Урок литературного чтения в 1 классе.
план-конспект урока по литературе по теме

Марочкина Галина Николаевна

Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Сказки А.С. Пушкина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: обобщить знакомство  с  биографией и произведениями А. Пушкина; прививать интерес и любовь к поэзии; упражнять в выразительном чтении; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно. Целыми словами, верно выделяя ударные слоги; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; узнавать знакомые произведения по отрывку.

Оборудование: выставка-портрет и книги А. Пушкина,  текст  для  речевой разминки, кроссворд,  проектор.

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Прозвенел звонок, начинается урок! Чтобы хорошо работать на уроке,мы должны взбодриться.настроиться и очень внимательно слушать. А наши гости будут оценивать нашу работу и смотреть, как ученики 1 класса могут добросовестно трудиться.

Мы с вами изучили все буквы, научились читать. Познакомились с произведениями разных писателей,заучивали их наизусть, а так же с народными произведениями.

Определите,какое это произведение?

  Раз зубок, два зубок –

Скоро Дашеньке годок!

Хнычет доченька опять,

Будем Дашу утешать:

Уж вы, зубки, вырастайте

Потихонечку, полегонечку –

Не мешайте доче спать!

Не мешайте ей играть!

Будем прыгать и скакать,

Маму нежно обнимать.

 2.Проверка домашнего задания.

  3. Речевая  разминка.

-Некоторые из вас подготовили потешки. Прочтите нам.

-Скажите, почему потешки относятся к народным произведениям?( у них нет автора).

4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Посмотрите на выставку книг, портрет.  Книги,  какого автора присутствуют на выставке?  Чем же мы будем заниматься на уроке? О чём и о ком будем говорить? 

-  Помните ли вы такие строки?

У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Из какого произведения эти строки? Кто их автор? (Это  отрывок из вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»)

- Кот учёный задал вам сложную задачку. Разгадайте слова, которые здесь зашифрованы:

**ч12и №№т88а**т»»ь**д!!у**м%%а!!т**ь (Читать, думать)

Прочитайте пословицу с этими словами. ( Мало уметь читать, надо уметь думать.)

Сегодня на уроке мы будем читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться говорить красиво.

5. Работа по теме урока.

- Откройте учебник  с 52-53 и прочитайте, с произведениями какого автора мы познакомимся сегодня на уроке, а некоторые уже знакомы нам?. (А.С.Пушкина).

- Что вы знаете об этом писателе?

(СЛАЙД)-

 Пушкин! В это  имя навечно влюблена Россия, его образ дорог и близок каждому человеку. Как солнечный луч он входит в наше детство и с тех пор мы помним его сказки и стихи
романы
поэмы

А.С.Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика. Пушкин с раннего детства стал сочинять рассказы,сказки и различные истории. Он рано изучил несколько языков и мог свободно разговаривать на нескольких языках, а потом и переводил произведения. Александр любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась о нём, заступалась  за бойкого малыша перед родителями. В одном из своих стихотворений он вспоминает о своей  бабушке Марье Алексеевне, о тех  старинных сказках, которые она перед  сном  рассказывала ему. Слайд

                 Когда в чепце, в старинном одеянье,

        Она, духов молитвой уклоня,

        С усердием перекрестит меня

        И шепотом рассказывать мне станет

        О мертвецах, о подвигах Бовы...

        От ужаса не шелохнусь, бывало.

        Едва дыша, прижмусь под одеяло,

        Не чувствуя ни ног, ни головы.

 Была у  них в доме и няня – Арина Родионовна. (слайд) Она ухаживала за детьми, но особенно любила  маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их.

Старушка дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя……..-говорил он о ней.

 Саша очень любил сказки своей няни Арины Родионовны. Он слушал их в детстве, и будучи взрослым, а потом восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая поэма». Он брал своё гусиное перо и быстро записывал за няней её удивительные сказки. Позже сюжеты этих услышанных сказок он перерабатывал и писал, сочинял свои сказки, поэмы, но всегда сказки, рассказанные в детстве дорогими людьми запомнились Сашеньке. . Очень скоро Пушкин стал самым прославленным поэтом России.

А.С. Пушкин – хорошо читаемый поэт.

Сегодня мы с вами заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.      

Александр Сергеевич написал для детей 5 сказок.    Сейчас вспомним сказки Пушкина. Посмотрим  на страницу 52 .Читаем отрывки из его произведений.    

(Дети читают стихи.)

-Из какого произведения этот отрывок? (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях).Ребята, кто может кратко поведать нам, о чём речь в этой сказке?

_Какой волшебный предмет очень часто упоминается в сказке? (Зеркало)

С какими словами обращалась к нему царица?

СЛАЙД

Посмотрите на слайды.

Какие моменты на слайдах?

Читаем на с.53 стихи.

Какая сказка? «Сказка о царе Салтане и о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

А что же случилось в этой сказке? Расскажите.

Какие чудеса были в этой сказке?

Смотрим на слайд.

Ребята,а чем похожи эти сказки? (Добро побеждает зло)

А из какой сказки эти строки?

«  Жил старик со соей старухой у самого синего моря…»        «Сказка о рыбаке и рыбке».

О чём она?

-Какой была старуха? Чему учит нас эта сказка? Не случайно говорят: «сказка –ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок» Какой вывод сделает каждый из вас? (Жадность,злость и невежество всегда наказываются и высмеиваются)

Сказка вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы.

- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности).

- Высмеивается зло, жадность, глупость.

- В чём сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

6.Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,
Дружно руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

-Продолжаем нашу беседу . Вашему вниманию предлагаются картинки. Ваша задача –отгадать,из какой сказки этот момент.

На корыто посмотри,
Быстро сказку назови

Золотое, наливное,
А на вид оно простое.
Если скушаешь его,
Узнаешь сказку

Орехи мне не по зубам,
Лучше я их вам отдам.
Из какой они сказки, дети,
Золотые орехи эти

Это зеркальце, мой свет,
А меня прекрасней нет.
Не забуду никогда
Эту сказку я, друзья

Герои  сказки предлагают нам решить кроссворд «Доскажи словечко»
Дети решают кроссворд, в котором ключевое слово – Пушкин.

А сама-то величава,
Выступает, будто … (пава)

Ой Вы, гости – господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете … (чудо)

Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят … (мешок)

А сидит в нём князь Гвидон,
Он прислал тебе … (поклон)

Коли красная девица,
Будь нам милая … (сестрица)

Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и … (сон)

7.Рефлексия.

-Удалось  легко ответить на все вопросы? Всё было понятно сегодня на уроке?

8.Итог урока.

-Какое ключевое слово получилось?
Какие сказки написал Пушкин? Перечислите их.Сказка о рыбаке и рыбке.

Сказка о попе и работнике его Балде.

Сказка о мёртвой царевне.

Сказка о золотом петушке.

Сказка о царе Салтане.

Наш урок был посвящён  Доброй и мудрой пушкинской сказке.
Почему «добрая»? (добро побеждает)
Почему «мудрая»? (учит многому)  

- Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваемразговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своём творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

МБОУ «Тургеневская основная общеобразовательная школа»

Открытый урок по литературному чтению

в 1 классе

на тему:

Сказки А.С.Пушкина

Подготовила и провела:

учитель начальных классов Марочкина Г.Н.

        2014 год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом;

Слайд 2

Читать! Думать!

Слайд 3

« Мало уметь читать, надо уметь думать!»

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837)

Слайд 5

Арина Родионовна Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня.

Слайд 6

Сказки А.С.Пушкина

Слайд 13

Три девицы под окном Пряли поздно вечерком «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".

В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...