Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»
методическая разработка по теме

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что необходимо разработать новые методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет использование современных информационных средств в процессе учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n-metod.razr_._primenenie_komp-a_.docx58.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «COШ №1 им. А.М. Ижаева с. Учкекен»

Малокарачаевского муниципального района

Карачаево-Черкесской Республики

Научно-методическая                 разработка урока:

«Применение информационных технологий на уроках

карачаевского языка и литературы»

Автор: Текеева Айшат Хаджи-Махмутовна

 учитель карачаевского языка и литературы 

высшей квалификационной категории

                                                                   

с. Учкекен, 2014 г.

Аннотация

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы: формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций. Инновационный поиск новых средств, приводит педагогов к пониманию того, что необходимо разработать новые методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем играет использование современных информационных средств в процессе учебной деятельности.

Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы:

Тема  моей работы «Применение информационных технологий на уроках родного языка и литературы»  актуальна и предполагает высокое качество образовательного процесса на уроках родного языка и литературы.

Педагогическая цель:

Создание условий для повышения учебной активности и мотивации учащихся на уроках родного языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету.

Содержательная направленность работы:

Формирование творческого восприятия литературного произведения - системная работа в урочное время. Деятельность по данной системе логично вписывается в структуру 45-минутного урока. Поможет ученику в анализе своей работы компьютер и прилагающиеся программы. Работа с текстом должна идти вживую. Контакт со словом обеспечивает более глубокое восприятие материала.          

Общеметодологическая проблема:

Вопросы организации совместной учебно-познавательной, исследовательской или творческой деятельности учителей-учащихся-партнеров, имеющих общую цель, согласованные методы, способы работы, направленные на решение проблемы, значимой для участников.

Для реализации учебного процесса определены цели и задачи работы.

Цель: эффективно использовать информационные технологии на уроках родного языка и литературы, направленные на формирование  познавательной активности учащихся в процессе обучения.

Задачи:        

  1. способствовать осознанному восприятию учащимися изучаемого материала;
  2. обеспечить включенность в процесс познания механизмов самодеятельности ученика.
  3. показать способность учащихся к формированию учебно-познавательной компетентности (сотрудничество,  исследовательская деятельность).
  4. показать эффективность компьютерных технологий в деятельности учащихся на уроках через активное использование в  процессе работы.

Гипотеза: если в процессе обучения родному языку эффективно использовать современные информационные технологии, повысится мотивация учащихся к образовательному процессу, появится больший интерес в изучении родного языка, будет способствовать формированию познавательного опыта всех участников образовательного процесса.

Познавая родной язык и литературу, дети получат возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, оценить самих себя.

Таким образом, очень важно способствовать формированию активной и самостоятельной позиции в учении, готовности учеников к саморазвитию и социализации.

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования:

Для того чтобы создать условия для деятельности обучающимся, необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками работы на компьютере.  му понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

         

Содержание

Введение………………………………………………………………………….  

Глава 1. Аналитическая часть ………………………………………………….

  1. Роль современных информационных технологий в образовательном процессе…………………………………………………………………….
  2. Диалог культур в обучении родному языку …………..…………………

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….

Применение компьютера на уроках родного языка …………….….…...

Заключение………………………………………………………………………....

