Урок эрзянского языка в 3 классе на тему: «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась» (Знакомство с мордовскими народными сказками)
план-конспект урока по теме

Герасимова Галина  Николаевна

Знакомство с мордовскими народными сказками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_3kl.docx21.06 КБ

Предварительный просмотр:




Эрзянь келень урок 3-це классо

теманть коряс: «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась»

(Знакомство с мордовскими народными сказками)




Ютавтызе: эрзянь келень тонавтыцясь

ГЕРАСИМОВА Галина Николаевна

                                         

                               

     

                                             

                                            2014г

Урок эрзянского языка в 3 классе

на тему: «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась»

(Знакомство с мордовскими народными сказками)

Герасимова Г.Н.,

учитель эрзянского языка

МОУ «Гимназия №12»

                                                                                                   г.о.Саранск

Республики Мордовия.

Цели:

1. Познакомить детей с героями мордовских народных сказок;

2. Научить выделять героев мордовских сказок среди героев сказок других народов.

Задачи:

1. Прививать детям любовь к мордовскому фольклору, устному народному творчеству;

2. Воспитывать в детях уважение к обычаям и традициям мордовского народа;

3. Воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к «малой» родине – частице большого государства – Россия.

Оборудование

1. Маски сказочных героев, изготовленные детьми.

2. Плакат с кроссвордом «Имя мордовской богини».

3. Рисунки главных героев мордовских сказок: Вирьава, Вирьатя, Ведьава, Норовава, Якшаматя.

4. Карточки с именами богов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

(Вейсэ.)

Ушодтано минь урок

Ды минек весе анок.

Ручкась ды тетрадесь тесэ,

Кортатано эрзянь кельсэ.

2. Вводное слово учителя:

- Шумбратадо, эйкакшт!

- Шумбрачи!

- Озадо видестэ, кунсолодо.

Течи минь тынк марто мольтяно инжекс кезэрень шкатненень, тов, косо эрить эрзянь ды мокшонь ёвкстнэ.

Карматано содамо, кить эрить неть ёвкснэсэ, кода эрить ды аштить.

- Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну, которая носит название «Эрзянь ды мокшонь ёвкст» - Мордовские сказки.

- У нас с вами будет много помощников. Это – герои мордовского фольклора. А принимать участие в работе попытаемся все.

Итак, начинаем наш урок – путешествие, который так и назовём «Эрзянь ды мокшонь ёвкстнэнь марто содавтомась».

3. Учитель: В мордовских народных сказках встречается много сказочных персонажей. Некоторых из них мы уже знаем с прошлого года. Назовите их, пожалуйста.

Ответы детей: Куйгорож, Юртава, Толава, Нишке паз и т.д.

- Виде.

4. Учитель: Сегодня у нас в гостях новые персонажи сказок. Девочки много поработали, из справочной литературы почерпнули определённые сведения о новых сказочных героях. Давайте послушаем их и посмотрим на выставку рисунков, которые заранее приготовили.

(Дети выходят к доске, опираясь на рисунок, рассказывают о своём герое).

На доске выставка рисунков. Рядом в смешанном порядке находятся карточки с названиями сказочных персонажей.

5. Хоровое чтение с карточек в целях отработки техники чтения.

6. Игра «Найди герою своё имя».

(Дети подходят к доске и из смешанных карточек составляют правильный список).

7. Повторное чтение с карточек в целях запоминания новых слов.

8. Физкультминутка.

Вейке, кавто, колмо, ниле

Дай монень саразонь пиле.

Вете, кото, сисем, кавксо,

Иля аште тон монь вакссо.

Вейксэ, кемень, кевийкее

Минь весе классонок превейть.

9.Работа у доски.

1. Упражнение №1. Варштадо артовкстнэнь лангс ды ёвтынк, кинь тынь тесэ нейтядо? Ёвтынк, кодамо ёвкссо сынь эрить?

(Дети называют сказки).

2. Творческая работа. Пояснение учителя: Составьте и запишите небольшую сказку на эрзянском языке (использовать слова для справок на доске).

3. Чтение детьми сказок у доски.

10. Работа со сказкой «Ривезь ды Сея баран».

1. Первичное чтение текста подготовленным учеником с переводом

(используются словари).

2. Инсценирование сказки в масках по ролям. (Ривезь, Сея баран, Варака, автор).

3. Чтение вопросов к тексту и устные ответы на них.

4. Повторное перечитывание «цепочкой» в целях отработки техники чтения.

11. Работа с кроссвордом на плакате.

Учитель: Разгадав кроссворд, прочтём имя мордовской богини (Вирьава).

Дети разгадывают слова и вписывают в клетки фломастером.

12. Подведение итогов занятия:

Учитель: Мезе од минь карминек содамо течи?

Мейс минь карминек содамо мокшэрзянь ёвкстнэнь?

Ответы детей.

13. Задание на дом: Подготовиться к инсценированию диалога; подобрать в библиотеке любую мордовскую сказку с известными героями, прочитать, подготовить сообщение.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок английского языка 11 класса по теме" Мы изучаем английский язык".

Урок-конференция с участием зарубежных англоговорящих студентов, где обсуждались проблемы изучения английского языка, его место в глобальной культуре....

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Урок эрзянского языка 3 класс

Урок эрзянского языка3 классТема урока: Идем ракшат. (Дикие животные)....

Урок немецкого языка 4 класс. Написание поздравительной открытки маме с 8 Марта.

Организовать деятельность учащихся  в написании  поздравительной  открытки, в умении различать части поздравлений....

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....