Уроки литературы и театр
статья (10 класс) на тему

В статье поднимается актуальный вопрос о том, как пробудить у учащихся 10-х классов на уроках литературы интерес к чтению драматического произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_literatury_i_teatr.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Мусиенко Надежда Александровна,

учитель русского языка и литературы МБОУ – СОШ № 23, г. Армавир

Уроки литературы и театр

  Уже полстолетия не утихают споры о том, как сделать изучение литературы делом, жизненно важным для подростков, как пробудить у них интерес к серьезному чтению. Свой разговор поведу об изучении учащимися драматического произведения.

  В современной школе воспитывающее и развивающее обучение призвано формировать у учащихся активную жизненную позицию, принципиальность, многогранность духовных интересов и потребностей. Все достижения культуры, искусства должны быть восприняты юношеством с той глубиной и заинтересованностью, которые обеспечиваются определенным уровнем подготовленности и создают возможность равноправного диалога между создателями произведений искусства и читателями, зрителями, слушателями.

  Немалое значение в приобщении учащихся к искусству приобретают уроки литературы, для которых обращение к другим видам искусства является обязательным условием успешности работы.

  Каким же образом можно преодолеть трудности восприятия учащимися драматургического произведения, какие условия необходимо создать?

  Наиболее эффективными являются следующие условия (когда они осуществляются в системе):

1. Организация школьной драматической самодеятельности, тесно связанной с уроками литературы.

2. Подготовка школьников в процессе учебной работы к осознанному чтению и анализу драматического произведения. В качестве наиболее эффективных приемов, на мой взгляд, могут быть следующие: а) самостоятельное инсценирование небольших повествовательных эпизодов; б) обучающий анализ драматургического эпизода; в) обязательное чтение вслух драматургического произведения на уроках литертатуры.

3. Анализ драмы, учитывающий ее специфичекие художественные свойства.

4. Обращение к профессиональному театру в соответствии с задачами литературного образования и развития школьников.

  Театр имеет особое значение для юношества. В душе подростка под влиянием театра могут могут пробуждаться очень яркие чувства, обогащающие и формирующие его нравственный, интеллектуальный и эстетический мир. Словесный художественный образ преобразуется на сцене в пластически выразительный, зримый сценический образ, представляющий человека во всем многообразии его духовных и физических возможностей. Сценический образ «показывает» неопытному зрителю волшебные свойства художественного слова; формирует способности к тому видению, без которого невозможно чтение художественной литературы; активно организует художественный опыт юных, необходимый для восприятия искусства.

  Особенно ощутима роль театра тогда, когда мы должны открыть перед учениками страницы классики, заинтересовать их идеями и образами прошлого, установить живые связи между творчеством художников прошлого века и нашей современностью.

  Огромную роль может сыграть театр в решении проблемы «классика и современность». Наши старшеклассники не проявляют особого интереса к лучшим творениям русской и мировой классической литературы, считая их устаревшими. Театр способен вдохнуть душу в эти произведения, облегчить задачу словесника, воспитывающего у школьника ту глубину восприятия литературы, которая позволит им увидеть живые, бесконечно волнующие образы героев и отозваться на благородный авторский голос, звучащий из далекого прошлого, но несущий правду высоких мыслей и чувств нашим современникам.

Подготовка школьников в процессе учебной работы к чтению и анализу драматургического произведения

  Для того чтобы навыки чтения и анализа драматического произведения развились, оформились и вошли в практический опыт учащихся, необходима разносторонняя тренировка, систематические упражнения не всем протяжении курса литературы. Важнейшим условием успешного изучения драмы в ее художественном своеобразии является предварительная подготовка учащихся, способствующая уяснению ими структуры драмы.

  Эффективным приемом, помогающим решить эту задачу, является самостоятельно инсценирование сказок, басен, небольших рассказов или законченных отрывков из эпических произведений. Следует помнить, что инсценированию грозит опасность превратиться в формальное, механическое умение распределять реплики между действующими лицами.

