Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по теме

Баринова Татьяна Николаевна

В работе рассматриваются основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков, и формулируются основные задачи педагога для решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ №2051 «Педагогический комплекс»

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

     

   

                      Выступление на заседании методического совета

 ГОУ СОШ №2051

                                      учителя русского языка и литературы Бариновой Т.Н.

 В современном обществе формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.

        Попробуем  определить основные причины, из-за которых у школьников возникают проблемы с овладением коммуникабельных навыков:

-  Коммуникативный аспект культуры речи остаётся не полностью разработанным. Современные учебники до сих пор не могут в достаточном объёме обеспечить формирование навыков речевого общения в различных жизненных ситуациях.

            -  Современная жизнь отучает детей думать и оценивать окружающую действительность самостоятельно. Речь детей часто бедна из-за того, что у них нет потребности говорить более выразительно и красиво. Речь – это, прежде всего, общение, т.е. понимание людьми друг друга, диалог. Но современная методика в основном развивает монологическую речь, а умение слушать и слышать собеседника не формируется.

Таким образом, главная цель педагогической деятельности - формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.

Можно выделить следующие задачи педагога:

           1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

           2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;

           3. Вырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления;

         

Для достижения цели можно использовать следующие педагогические технологии:

-технология проблемного обучения позволяет всесторонне и гармонично развивать ребёнка;

-технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

-технология проведения учебных дискуссий  развивает навыки публичного выступления;

-технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

-проектная технология позволяет повысить и углубить интерес детей; развивает творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления; помогает школьникам приобрести исследовательские и  коммуникативные умения, навыки работы с большим объемом информации;

-информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение  познавательного интереса, формируют информационную культуру.

Важно работать с текстом больших художников слова: так будет постепенно формироваться, создаваться «твердый зрительный образ» слова, предложения, твердая лингвистическая подготовка.

 Чтобы сформировать у учеников коммуникативную компетенцию, научить их мыслить самостоятельно, недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность решать какие-то проблемы, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык формировал и формулировал эту мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»

       Актуальность проблемы.    В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся  на уроках русского язык...

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование языковой и речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы...

Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Речь детей очень часто бедна просто потому, что они не стремятся  говорить более ярко, выразительно и разнообразно. Не секрет, что многие из нас  не обладают хорошо поставленным голосом, не ...

" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"

Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...