Проектная деятельность на уроках коми языка. Урок-путешествие "Времена года"
методическая разработка на тему

Лагушкина  Янина  Юрьевна

Урок-путешествие  для  учащихся  3  класса  с  целью  обобщения и систематизации знаний по теме «Времена года».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная  деятельность  на  уроках  коми  языка  в  1 – 4  классах

Лагушкина  Я.Ю., учитель

МОУ  «Чимская  основная  общеобразовательная  школа»

Применение проектной методики на  уроках  коми  языка   даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся: достигают хороших результатов в изучении коми  языка; понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются: повышение мотивации учащихся при изучении коми  языка; наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы; простор для творческой и созидательной деятельности.Метод проектов позволяет учащимся проявить самостоятельность в выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли учебником по коми  языку  или поискать другую литературу.

Основной целью использования метода проектов в обучении коми  языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:

  • речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
  • социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики  коми  языка;
  • языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
  • учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению коми  языка
  • компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “Домашние  животные ” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.

Во втором классе содержится несколько тем, где проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Например, такие темы как “Праздники”, “Еда”, “Посуда”, “Времена  года ”, “Земля  моя  Коми ”, «Одежда  и  обувь» . Постепенно накапливается целая библиотека книг, собственного изготовления. Мы назвали ее “Проектъяслȍн  шензьȍдана  дi ” (“Чудесный остров проектов”). Ребята очень гордятся своими работами.. Материал таких книжек является прекрасным пособием для чтения других детей. Причем читают обычно такие рассказы с большим увлечением, чем обычно. Ценность представленного опыта заключается в том, что детские работы используются много раз не только в данном, но и в других классах.

Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.

В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). Например, проект “Я  и  мои  друзья ” начинается с составления   своего  портрета, описания  друга  или  подруги. Так  как  в  нашей  школе  нет  возможности  работать  с  помощью  ИКТ, ребята  оформляют  материалы  проектов  на  альбомных листах формата   А4.Но  работы  уже  усложняются. В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности:  «Земля  моя  Коми», «Человек  и  его  здоровье», «Праздники», «Времена  года»  и др. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.

В 4 классе темы проектов: «»Коми  национальная  одежда», « Коми  народные  игры», «Коми  изба», «Животный  мир  нашего  края», «Коми  национальная  кухня»

В начальной школе я   использую   данную схему работы над проектом. Она предусматривает несколько этапов:

  1. Этап планирования. Здесь осуществляется коллективное обсуждение проблемы (праздника), с последующим делением ее на подтемы (легенды, традиции, игры, поздравления, стихи, песни и т.д.). Учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом, поэтому проект не может растянуться и длится строго определенное время.
  2. Аналитический этап – этап работы с информацией, ее анализ и обработка. Это самый сложный этап для учащихся и требует значительной предварительной проработки со стороны учителя. Потому что ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом, а также навыками поиска информации.
  3. Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.
  4. Презентация. На данном этапе ребята осмысливают полученные данные и готовят итоговое представление результатов своей работы. Демонстрация результатов работы.

Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, а может быть групповой.

 Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене.

Предмет: коми  язык,   3  класс.

Учитель   коми  языка  Лагушкина  Я.Ю.

МОУ  «Чимская  основная  общеобразовательная  школа»

Тема урока:  Путешествие  по  временам  года.

Вид урока:урок – проект с использованием компьютера, мультимедийного проектора.

Цель: обобщение и систематизация знаний по теме «Времена года».

Задачи:

-обобщить и систематизировать материал о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательность;

- формировать умение работать в группах;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах, умение общаться друг с другом.

- создать мини-проект – книга «Времена года».

Планируемые результаты: обобщили и систематизировали знания о годовом цикле – временах года, месяцах и их последовательности; создали книгу «Времена года».