Список использованной литературы ……………………………………………

Введение

В настоящее время школа, так же как и все образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать условия для становления его как субъекта собственной жизни. Повсеместно предпринимаются попытки создания образовательной среды, способствующей самореализации учащихся. Процесс преподавания карачаевкого языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Целью учителя в современных условиях является формирование и развитие творчески мыслящей личности ребенка, способной принимать нестандартные решения. Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике. Особая роль в достижениях учащихся отводится применению в учебном процессе диалога культур. Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих. Чтобы создать интерес к предмету, умело использую игровые элементы, провожу уроки-диспуты, уроки- ярмарки, уроки- лекции и. т.д. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения, приблизить его к реальному уровню деятельности. В последние 3 года, как новое техническое средство, на своих уроках я стала активно внедрять компьютер. Эффективность применения информационных технологий на уроках карачаевского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать вариативность. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении. Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации и Интернет. Для развития интереса к урокам карачаевского языка при организации устно-самостоятельной работы на занятиях системно применяю технологию адаптивной системы обучения. При такой технологии обучающая функция учителя сводится до минимума, а время на самостоятельную работу обучающихся увеличивается. Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно. Таким образом, подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности. Главным средством облегчения получения знаний на моих уроках стала специальная система с применением программы проверки грамматики карачаевского языка.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесбережение становится приоритетной задачей не только родителей, но и педагогического коллектива. Работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Здоровьесберегающая среда создается на уроках, в дополнительных мероприятиях, проводимых во внеурочное время.

Глава 1. Аналитическая часть

  1. Роль современных информационных технологий в образовательном процессе.

Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера,  поэтому в основном звене педагогу нужно активно использовать современные интерактивные технологии, развивая  в учениках  умения работать с необходимыми  в повседневной жизни информационными системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.  

На сегодняшний день возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно-ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Сегодня в школьную практику широко внедряются информационные технологии. Под информационными  технологиями понимаются проекты конструирования, процессов накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Компьютер как средство обучения в силу своей универсальности помогает решить задачу развития личности ученика:

•        увеличивается скорость овладения учебным материалом;

•        наблюдается положительная динамика движения детей из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью;

•        становится более качественным пооперационный самоконтроль учащихся при решении учебных задач;

•        в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);

•        модельное вариативное обучение создаёт положительный эмоциональный фон; растёт уровень орфографической зоркости; повышается мотивация учебной деятельности.

С использованием системы программных средств эффективно реализуются наиболее значимые с позиции дидактических принципов методические цели:

•        индивидуализация и дифференциация процесса обучения (за счёт возможности поэтапного продвижения к цели по маршрутам различной степени сложности);

•        осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

•        осуществление самоконтроля и самокоррекции;  осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся;

•        высвобождение учебного времени.

Если учесть, что информация должна быть учебной, специальным образом обработанной, помещённой в некую программную среду и только затем представленной обучаемому, то становится очевидным, что работа учителя в условиях компьютерного обучения не только не упрощается, а, наоборот, усложняется:

•        учитель должен обладать большими знаниями, нежели содержит в себе компьютерная программа;

•        реальное достижение результатов при компьютерном обучении  возможно только при использовании различных методик изложения учебного материала.

Существующие современные средства обучения должны быть включены в учебный процесс не случайно, не изолированно друг от друга, а в определённой системе.

Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности, что ведёт к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с компьютером должна быть организована так, чтобы с первых же уроков она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению родным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Надо отметить, что широкая компьютеризация школьного обучения идёт нарастающими темпами. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Перед современным учителем встаёт проблема поиска нового педагогического инструмента. В связи с этим   возрастает потребность  в  учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания.    

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьёзную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках родного языка. Сам факт проведения урока родного языка в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется  внешняя мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше. Из  внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять свой уровень  компетенций, навыки профессионального общения.  Использование ПК на уроках родного языка и литературы показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями на компьютере.

Я убеждена, что задача каждого  учителя -  сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по родному языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Компьютер обладает возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению грамматических правил.

С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

1.        Значительно сэкономить время на уроке .

2.        Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

3.        Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению.   ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование информационных технологий в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении:

1.        при изложении нового материала — визуализация знаний (программа презентаций Power Point);  

2.        закрепление изложенного материала (тренинг);

3.        система контроля и проверки (тестирование с оцениванием);

4.        самостоятельная работа учащихся (обучающие программы для самопроверки);

5.        тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление).

Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи. Может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу.

Актуальность использования  компьютерных программ для учителя и ученика состоит в том, что:

1.        Программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

2.        Программы дают возможность ознакомиться с примерами, иллюстрирующими языковое явление или подобрать примеры к теме урока;

3.        Программы дают возможность познакомиться с биографиями авторов произведений;

4.        Имеются различного рода демонстрации, которые можно применять в качестве наглядного материала при объяснении нового материала. Есть возможность распечатать данный материал;

Компьютер в урочной деятельности использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы.

