План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Досмуратова Гульнара Алиевна

Цели урока:

создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.

Задачи:

·           Организовать деятельность, способствующую:

·           выявлению тенденции нравственного развития учащихся;

·           осмыслению понятия «настоящая дружба»;

·           развитию потребности к самоанализу;

·           расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;

·           осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

·           Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для 

открытого общения с собой и другими

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема творческого урока:  "Что такое настоящая дружба"

Цели урока:

создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.

Задачи:

  • Организовать деятельность, способствующую:
  • выявлению тенденции нравственного развития учащихся;
  • осмыслению понятия «настоящая дружба»;
  • развитию потребности к самоанализу;
  • расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;
  • осознанию старшеклассниками значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.
  • Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для 

открытого общения с собой и другими

Оборудование: интерактивная доска, флипчкарты, чистые листы, ручки, маркеры, цветные бумаги

Типы урока: урок - дискуссия  

Форма организации урока: групповая

Ход урока: Организационный момент

  1. Психологический настрой на урок.  Талисман урока «Сердечко» учащиеся передают друг другу, говоря добрые слова.

  1. Речевая разминка

 “Человек без друзей, что дерево без корней”

- Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?

- Корни для дерева, зачем нужны?

- А что подразумевается под “корнями для человека”?

   Многие понимают под словом ДРУГ

•Соседа по парте

•Человека, который сходил с ним в магазин

•Знакомого во дворе

•Одноклассника

•Человека, с которым провел смену в лагере

•Человека, который дал списать урок

  1. Побуждение. Создание эмоционального позитивного настроя учащихся

Наш сегодняшний разговор пойдет о настоящем друге, о том, как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой.

4. Работа в группах «Ситуации»

  Мы разобьемся на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.

1.Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?

2.Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

3.Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

  Во время обсуждения учащимися ситуаций, учитель на доске пишет отрицательные качества “ друга”. После обсуждения на доске появился список качеств человека

“Лже-Друга”: корыстный, злой, завистливый, недоброжелательный, хитрый, льстивый, жадный, коварный, трусливый, нерешительный.

- Ребята, а какими чертами характера должен обладать друг.

В толковом словаре С.И. Ожегова:

ДРУГ – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

 Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

 А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе.

(Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну)

  1. Диалог «Малыши»

6. Работа с постером  "Что такое настоящая дружба"

Изобразить что такое настоящая дружба  на рисунке. Каждый лидер группы защищает свой плакат.

7. Групповая работа « Мои ценности». Ранжирование ценностей.

– Говоря о вашей дружбе, мы не можем не говорить о тесной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Незримыми крепкими нитями связаны мы с обществом, без которого «Я» бы не состоялось, мы зависим от него.
В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи? С помощью теста «Мои ценности»  проведём исследование и обсудим результаты.

Учащимся предлагается проранжировать в  группах следующие нравственные ценности:

Семья
Здоровье
Материальные ценности
Любовь
Дружба
Отечество
Творчество
Образование
Свобода
Интересная работа

8. Обсуждение результатов

– А почему вы именно так расположили ценности?

Ответы детей.

Используя результаты ранжирования, дети на плакате рисуют дерево, в котором

корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни; 
ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни; 
крона – это будущее, то, на что человек надеется  в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие – крону.

Выполняют задание

9. Релаксация

– Любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Предлагаю немного расслабиться. (Разминка)

10.  Рефлексия “ Доска объявлений”

 А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему“Ищу друга!” Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например: “Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”

“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”

“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”

Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. ( В классе доска с надписью “ Доска объявлений”)

11.  Подведение итогов урока

Монолог о дружбе.

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово “ Дружба” что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: “Вы не в школе?”-

Оба дружно начинают врать.

Ну а может, дружба – это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою, пересыпая льстиво,

И не скажет резкость никогда?

12. Песня «Дорогою добра»

13. – Закончить наш творческий урок я хотела бы притчей. 
Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в  ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?».
Если  он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что  у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»

14. Итоговая рефлексия

– Мне было интересно, когда …

               Школа – гимназия №25 имени Т. Рыскулова

             Творческий урок по русскому языку

            на тему: «Что такое настоящая дружба»      

                       Учитель русского языка и литературы:  Досмуратова Г. А.

                                                                                        Жуматаева Н. Б.

                                           Шымкент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что такое настоящая дружба?"

Деловая игра для 5-6 классов...

Классный час на тему «Что такое настоящая дружба?»

«Без  дружбы  никакое общение между  людьми не имеет ценности»...

Классный час "Что такое настоящая дружба"

Классный час расчинан на учащихся 7-9 классов....

Классный час.Что такое настоящая дружба?

Материал классного часа: "Что такое настоящая дружба?" позволяет раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг  какую роль играют друзья в нашей жи...

Классный час на тему "Что такое настоящая дружба?"

Данная разработка может быть полезной для учителей, являющихся классными руководителями 5-7 классов....

Урок русского языка Тема: Обучающее сочинение – рассуждение «Что такое настоящая дружба?»

Конспект урока подготовки к сочинению- рассуждению "Что такое настоящая дружба"  в технологии "Педагогическая мастерская" на основе теста В.П. Астафьева...