Оборудование: раздаточный материал для работы в группах в конвертах, каждой группе свой конверт,  цветные карандаши, клей, ножницы, тряпочка, ноутбук.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

ИКТ

1этап.  Мотивация учебной деятельности( 2 мин).  Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность

Видза  оланныд, челядь! Пуксьȍй.

Ылi  вȍрын, парма  шȍрын,

Сельгȍ-ворсȍ  муса  ель.

Ертасьȍны  сыкȍд  войтъяс,

Коз  да  пожȍм  коль.

Эмоциональный настрой учащихся.

Личностные: мотивация

учебной деятельности

Звучит музыка

П. И. Чайковского «Времена года».

2 этап.   Постановка темы и цели урока.  ( 3 мин).

Цель: определение темы урока

Видзȍдлȍй  дȍска  вылȍ  да  висьталȍй, мый  йылысь  ми  кутам  сернитны.

Просмотр слайдов 2,3,4,5.

Кто догадался,  о чём мы сегодня будем говорить?

Включить 6 слайд с темой урока

А  кыдзи  комиȍн  лоȍ  «Времена  года» ?

А  какие времена года вы знаете?

Кыдзи  комиȍн  лоȍны  вогȍгȍря  кадлȍн  нимъяс?

Правильно тема нашего урока «Времена года».

Итогом нашего урока будет проект. Вы спроектируете страницу, которая войдёт в книгу «Времена года». Но прежде мы должны вспомнить всё, что знаем о временах года и месяцах.

Мы сегодня будем говорить о временах года.

Вогȍгȍрся  кад.

Мы знаем  такие времена года: зима, весна, осень, лето.

Тȍв, тулыс, ар, гожȍм.

Познавательные:

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необхо-димой информации

-осознанное и произвольное построение речевого                                высказывания в устной форме;

Личностные:

-определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно)

Слайды 2,3,4,5

6 слайд «Тема урока»

3этап. Актуализация знаний.   ( 7 минут)

Цель: создание условий для систематизации знаний по теме «Времена года»

Войт  приготовил для вас стихотворение. Это  стихотворение  написала  коми  поэтесса  Александра  Мишарина. Прочитайте   его.

Учитель включает слайд 7.

Волȍн  быд  кад  меным  муса:

Зарни  ар  и  гожȍм  шȍр,

Тулыс, кодi  восьтȍ  юсȍ,

Тȍвнас  лым  толаа  йȍр.

О  чем  это  стихотворение?

Какими   красками   можно  описать  каждое  время  года?

Кутщȍм  рȍм  лȍсялȍ  быд  вогȍгȍрся  кадлы? Мыйла?

Какой цвет какому времени года соответствует? Почему?

А  кутшȍм  медся  шоныд  вогȍгȍрся  кад?

А какое самое тёплое время года?

А  медся  кȍдзыд?

А самое холодное?

А знаете ли вы где  самое жаркое лето?

Учитель включает слайд 8, 9.

А где самая холодная зима?

Показ слайдов 10,11.

А  кутшȍм  ȍнi  вогȍгȍрся  кад?

А какое сейчас время года?

Какое было до него?

Какое время года наступит после  зимы ?

Расставьте рисунки с временами года начиная с зимы

ТȎВ, ТУЛЫС, ГОЖȎМ, АР

Проверка.

Молодечьяс !

Чтение стихотворения  хорошо читающим учеником.

О  временах   года.

Белый, зелёный, красный, жёлтый.

Еджыд  рȍм - тайȍ  тȍв. Тȍлын  лым Гȍгȍр  ставыс  еджыд.

Турунвиж  рȍм - тайȍ  тулыс. Тулысын  пуяс  пасьталȍны  турунвиж  паськȍм.

Гȍрд - тайȍ  гожȍм. Гожȍмын  шондiа.

Кольквиж - тайȍ  ар. Коръяс  лоȍны  кольквижȍсь.

Медся  шоныд  вогȍгȍрся  кад - гожȍм.

Медся  кȍдзыд  вогȍгȍрся  кад - тȍв.

Самое холодное время года – зима.

