языке на 4 %, динамика диалогической речи на 3 % и монологической речи на 5 %.

       Аудирование, как установили исследователи, занимает до 40-60% учебного времени на уроке, начинается с приветственной фразы учителя и заканчивается при подведении итогов урока.

Следовательно, вывод о необходимости специального, целенаправленного обучения аудированию, как самостоятельному виду речевой деятельности, очевиден.


[1] Курбангалиев М.Х. Учебник татарского языка. Для заочников-нетатар. Ч.1 / М.Х. Курбангалиев. – Казань: Татгосиздат, 1914. – 244 с.

[2] Харисов Ф.Ф. Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең фәнни-методик нигезләре / Ф.Ф. Харисов. — Казан: Мәгариф, 2002. —  Б. 275.

[3] Вафин Р.А. Говорите по-татарски. Аудиокурс татарского языка для начинающих / Р.А. Вафин, Ф.И. Сабитова. — В трех частях. Часть 1. — Казань, 1998. — 59 с.

[4] Сафиуллина Ф.С. Татарский язык. Интенсивный курс / Ф.С. Сафиуллина и др. — Изд. 2-е, перераб., доп. — Казань: Хәтер, 1998. — 273 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудирование - метод обучения татарскому языку и его роль в образовательном процессе

Тыңлау – сөйләмне гади акустик яктан кабул итү генә булса, тыңлап аңлау рецептив сөйләм эшчәнлегенең бер төре буларак карала һәм сөйләмне бер үк вакытта кабул итүне дә һәм аңлатуны да белдерә. С...

Методический семинар «Использование аудирования как метода обучения татарскому языку в 5-ых классах»

Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи.Проблема: неразработанность вопросов методики обучения восприятию татарской монологической и диалогической речи на слух, отсутствием в тата...

Современные методы обучения татарскому языку русскоязычных учащихся

Использование разнообразных методических приемов во время учебной деятельности, позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, реализовывать на практике гуманистические подходы в обуче...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....