  Вот почему основным  и главным должна быть не техника инсценирования, а то, что обусловливает ее. Принципиально важно, чтобы ученик, работающий над эпизодом, умел:

1) выделить основную сюжетную линию рассказа, определить ее завязку, кульминацию и развязку;

2) уяснить движущую силу действия – столкновение, борьбу, вражду, ссору и т.п. (конфликт);

3) определить главные и второстепенные лица;

4) уяснить значение речи действующего лица как его основной характеристики;

5) осознать главную мысль рассказа и отношение автора к изображенным им событиям и лицам – от этого зависит общий характер инсценировки.

  Конечно, при овладении умениями инсценирования нельзя пренебрегать техникой работы, осознанием формальных приемов.

  На уроках литературы учащиеся должны овладеть «минимумом» вопросов театрального образования.

  5-6 классы. Общее понятие о театре. Усвоение лексики, относящейся к театру. Декорация, костюмы, грим. Игра актера. Актер и создаваемая им роль. Пьеса и спектакль. Сценические эпизоды. Действия персонажей.

  7-8 классы. Значение декораций, костюма, грима. Речь и поведение персонажа. Мизансцена. Развитие действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. Первое представление о драматическом конфликте. Реалистическое искусство Малого театра. М.С.Щепкин как основоположник реалистического актерского искусства.

  9 класс. Роль режиссера. Драматический характер, драматический конфликт. Оценка игры актера. Основные черты русского национального театра, основанного А.Н.Островским. Малый театр – «Дом Островского». Особенности театра А.П.Чехова. Понятие о «подводном течении», подтексте, внутреннем монологе. Московский Художественный театр и его основатели и руководители К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко.

  10-11 классы. Оценка спектакля во всем комплексе его выразительных средств с точки зрения режиссерского замысла и успешности его воплощения. Оценка режиссерской трактовки пьесы. Стиль спектакля в соотношении с авторским стилем. Драматургия М.Горького на сцене МХАТа. Русская классика на сцене современной сцены. Зарубежная литература.

Чтение драмы

  Драматическая речь по своей природе и по значению – прямая устная речь, рассчитанная на произнесение вслух. При всей своей предельной смысловой насыщенности она не менее изобразительна, чем эпическая, повествовательная.

  Конечно, мы не можем воспроизвести в условиях классной работы все этапы овладения ролью. Задачи актерского исполнения и школьного чтения по ролям совершенно различны. Речь идет о своеобразном «озвучивании» образов пьесы как методическом пути к развитию образного восприятия текста.

  Конечно, чтение требует подготовки: проникновения в логику мысли и действия, логику чувств и – что особенно важно – перевоплощение в действующее лицо для передачи своего отношения к читаемому.

  Понимать текст и выражать свое понимание его, стремясь передать чувства и мысли персонажа слушателям – вот главная задача чтения в классе.

  Чтение по ролям отдельных сцен с участием нескольких действующих лий готовится во внеклассное время. Учитель сам выбирает сцены и намечает исполнителей. Сознательно избегая всякой «театральности», учитель добивается правильного чтения при помощи обсуждения сущности эпизода: на каком этапе жизни персонажей происходит он, что является главным желанием каждого участника; как выражается это стремление; как передать  то или иное состояние героя и т.п.

Анализ драмы в ее художественной специфике

  «Лучший способ познать пьесу – это проследить: как  зарождается и как развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его участие в конфликте, какова его линия борьбы, его поведение?» - писал К.С.Станиславский. Анализ драмы – прослеживание живых контактов и отношений.

  В процессе чтения драмы мы ставим учащихся в положение театральных зрителей, которые между действиями делятся своими впечатлениями при помощи вопросов и заданий учителя. Основное внимание уделяется центральному персонажу драмы и его антагонистам, концентрируется внимание на главном конфликте.

  Чтобы учащиеся объективно оценили центральные образы, можно прибегнуть к приему «предварительной характеристики» персонажа, используя для этого материалы 1 действия, которое, как правило, заключает в себе предысторию центрального героя.

  Сопоставляем последний акт пьесы, ее развязку с первым актом. Выявляем изменения во внутреннем состоянии персонажей, в их взамоотношениях, их расстановке.

«Гроза» А.Н.Островского. Вопросы для анализа

1. Что привело Катерину к гибели? Трогает ли вас ее судьба?