В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень своего образования для обеспечения успешности. Повышение эффективности, адаптивности и содержательности учебного процесса достигается путем комплексного использования различных программных и технических средств, а также применения приемов и методов активного обучения.

    Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

  1. Диалог культур в обучении родному языку

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), как русской, так и родной, умения эффективно общаться, от знания приемов речевого воздействия, убеждения. По словам К.Д. Ушинского, «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка …».

Язык связан со многими сферами человеческой жизнедеятельности, что объективно определяет высокую потребность в нем и его высокую ценность. Однако субъективная потребность в языке может быть сильно снижена из-за ограниченности социальной сферы его применения и из-за отсутствия интереса к нему. Поэтому одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса у учащихся к урокам родного языка и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить мысль. Одной из важнейших задач учителя я считаю формирование мотивации у учащихся.

Огромную ответственность несет педагог перед своим народом, так как именно от него, от учителя родного языка и литературы, зависит сохранение любви и уважения, будущих поколений к своему родному языку, языку предков. Хочу, чтобы мои ученики гордились своей Родиной, осознавали свою этническую и национальную принадлежность. Уважали ценности многонационального российского общества. Уважительно относились бы к иному мнению, истории и культуре других народов. Для достижения поставленных задач мне помогает технология «Диалог культур». В системе изучения национальной литературы учащиеся знакомятся не только с произведениями писателей родного края, но русской и мировой культуры.

"Диалог культур" позволяет осмыслить и острее воспринять свою культуру. Известный методист М.В. Черкезова, выделяя важнейшие принципы в преподавании национальных литератур, одним из основных принципов выдвигает принцип общности и национального своеобразия, в основе которого лежит учет национального своеобразия литературы и опора на элементы типологической общности, способствующие их более глубокому и осознанному изучению. Поэтому одним из приемов работы с текстом является сравнительно-сопоставительная работа. Например, при изучении творчеств Исмаила Семенова и Сергея Есенина сопоставление будет основано на сходстве жанров и стилей литературы.  

Близки по духу и произведения Ф.М.Достоевского («Преступление и наказание») и Х.Байрамуковой («Къара кюбюра»). В художественных произведениях сочетаются психологический анализ человеческих душ с традициями фольклора, мифологической образностью.

Сопоставительное изучение произведений художественной литературы писателей двух культур – карачаевской и русской – позволит увидеть смысловую многомерность художественных произведений карачаевских писателей.

На современном этапе много говорят и рассуждают о новых педагогических технологиях. Я считаю, что этот вопрос интересен и важен, поскольку каждый учитель должен стремиться не только учить, но и учиться новому. Особую роль в обучении родному языку и литературе играют современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы. Внедрение компьютерных технологий на уроках позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа. Приятно видеть, как с интересом работают ребята на уроках с использованием компьютерных технологии.

Глава 2. Практическая часть.

Применение компьютера на уроках родного языка

Процесс преподавания родного языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

Творчество в словах В.А. Сухомлинского «это живой, подвижный процесс, который поглощает человека целиком и полностью, и он, приобщившись однажды, становится творцом надолго, а может быть. На всю жизнь».

Применяя в своей деятельности диалог культур, я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребенка, способную принимать нестандартные решения,

Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике.

Уровень учебной мотивации во многом зависит от социального окружения, сложившего в классе атмосферы деятельности учителя.

Всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.

Мои уроки проходят живо, интересно, эмоционально, нет скучающих лиц, даже нет невнимательных, потому что уроки позволяют детям почувствовать себя исследователями.

На уроках всегда доброжелательная комфортная обстановка, основанная на уважении личности ребенка.

Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Занятия начинаю с 5-10 минутной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, у детей развивается логическое мышление.

Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности с тем, чтобы школьник поднимался по ступеням. Каждый новый урок должен базироваться на предыдущих. Своеобразие педагогического сотворчества состоит в том, что организуется единство деятельной и эмоциональной основы учебного процесса, которое осуществляется в совместных действиях учебных, познавательных, поисковых и других, а учитель выступает как консультант – наставник.

Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы считать себя творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи. Кроме этого, я должна обладать мастерством изобретателя, талантом артиста, аргументированностью оратора.

Ни для кого не секрет, на обычных уроках дети быстро устают, интерес пропадает, результаты бывают низкими. Чтобы избежать этого, я стараюсь провести уроки так, чтобы все учащиеся испытывали интерес к предмету.

Чтобы создать интерес к предмету, умело использую игровые элементы, провожу уроки-исследование, уроки-спектакли, уроки-конференции и т.д. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения, приблизить его к реальному уровню деятельности.

В последние годы, как новое техническое средство, на своих уроках я стала активно внедрять компьютер. Эффективность применения информационных технологий на уроках родного языка не подлежит сомнению. Компьютер мне помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы, как ученика, так и учителя.

Для решения традиционных образовательных задач на уроке я применяю текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации и Интернет. Подготовила иллюстративный и познавательный материал для использования на уроках. На открытые уроки и внеклассные мероприятия сделала презентации, слайды.

Обычно мультимедийную технологию использую при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе провожу урок карачаевской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эту презентацию использую во время уроков – конференций, уроков-бесед. Я считаю, что мультимейдиное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.

Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении родного языка и литературы.

На уроках активно внедряю национально-региональный компонент, который представлен богатым материалом о наследии, о богатствах родного края, народных традициях и языка разных национальностей, живущих в Карачаево-Черкесской Республике.

Из всех инновационных технологий меня привлекает развивающее обучение, которое гарантирует формирование широких познавательных потребностей и мотивов полноценной учебной деятельности.

При изучении нового материала применяю метод анализа, который дает ученику ощущение самостоятельности открытия.

В процессе предметно-умственной деятельности учащиеся приходят к усвоению и пониманию теоретического материала, к открытию общего и выделению частного.

Свою задачу как педагог, я вижу в дальнейшем развитии потребности учебной деятельности, в стремлении школьников к усвоению теоретических знаний.

Широко практикую постановку целей урока самими учащимися через формирование общеучебных умений и навыков.

С целью мотивации к изучению предмета использую игровые моменты. Это способствует активизации учебной деятельности. Учащиеся активно работают, развиваются. Они высказывают свои мнения смело, используют в речи фразы «По- моему», «Я считаю», «Я думаю», «По моему мнению» и т.д.

Серьезную грамматическую работу я организую в форме самостоятельной деятельности учащихся на компьютере. Ученики получают индивидуальные задания, выполняют их на компьютере, при необходимости используя просторы Интернета. Для развития интереса к урокам карачаевского языка при организации самостоятельной работы на занятиях системно применяю технологию самопроверки выполненных заданий на компьютере по специально созданной программе, которая выявляет грамматические ошибки в выполненной работе.

При такой технологии обучающая функция учителя сводится до минимума, а время на самостоятельную работу обучающихся увеличивается. Учащиеся работают в трех режимах: совместно с педагогом, с педагогом индивидуально, самостоятельно.

Таким образом, подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

Осознавая значимость исследовательской деятельности в личностном росте школьников, на своих уроках активно применяю и технологию исследовательского обучения. При этой технологии учебный процесс я осуществляю как поиск новых познавательных ориентиров.

Обучающиеся на таких уроках постигают ведущие понятия грамматики, а не получают их от педагога в готовом виде.

Основной целью обучения родному языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Путь к этой цели – практическое пользование языком.

Язык – средство формирования и формулирования мысли, отражения видения человеком окружающего мира, выражения мыслей и чувств.

Отсюда функция родных языков - научить подрастающее поколение полноценно пользоваться им во всех основных видах речевой деятельности (чтения, говорения, письма, аудирования), формах его существования (устной- письменной, диалогической- монологической).

