Развитие аналитических и творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы
опыты и эксперименты по теме

Дериглазова Марина Александровна

Размышления об условиях, в которых возможно на уроках развать творческие способности у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Лишь тот обогащает  человечество,

кто помогает ему познать себя,

кто углубляет его творческое сознание.

С. Цвейг

Что такое творчество?  Существует много различных определений понятия творчества.

Американский ученый П.Хилл:

    «Творчество- это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

   Большой энциклопедический словарь дает такое определение: «Творчество- это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальность».

   Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творчество в различных областях деятельности. Для исследования литературно-творческих способностей вывод Я.А. Пономарёва о том, что творчество выступает как критерий и форма развития является значимым. Следовательно, можно предположить, что развивающее обучение возможно только при творческом подходе педагога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности обучаемых и обучающих.

  Современный этап развития науки, искусства, образования, демократизации общественных процессов предполагает обновление педагогических форм и методов, применяемых к школьнику, более глубокий подход к индивидуальным особенностям личности школьника, к развитию творческих способностей.

  Новые учебные программы требуют новых учебных методик, а также создания теоретической психолого-педагогической основы для развития творческих способностей школьников. Однако в общей теории педагогики отсутствуют научно-разработанные подходы к частным учебным дисциплинам, предполагающие развитие литературно-творческих способностей (ЛТС) учащихся и их реализацию в условиях общего и дополнительного образования.

 "Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)

Творческая деятельность учащихся нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Сформулируем условия, способствующие развитию творческих способностей учащихся:

  1. Развитие  активности у обучающихся – предусматривает проведение практических работ учащихся (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений, умение слагать стихи, буриме, написание продолжения к диктанту или изложению и пр.).
  2. Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда систематическое изучение и практическое усвоение теории  сочетаются со знакомством с разными видами искусств (музыка, живопись, архитектура).
  3. Следующим важным условием является предоставление детям известной свободы творчества. Свобода в творчестве – самая важная составляющая, потому что только при наличии свободы проявляются индивидуальные способности и настоящие таланты.
  4. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений, чтобы углубить и расширить жизненный опыт учеников.
  5. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работы на уроках русского языка и литературы, разные виды работ систематического характера.
  6. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск, который заключается в осознании противоречия между имеющимися проблемами в решении определенной задачи и их собственным опытом. Учащийся становится перед необходимостью создать новую, но не имеющуюся в его опыте схему решения, новую систему способов действий. В целом весь процесс обучения и должен стать творческим поиском..
  7. Развитие личности происходит через творческий поиск, через соприкосновение души с творчеством, а тем самым открытие самих себя и познания самих себя. Поэтому важно педагогу помочь детям познать себя и научить их выражать и проявлять себя через умение творить (в широком значении этого слова).
  8. Превращение анализа художественного произведения, написание творческих работ по русскому языку в творческий процесс. Для этого необходимо использовать практические задания эвристического характера, которые позволяют развивать творческие способности учащихся.  Практические задания эвристического характера, включаемые в процесс обучения – это такие задания, которые выполняются без непосредственного участия учителя или с небольшой помощью по его заданию в специально отведенное для этого время. При этом учащиеся стремятся достигнуть поставленную в задании цель, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме творческую активность в создании нового материала.

  Творчество - это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Задача учителя – раскрыть в учениках способности и внушить им самоуверенность в уникальности этих способностей и в уникальности каждой личности человека в целом.

  Творческие  работы  учащихся  способствуют   укреплению   и   повышению познавательных  интересов  учащихся,  развитию  их   творческого   мышления, индивидуальности  каждого  школьника. Важно отметить, что для воспитания творческих способностей у учащихся необходимо учителю самому обладать такими способностями, т.е. быть креативным. Потому что сначала мы развиваем в себе способность нестандартно мыслить, а затем направляем ее на создание новых идей, решений, произведений и на воспитание детей.

      «Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем» (Википедия).

    Творчеству, как и любому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение.

     По мнению Л.С. Выготского с творчеством мы имеем дело не только при создании великих исторических произведений, но и тогда, когда человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев; поэтому творческая деятельность – это такая деятельность, которая создает “нечто новое, все равно будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке”.

     Творчество рассматривается как процесс создания новых, оригинальных материальных и духовных ценностей, имеющих общественную значимость (С.Л. Рубинштейн), социальную значимость и прогрессивность (В.И. Андреев). При этом правомерно отмечается необходимость учета нравственных начал, которые побудили человека к творчеству, так как результатом истинного творчества является развитие человеческой личности, развитие человеческой культуры в целом. Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

            Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка на уроках литературы и уроках русского языка, во внеклассной работе, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение и креативность. Родители и учителя должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.

Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....

Выступление на педсовете "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках русского языка и литературы"

Выступление на педсовете«Развитие творческих способностей у учащихся на уроках риторики, русского языка и литературы»   Для развития творческих способностей у учащихся важно учитывать о...