Представляете  самое жаркое лето в пустынях. Температура нагревается днём до  70°, а в тени до 40°.

Самая холодная зима на островах  Арктики. Дуют  сильные ветры. Часто бушует пурга, температура понижается до - 60°.

Ȏнi  вогȍгȍрся  кад -  тȍв.

Сейчас зима.

До зимы  была  осень.

После зимы  наступит весна.

На   доске расставляют картинки в правильном порядке,  выходя к доске по одному человеку.

Познавательные:

перерабатывать ин-формацию  (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия) .

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками в поиске и сборе информации.

Слайд  7

Слайд 8,9

Слайд 10,11

Физминутка( 2 мин)

Коз  пу  вылын – лым, лым,

Коз  пу  улын  лым, лым,

Гȍгȍр  лымйȍн  тырȍма,

Ошкыс  гуȍ  пырȍма,

Тȍвбыд  узьȍ, вой  и  лун,-

Энȍ  торкȍй  ошлысь  ун.

Учащиеся выполняют упражнения.

Личностные: мотивация учебной деятельности

4 этап Работа по теме урока «Времена года» (  8 мин).

Цель: обобщение  и систематизация  знаний  по теме «Времена года»

Видзȍдлȍй  дȍска  вылȍ. Мый  тайȍ?

Тайȍ  вогȍгȍрся  кытш - годовой  круг.

Найдите на годовом круге времена года.

А что ещё  указано на годовом круге кроме времён года?

Вставьте пропущенные меся-цы.

Проверка.

А  кутшȍм  чукȍръяс  вылȍ  позьȍ  торйȍдны  став  тȍлысьсȍ ?

На какие группы можно разделить все месяца?

Висьталȍй  тȍвся  тȍлысьяс.

Назовите зимние месяца.

Висьталȍй  тувсов   тȍлысьяс

Висьталȍй  гожся   тȍлысьяс

Какие ещё месяца не назвали?

Висьталȍй  арся   тȍлысьяс

Это годовой круг.

Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так бесконечно.

Ученики выходят и показывают  на годовом круге времена года.

На годовом круге так же указаны месяцы.

На доске вставляют пропущенные месяцы,  выходя к доске  по одному человеку.

Тȍвся, тувсов, гожся, арся.

На зимние, весенние, летние, осенние.

Тȍвся  тȍлысьяс  -  ȍшым, тȍвшȍр, урасьȍм.

Зимние месяца –декабрь, январь, февраль.

Тувсов   тȍлысьяс – рака, косму, ода-кора.

Гожся   тȍлысьяс - лȍддза-номъя, сора, моз.

Осенние.

Арся   тȍлысьяс - кȍч, йирым, вȍльгым.

Физминутка.( 2 мин).

Игра с мячом «Когда  это  бывет?»

-Усьȍ  лым

- Зэрȍ.

-Пȍжȍ  шондi

- Киссьȍны  коръяс

- Сылȍ  лым

- Зэв  кȍдзыд

-Жар

Учащиеся ловят мяч и дают ответ на вопрос.

Тȍв

Ар

Гожȍм

Ар

Тулыс

Тȍв

Гожȍм

.

Личностные: мотивация учебной деятельности

5 этап. Создание проекта (работа в группах).( 10 минут).

Цель: создание  страницы книги  «Времена года».

Молодечьяс! Ставсȍ  бура  тȍданныд!

Итогом нашей работы будет проект. Вы в группах должны создать страницу об одном из времени года , которая войдёт в книгу « Времена года».

Войт  приготовил   для вас конверты. В каждом конверте лежит план работы.

Для создания страницы вам понадобятся различные инструменты- ножницы, карандаши, фломастеры, клей, кисточка.

А сейчас ко мне подойдёт от каждой группы один из учеников и выберет конверт.

Внутри конверта:

1.План работы.

2.Загадка.

3.Названия времён года (тȍв, тулыс, гожȍм, ар)

4.Картинки  с временами года.