Целью нашей школы является формирование двуязычной и бикультурной личности, обладающей национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием. Разные параллели в изучении языка и литературы способствуют расширению кругозора учащихся, воспитывают любовь и уважение к национальной культуре, помогают глубже раскрыть самобытные черты народа, т. е. осуществляется «диалог культур». При диалогической встрече двух-трех культур они не сливаются и не смешиваются. Каждый сохраняет свое единство, самобытность и открытую целостность. Диалог как двусторонняя информационная смысловая связь  является важнейшей составляющей процесса обучения. Таким образом, реализуется  коммуникативная цель обучения родного языка в школе.

Важнейшей характеристикой коммуникативно – ориентировочного обучения для меня является использование связного текста в качестве дидактической единицы учебного материала.

На основе связных текстов мои ученики наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, формируют навыки порождения текста.

Опора на текст учителю помогает слить воедино процессы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции. В учебной деятельности придаю значение общению ученика и учителя. В общении с учениками сообщаю им новую информацию, ученики, общаясь друг с другом, усваивают ее, овладевая речевой деятельностью.

В итоге, ученики, обучающиеся в школе, умеют правильно, логично высказывать свои мысли не только на русском, но и на своем родном, карачаевском языке.

Развитие интереса к предмету глубоко связано и с развитием индивидуальных способностей учащихся. В классе есть «одаренные» дети, которые стремятся получить высокий уровень знаний, имея высокий потенциал к обучению. Наряду с ними есть и слабоуспевающие учащиеся. Учитывая эти особенности, широко применяю технологию разноуровневого обучения.

Суть технологии сводится к следующему: для ученика подбираются индивидуальные задания и отводится то время, которое соответствует его личным способностям и возможностям, что позволяет ему усвоить учебную программу. Это способствуют укреплению веры учащихся в свои силы, в возможность преодолеть трудности. Поэтому в моих классах нет неуспевающих. Индивидуализируя задания, я не ограничиваю их работу выполнением лишь заданий среднего уровня, а включаю систему индивидуальных заданий повышенной трудности, которые способствуют дальнейшему развитию познавательных интересов.

Между тем даже трудный материал запомнится без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные мультимедийные и информационные средства, вызывающие положительную мотивацию к изучению родного языка. Различные опорные схемы, таблицы, видеофильмы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение учащихся к родному языку как учебному предмету.

Проблема осуществления процесса формирования картины мира на уроках словесности является актуальной в современной методике и находится на стадии научного осмысления и практической разработки.

В методике преподавания родной литературы подобные идеи выразились в идею учета “диалога культур” при анализе художественного произведения.

Как один из путей решения современных методических задач на уроках родного языка и литературы в школе является урок словесности, на котором создаются оптимальные условия для осмысленного усвоения не только родного языка и литературы, но и культурных ценностей русского в их неразрывном единстве.

Принцип диалога культур на уроках родного языка и литературы может быть реализован разнообразными путями, методами и формами работы.

Наиболее оптимальными для данного аспекта являются методы поисковый, творческий, исследовательский. На их основе сформирована система исследовательских и творческих задач.

Работа с детьми в данном направлении показала, что проникновение в в суть тематики уроков невозможно без предварительной подготовки. Необходимы определенные знания для успешного результата:

- знания, связанные со специфическими географическими, природными условиями, в которых живет нация;

- знания, связанные с историей народа;

- знания бытовых реалий: уклад, обычаи, традиции;

- знания, связанные со своеобразием национальной культуры, специфическими эстетическими представлениями нации.

Однако кроме выше перечисленного возникает и своего рода языковой барьер, даже при изучении родной литературы, обусловленный недостаточной общей культурой, нечеткостью исторических знаний, представлений о слове, использование диалектных, профессиональных и других ограниченных в употреблении слов и выражений.

Непонимание значения слова ведет к “обеднению впечатлений, а то и к неверному пониманию текста”, поэтому особую роль играет лингвостилистический и культуроведческий анализ текста. В дальнейшей работе над текстом необходимо применять диалог культур.  