2. Кто из действующих лиц драмы «Гроза» вызвал у вас наибольшее сочувствие и интерес? Чем?

3. Кто, по вашему мнению, является положительным героем драмы «Гроза»? Докажите вашу мысль.

4. Дайте краткую характеристику одного из главных лиц.

Предварительная характеристика Катерины на основании 1 действия

1. Проследите за поведением Катерины, Варвары и Тихона в 5-7 явлениях. Какие отношения сложились между М.И.Кабановой и ее детьми и невесткой? Как эти отношения выражаются? Какой они могут иметь исход для Катерины, Варвары и Тихона? На каком основании можем строить свои предположения?

2. Что заставило Катерину вспоминать о жизни в родительском доме? Какое значение имеет этот рассказ для читателей и зрителей? Чем можно объяснить мрачные предчувствия Катерины?

3. Что сближает и разделяет Варвару и Катерину? Как эти различия отразились в их речи? Какие реплики Катерины и Варвары наиболее выразительно передают нравственную сущность молодых женщин?

4. Какое представление о М.И.Кабановой сложилось у вас при прочтении 1 действия?

5. Какое значение имеет 1 действие в драме? Сделайте вывод, какие противоречия заложены драматургом в экспозиции? Перед каким выбором поставил драматург свою героиню в завязке драмы? Какими средствами он подготовил читателя (или зрителя) к дальнейшим событиям драмы и ее финалу?

Вопросы для дальнейших бесед

1. Что нужно Катерине в жизни и чего она лишена в доме Кабановых?

2. Какой порядок жизни утверждает и защищает Кабаниха? Кто из действующих лиц является ее сторонником?

3. Как проявляется и развивается столкновение между Катериной и Кабанихой?

4. Какая внутренняя борьба совершается в душе Катерины? Чем она определяется и чем выражается?

5. В ком Катерина ищет поддержки в своем стремлении вырваться на волю? Находит ли она помощь?

6. В какой сцене отношения Катерины с «темным царством» и ее внутренняя борьба достигают своего высшего напряжения? Не означает ли покаяние Катерины перед Кабанихой и Тихоном ее подчинения «темному царству», нормам его жизни?

7. На что надеется Катерина, убежав из дому и разыскивая Бориса? Что сулит ей дальнейшая жизнь в кабановском доме?

Вопросы для выяснения роли Кулигина в пьесе

1. Каковы любимые темы разговоров Кулигина?

2. С кем из действующих лиц он связан и как?

3. На чьей стороне в основном конфликте драмы старик Кулигин?

4. Какова композиционная роль этого образа?

Вопросы для итоговых письменных работ

1. Неизбежна ли была гибель Катерины?

2. Каков смысл названия драмы – «Гроза»?

3. Какое значение в развитии действия драмы имеет гроза как природное явление?

4. Какое отношение имеет символический смысл названия к Катерине, к Кабанихе, к идее драмы?

5. Победа или поражение гибель Катерины?

6. Роль «темного царства» в судьбе молодого поколения.

  Завершением работы над драмой Островского «Гроза» стал спектакль, поставленный учащимися 10 класса. Ребятам удалось передать внутреннее состояние своего персонажа. Созданные на сцене образы далекого прошлого вызвали у зрителей активное сочувствие и переживание.

  Драма А.Н.Островского много дает юношеству и в познавательном, и в художественном, и в воспитательном отношениях.

Коллективное посещение театра как одно из условий восприятия драмы в ее художественной специфике

  Зрительский опыт учащихся определяется преимущественно школой. Систематическая организация посещений театра (5-6 раз в год) – залог пробуждения постоянного интереса к искусству, успешного воспитания культуры зрения и слуха, художественной культуры учащихся.

  Коллективные переживания и впечатления особенно значительны для восприятия классической драматургии учащимися-подростками.

  Произведение, которое в чтении кажется молодежи абсолютно мертвым, в свете театральных рефлекторов наполняется силой, блеском и цветом, пробуждает богатые интеллектуальные и эмоциональные ассоциации, глубоко западает в память.