4.Названия месяцев.

5.Годовой круг.

6.Альбомный лист.

Один из учеников подходит за конвертом.

Учащиеся работают в группах по плану (см. раздаточный материал).

План:

1.Прочитайте  загадку.

2.Отгадайте, о  каком  времени  года  рассказывается  в  загадке. Найдите ответ приклейте на бумагу на прямоугольник 1.

3.Подберите соответствующую картинку , приклейте под названием на прямоугольник 2

4.Выберите месяца, которыеотносятся к данному времени года.

5. Приклейте их в правильном порядке в прямоугольники 3,4,5.Проверьте по «Годовому кругу»

6.Придумайте значок, обозначающий  время года и зарисуйте его в квадрат.

7.Представьте свою страницу  из книги.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков,

классификации объектов для создания нового про-дукта.

Регулятивные:

осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Личностные: самоопределение.

Физминутка (2 мин).

Гȍн  кодь  лымйыс  ньȍжйȍник

Полiгтырйи усьȍ.

Зырйȍн  весаламȍ  ми

Керка  дорȍдз  туйсȍ.

Учащиеся выполняют упражнения.

Личностные: мотивация учебной деятельности

6 этап.Итог урока. Рефлексия.( 9 минут)

Цель: составление книги «Времена года».

Показ работ учащихся.Составление книги.

Показ книги всем присутствующим.

Мы создали нашу книгу, которая называется «Времена года»

Миян  артмис  небȍг, а  нимыс  небȍглȍн  «Вогȍгȍрся  кад» Молодечьяс!

Представление своих страниц учащимися перед классом.

Составление книги ( вставляют свои страницы в файлы книги)

Коммуникативные:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи

Регулятивные:учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса,

Познавательные: учиться создавать страницу книги и защищать проект.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – проект «Путешествие по временам года»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – проект «Путешествие по временам года»


Предварительный просмотр:

  1. Усьȍ  лым,

Усьȍ  лым

Кȍч  гȍнысь  на  небыдджык,

Байдȍгысь  на  еджыдджык

Усьȍ  лым,

Усьȍ  лым.

  1. Луныс  талун  мича,

Ȏшиньяс  кȍть  восьтав.

Жȍлȍб  помсянь  тiчкȍ

Тэрыб, эзысь  войтва.

Тȍдса  йȍръяс  дорын

Лымйыс  чинȍ-чинȍ…

Писькȍдчȍны  шоръяс

Эжва-мамныс  дiнȍ.

  1. Шондiыс  дзирдалȍ-пȍжȍ,

Енэжыс  пасьтала  лȍз.

Идралȍ  мичаȍн, вежȍн

Турунсȍ  уджалысь  йȍз.

Видз  вылын  куртȍны  талун

Зэв  уна  баба  да  ныв.

Кыпыда  удж  мунȍ  налȍн,

Лэбалȍ  збой  сьыланкыв.

  1. Пуяс  вылысь  киссьȍ  кор…

Гажа  вȍрыс  лои  нор.

Дзодзȍг, пȍтка  лэбзисны,

Коми  муȍс  колисны.

Гажа  раскын  эз  ло  чȍв.

Зарни  корнас  ворсȍ  тȍв.

План  работы

1. Прочитайте  загадку. Отгадайте её.

2.Найдите ответ, вырежьте его и  приклейте на бумагу. Вырежьте  и  приклейте  загадку.

3.Подберите соответствующую картинку, вырежьте её и приклейте под названием. 4.Выберите месяца, которые относятся к данному времени года.

5. Вырежьте их и приклейте в правильном порядке .Проверьте по «Годовому кругу»

6.Придумайте значок, обозначающий  время года и нарисуйте его.

7. Представьте свою страницу  из книги.

winter1

28-1024

4

images

Ȏшым

Тȍвшȍр

Урасьȍм

Рака

Косму

Ода-кора

Лȍддза-номъя

Сора

Моз

Кȍч

Йирым

Вȍльгым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...