В работе по этому направлению учащимся даю сравнительно – аналитические задания. Например, предлагаю варианты текстов на родном и на русском языках. Задачей учащихся является проведение анализа, определение, в чем сходство и отличие.

При написании сочинения ученику трудным оказывается выстраивание связного текста, продумывание логики сочинения, переход от одной части к другой. Одним из продуктивных способов обучения сочинению является инструктивная карта, вид которой усложняется к старшим классам. Она представляет собой на раннем этапе почти готовый текст, в который ученик, предварительно обсудив план сочинения, подбирает нужные цитаты, слова, заканчивает выводы. Далее карта приобретает вид вопросника, отвечая на задания которого, ученик получает текст сочинения. Наконец, в итоге сочинение пишется с опорой на ключевые слова, нередко и подбираемые в совместной деятельности ученика и учителя. Данная работа позволяет обучить алгоритму работы над сочинением, работе над словом в тексте.

Научность и глубина излагаемого на уроках теоретического материала, показ его практической значимости не могут быть оторваны от увлекательной формы подачи этого материала, эмоциональности и живости преподавания.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Здоровьесбережение становится приоритетной задачей не только родителей, но и педагогического коллектива. Работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Здоровьесберегающая среда создается на уроках, в дополнительных мероприятиях, проводимых во внеурочное время.

В своей работе я создаю условия для гармоничного развития личности. При проведении уроков учитываю психологические особенности учащихся. Жизненно важной необходимостью является проведение зарядки для глаз на уроках. В кабинете висит таблица «Гимнастика для глаз». При помощи этой таблицы я провожу с детьми зарядки, которые снимают усталость глаз.

Использование иллюстраций к художественным произведениям, связанных с физкультурой и спортом, побуждает учеников к творчеству, а самое главное, создается мотивация для охраны своего здоровья.

Результаты образовательной деятельности стали стабильными и устойчивыми, а распределение учащихся по уровню обученности приобрело устойчивый характер. Они были достигнуты, благодаря эффективному использованию компьютерных, инновационных и здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Наблюдается стабильная результативность по предмету от 70% до 85%.

Интерес к урокам - 90%. Ежегодно учащиеся занимают призовые места в творческих конкурсах по предмету.

Заключение

В настоящее время в методике преподавания родного языка и литературы идет поиск путей, методов открытия ребенку общечеловеческого духовного смысла ценностей народов. В этом процессе доминантное значение справедливо отдаётся поискам наиболее эффективных путей изучения родного языка и литературы в контексте диалога культур. Особая ценность диалога культур состоит в уникальной возможности увидеть себя «глазами» другого народа. Школьники должны уметь реализовывать свои возможности в условиях открытого поликультурного общества. Интерес и уважение к другой культуре не могут формироваться в юных сердцах сами по себе, эти качества в них необходимо воспитывать с самого раннего возраста через диалог культур. Знакомство с культурным наследием других народов, взгляд через призму народных традиций и обычаев на истинные духовные ценности человека могут проложить путь к духовному единению, взаимопониманию народов. По программе родного (карачаевского) языка и литературы можно проследить возможности сравнительного анализа произведений разных народов в русле диалога культур.

В стенах нашей школы обучаются дети разных национальностей. Преобладают карачаевцы и русские. Воспитательный процесс строится на использовании методической системы, основанной на принципе диалога культур. Диалог культур также реализуется через уроки родной (карачаевской) литературы. Формирование личности школьника посредством родной литературы помогает сформировать личность ученика, уважающего культуру, как своего, так и других народов. Важным аспектом воспитания является формирование умения жить в многонациональном обществе. Изучение родной литературы помогает гармонизации межнациональных отношений, является важным фактором сохранения единого образовательного пространства. Процесс культурного взаимодействия народов сегодня признается не только как фактор их духовного взаимообогащения, но и как путь преодоления негативных тенденций современного общества на почве религиозных и этнических признаков.