  Коллективное посещение спектакля по изучаемой на уроках пьесе позволяет углубить анализ,  обратить внимание учащихся на сценические возможности, заключенные в пьесе и реализованные в спектакле, что развивает и активизирует навыки чтения и восприятия драматического текста. Спектакль и пьеса могут быть сопоставлены с точки зрения трактовки отдельных ролей, выраженной главной мысли драмы, воплощении особенностей авторского стиля. Наконец, спектакль дает возможность предложить учащимся не только новые темы для письменных работ, но и подготовить их к овладению рецензией на спектакль.

  Наиболее распространенными прочно укрепившимися в школе формами работы после спектакля, как по изучаемым на уроках пьесам, так и по всем другим, являются обсуждения, диспут, дискуссия, рецензирование.

  Раздумывая при подготовке обсуждения над тем, по каким линиям оно может вестись, учитель облегчает задачу учащихся опорными вопросами и стремится, чтобы учащиеся, углубляясь в содержание, возвращаясь к выразительным средствам его воплощения, вновь пережили спектакль, как нечто художественное целое.

  Вопросы, сообщаемые школьникам заранее, повышают их активность, так как позволяют даже слабым ребятам продумать свои впечатления, определить свое отношение к спектаклю и подготовиться к выступлению. Учителю не следует требовать от участников обсуждения беспрекословного следования логике. Чем ненавязчивей будет руководство учителя, тем непринужденнее и содержательнее окажутся выступления учащихся. Учитель принимает участие как равный, он должен убедить в своей правоте, если это потребуется, но не имеет права диктовать свои решения, навязывать свою точку зрения.

  Вопросы для обсуждения комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»:

1. Какие сцены в спектакле произвели на зрителей самое сильное впечатление? Чем оно вызвано?

2. Что является главным мотивом действий основных героев комедии Гоголя?

3. Как исполнители главных ролей сумели сумели в своей игре передать то, о чем писал Гоголь в «Замечаниях для гг. актеров»?

4. Какая сцена является кульминацией действия и какая – развязкой? Чем последняя сцена напоминает первую? Как можно объяснить это сходство?

5. Какой смысл имеет эпиграф к комедии? Можно ли его отнести к спектаклю?

  … И вот наши воспитанники за порогом школы. Избрано дело жизни, определено призвание. Думая о будущем своих учеников, мы, учителя, надеемся их увидеть не только квалифицированными специалистами, но и людьми  с высокими духовными потребностями. Этого требует время, и этому посвящаем мы свой нелегкий учительский труд.

Литература

1. Аникст А.А. Теория драмы от Пушкина до Чехова. – М., 1999.

2. Апушкин Я.Н. Драматическое волшебство. – М., 1995.

3. Горбунова Е.Н. Вопросы теории реалистической драмы. – М., 2001.

4. Холодов Е.Г. Драматург на все времена. – М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Гоголь и театр"

Вводный урок литературы перед изучением пьесы Гоголя "Ревизор". Учащиеся знакомятся с биографическими сведениями из жизни писателя, с историей замысла комедии, исследуют жанр этого произведе...

Урок литературы в 8 классе. Гоголь и театр. Литературная гостиная.

В разработке представлен материал для урока-литературной гостиной в 8 классе.Презентация к уроку размещена в разделе "мои публикации"....

Программа спецкурса "Театр и литература "(От уроков литературы к истории театра)

Программа спецкурса ориентирована на формирование у учащихся эстетической культуры, на приобщение их к миру искусства, к общечеловеческим ценностям через освоение художественного опыта прошлого....

Статья "Проект театра и уроков литературы"

Данный проект не только позволяет предоставить возможность учащимся погрузиться в мир театра и раскрыть свои таланты на сцене. но и воспитать зрительскую культуру у всех участников проекта. Пятилетний...

Открытый урок литературы по теме: «Гоголь и театр»

Цель: ввести учащихся в мир драмы Н.В.Гоголя (подготовить к восприятию      произведения).    Задачи: образовательные – познакомить с к...

Символизм в литературе, живописи, музыке и театре (урок литературы с использованием ЭОР)

Конспект урока литературы в 11 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

"Театр глазами детей". Интегрированный урок литературы и истории.

Интегрированный урок литературы и истории, проведённый в 5 классе,  на тему "Театр глазами детей". На данном  уроке используются АМО. Через активные методы обучения обучающиеся зна...