Статья " Инновационные технологии и предметно- методическая подготовка учителя в современной школе"
статья на тему

Родионова Ирина Николаевна

В настоящее время в  сферу инновационной деятельности включено практическки  каждое школьное учреждение.Самое решающее звено инновации - учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационные технологии18.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Предметно – методическая подготовка учителя современной школы и инновационные технологии.

       В настоящее время  в сферу инновационной  деятельности включено практически каждое школьное  учреждение, инновационные преобразования приобретают системный характер. В психолого - педагогической литературе имеется достаточно много подходов к определению понятия «инновация»:

-  комплексный процесс создания, распространения  и использования нового практического средства,

- целевое изменение.

       Инновация педагогическая – принципиально новое образование, новая идея, которая существенно меняет сложившуюся  технологию воспитания и обучения, имеет принципиально  новую образовательную  ориентацию, затрагивает цели, содержание, формы, методы и способы  педагогической деятельности.

       Каковы же причины коренного обновления системы образования? На наш взгляд, причины следующие:

- во- первых, происходящие социально –экономические  преобразования, которые обусловили изменение не только в системе образования, но и в методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса учебных заведений. Инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики,

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение  объёма учебных дисциплин требуют постоянного поиска новых форм, технологий обучения,

в-третьих, изменился характер отношения учителя к самому факту педагогических новшеств.

    Конечно, ещё не безупречно оснащение школ необходимым оборудованием, да и не все учителя в совершенстве владеют современными цифровыми устройствами и компьютерными программами. Но, как говорится, это  «дело наживное», мы к этому стремимся. Так, например, в нашей школе многие учителя используют информационно- коммуникационные технологии на своих уроках, что делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.       процесса обучения с  современной жизнью – всеобщей компьютеризацией.

       Во- вторых, использование информационно- коммуникационных технологий  даёт неограниченные  возможности преподавания. В- третьих, это отличная возможность взаимодействия со школьниками в совместном творчестве. Для уроков литературы, русского языка – это всегда отличный  иллюстративный материал.

       Учебники иллюстрированы недостаточно, а красочные слайды дают  запоминающиеся  представления по тем или иным  темам уроков. Видеоролики из фильмов, спектаклей легко изготовить и применять на уроках литературы. Самой популярной программой для сопровождения уроков является программа создания презентаций Power Point,в ней удачно можно разместить нужные иллюстрации, видеосюжеты, включить музыкальное сопровождение. Богатый методический опыт учителя можно хранить в памяти ПК, на DVD – дисках, флэш-памяти.

Современное оборудование даёт возможность многократного копирования, редактирования, изготовленного мультимедийного материала.

       Реформирование школы требует обновления всех её структур, управленческой, организационной, содержательной. Методической, то есть наша школа по масштабу преобразований подошла к реализации системных нововведений. Предполагающих перестройку всех звеньев общеобразовательного процесса.

    В связи с этим встаёт вопрос повышения уровня информационной культуры педагогов в школе. Повышение педагогического мастерства.

        Технология классно - урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения требуют новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать, применять знания, чётко планировать действия, сотрудничать в разнообразных группах. Это требует широкого внедрения  в образовательный процесс исследовательской деятельности учащихся.

        Самое решающее звено этой новации --  учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу. Учителю открывается  возможность вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловку в результативную созидательную работу.

     Готовность педагога к инновации характеризуется следующими показателями:

1. Нравственность. Научная этика по отношению к коллегам, научная добросовестность.

2. Компетентность. Сведения об инновациях, о её признаках и составных частях, сведения о  методологических основах осуществления педагогического исследования, знание психологии, педагогики, частных методик, опыт проведения отдельных исследовательских операций.

3. Инициативность, то есть  направленность на поиск и постановку педагогических проблем, постоянная потребность совершенствовать  образовательный процесс.

4.Мастерство, то есть наличие опыта ведения инновационной деятельности. Способность выбирать и грамотно применять  наиболее эффективные, адекватные, экономичные методы в педагогическом исследовании.

         Весьма распространёнными среди практиков является разделение педтехнологий на  «новые» и «неновые». К так называемым «новым» относятся гуманистические технологии обучения  ( « педагогика сотрудничества», «гуманно- личностная технология», технология «проблемного обучения», технология  « уровневой дифференциации» и другие), все они  основываются на  личностно- ориентированном обучении.

           Профессиональная подготовка учителя  не заканчивается в стенах педагогического учебного заведения, она продолжается на протяжении всего периода  профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»

Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...

Научно-методическая статья "Инновационная технология проблемного обучения в современной школе"

Статья в методическом сборнике IV Международного фестиваля методических идей 2013 года НОУ ДПО "Экспертно-методический центр" г.Чебоксары....

Статья " Инновационные технологии обучения , реализуемые в практике учителей химии"

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик...

Доклад "Инновационная деятельность учителя в современной школе"

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса....

Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».

В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....

Статья "Инновационные технологии обучения, реализуемые в практике учителей химии"

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...