В рамках данной методической системы ежегодно в школе педагогами проводятся Дни толерантности, Дни родных языков, Неделя карачаевского языка и литературы, Неделя русского языка и литературы, фестиваль «Мы разные, но мы вместе!», Неделя детской книги.

В.Ф.Шаталов писал: «Как сделать, чтобы годы учения… стали для каждого моего ученика точкой опоры на всю последующую жизнь». В нашей сегодняшней такой непростой жизни, пожалуй, только школа и остается «точкой опоры» для человека. И учитель может дать ученикам не только сумму знаний, но и развить творческие способности, пробудить в детях «чувства добрые», привить глубокую любовь к родному языку. Все это поможет формированию человека с активной жизненной позицией. Став взрослым, он обязательно найдет свое место в жизни.  

Учитель, подготавливая учащихся к достижению поставленных целей, на всех этапах урока должен продуманно, с учётом возрастных, психологических особенностей обучающихся организовать их совместную деятельность так, чтобы ученик не испытывал чувства страха, адекватно реагировал на происходящее в классе, чувствовал свою личностную значимость и осознавал свою роль в общем деле.  Так и руководство исследовательской деятельностью требует от учителя постоянного совершенствования своих умений. И это правильно. Развитию и совершенству нет предела. Ребята не только с большим интересом работают, представляют и защищают, но и дают экспертную оценку работам своих товарищей.

Полученный результат особо важен для учащихся. Теперь это их знания, добытые творческим, а значит не скучным трудом. А атмосфера творчества не забывается. Вкус к исследованию и радость труда – это надолго. И это, пожалуй, самый главный результат научно-методической разработки урока.

В заключении хочется сказать, что системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков работы с компьютером на уроках родного языка позволила достичь положительных результатов.

Учащиеся, активно использующие новые технологии в учебе, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьных практических конференциях, в конкурсах.

Ребята с большим удовольствием занимаются образовательной деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

1.        Аппаланы Х.. Къара кюбюр. Москва 1965.

2.        Беляева  Л.А.,  Иванова  Н.В.  Презентация  PowerPoint  и  ее  возможности.

3.        Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. -СПб, 2002. - С. 212.

4.        Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000. – С. 92.

5.        Къараланы А., Борлакъланы Д., Къараланы З..Къарачай литература. Учебник:  Майкоп,  2011.

6.        Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971 .

7.        Мингзов Э. Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения.- Л, 2005. - С. 291

8.        Издание журнала для детей ( Илячин) Гл.редактор Салпагарова К.А.

9.        Методическое руководство учебнику карачаевскому языку для 5-9 классов

10.        Хрестоматия для внеклассного чтения в 5 – 7 классах. Авторы: Салпагарова К. А., Эбзеева З. О. Черкесск 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Разработка урока по Информационным технологиям на тему "Создание многотабличной БД"

Разработка урока входит в раздел "Базы данных", можно проводить как на уроках информатики и информационных технологиях.  Конспект урока написан по системе Шадрикова.К уроку прилагается презентаци...

Урок-заочное путешествие с применением информационных технологий по немецкому языку по теме "Путешествие в Германию" в 7 классе

Урок "Путешествие в Германию" способствует систематизации и обобщению знаний учащихся по теме "Германия". На уроке учащиеся приобщаются к культуре и реалиям страны изучаемого языка. ...

научно-методическая статья "Аналитическая работа над произведениями А. С. Пушкина на уроках литературы"

научно-методическая статья "Аналитическая работа над произведениями А. С. Пушкина  на уроках литературы"...

Современные информационные технологии обучения иностранному языку в личной педагогической практике

Применение ИКТ технологий на уроках иностранного языка стало их неотъемлемой частью. Граммотное применение информационных ресурсов и интерактивной доски позволяют  сделать учебный процесс ярким, ...

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе

Методическая разработка урока "Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6-м классе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКАМ

Цель статьи — рассмотреть сущность, виды и значение современных технологий в обучении иностранному языку. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью сделать образование более простым и ...