Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни (Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник")
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) на тему

Перзентация к уроку  литературы в 10 классе на тему  "Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни". Материал презентации может быть использован на обобщающем уроке по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник", а также при подготовке одиннадцатиклассников к итоговому сочинению по направлениям "ВРЕМЯ", "ПУТЬ", др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocharovannyy_strannik.pptx2.05 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни Судьба Ивана Северьяновича Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Слайд 2

«У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться – они есть» Н.С. Лесков

Слайд 3

Праведник – человек, который живёт праведной жизнью. Праведный – благочестивый, соответствующий религиозному правилу; - основанный на правде, справедливый. С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»

Слайд 4

Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь. Протоиерей Серафим Слободской. « Закон Божий»

Слайд 5

Не стоит село без праведника Русская пословица

Слайд 6

По мнению Лескова, праведники – это «герои великодушия», нестяжатели, правдолюбцы, мудрецы, «выражение всего нашего умного и доброго народа ». Бескорыстный подвиг добра и самоотвержения – в этом суть праведничества.

Слайд 7

Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель . В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Не случайно первое название повести – «Чернозёмный Телемак».

Слайд 8

В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу.

Слайд 9

Важнейшие черты личности героя

Слайд 10

«…Мне за народ очень помереть хочется» Самоотверженность героя, его жизнь для других

Слайд 11

Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерть монашка, голубей жалеет, а кошечку уродует). Лесков рисует не безупречного героя, а реального, неоднозначного русского человека. Флягин проходит необъятный, как пространство России, и запутанный жизненный путь. На этом пути он и господ своих от смерти спас; и руки на себя наложить хотел из-за унизительного наказания; и жестоко на ремнях поролся ради красавца жеребца; и в татарском плену 10 лет «подщетиненным» томился; и жертвенную любовь познал; и безумным загулам предавался; и подвиг воинский совершил; и в офицеры выслужился; и сменил военный мундир на рясу…

Слайд 12

И в конце концов Иван Северьянович находит достойную жизненную цель – служение людям. Об этом сам герой говорит так: «…Мне за народ очень помереть хочется»

Слайд 13

«Я многое даже не своей волею делал» Флягин объясняет всё происходящее с ним «родительским обещанием». Он «моленый сын» и всю жизнь помнит знамение монашка: «…будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за себя и пойдёшь в чернецы». Эта власть рокового начала и делает его «очарованным странником».

Слайд 14

«…Иван Северьянов, ты артист… настоящий, высокой степени артист» Одно из главных качеств характера Флягина – чувство прекрасного. Герой очарован красотой мира. Так в повести открывается ещё один смысл названия этой книги. Иван Северьянович остро чувствует и красоту песни (она «то плачет, то томит, то просто душу из тела вынимает, то потом вдруг как схватит в другом роде и точно сразу опять сердце вставит »); и красоту коня («И чувствую, что рванулась моя душа …к этой лошади, родной страстию »); и женскую красоту (безудержно сыплет деньги под ноги цыганке Грушеньке и сам пускается перед ней вприсядку). Позже герой Лескова скажет, что за такую красоту «восхищённому человеку погибнуть даже радость».

Слайд 15

Вслед за восхищением женской красотой приходит к Ивану Северьяновичу глубокая и жертвенная любовь. Он берёт на себя грех Грушеньки , не стерпевшей измены пустого человека, считает своей обязанностью « за неё отстрадать и её из ада выручить». Открытие героем красоты в человеке , в женщине, является важнейшим рубежом в его судьбе : с этого момента он становится «беззаботным о себе», то есть перестаёт жить только для себя, подчиняет своё существование заботе о другом человеке. Теперь Иван Северьянович вместо чужого ему Петра Сердюкова, единственного кормильца своей семьи, идёт в солдаты, белее 15 лет служит на Кавказе, воинский подвиг совершает… Так в герое Лескова пробуждается потребность высшего жертвенного подвига во имя народа.

Слайд 16

«…Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог» Честность, порядочность, ответственность, верность долгу

Слайд 17

«Русский человек со всем справится» Способность к любому труду, сила, выносливость, богатырство

Слайд 18

«…Выходы у меня бывали» Страстная, неудержимая натура героя, выход душевной силы в разгуле, жестокости, пьянстве

Слайд 19

Только постепенно, по мере движения «от одной стражбы к другой», герой Лескова обретает равновесие необъятных сил, которые поначалу расходует впустую. Значительно утяжеляют жизнь героя горячность, импульсивность, безоглядность, свойственные русскому человеку. Иван Северьянович говорит о себе, что «с детства был скор на руку». Отлучённый от коней «за кошкин хвост», он чувствует острую обиду и решает удавиться. Не подоспей цыган, «я бы всё это от моего характера пресвободно исполнил», - признаётся Флягин.

Слайд 20

В финале повести Иван Северьянович Флягин предстаёт личностью в силе и мощи духовной высоты. Он обретает смысл жизни в простой истине – жить для других. Такой человек, по мнению Лескова, и есть праведный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Образ Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"

Контрольные вопросы с важными подсказками позволят обратить особое внимание на заглавие повести Н.С.Лескова "Очарованный странник"....

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

Задачи урока:Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, под...