Граматические категории глагола татарского языка
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Гарафутдинова Алия Гумаровна

           Глаголы в татарском языке занимают огромное место, среди лексических единиц эта часть речи имеет наибольшее значение. О глаголах, как отдельную часть речи, начали упоминать ещё в первых татарских грамматиках. Уже в работах А.А. Троянского, К. Насыйри, Д. Валиди изучению глагола уделялось значительное место. Позже глаголы исследованы известными языковедами  Г.Х. Алпаровым, В.Н. Хангилдиным, Д.Г. Тумашевой, З.М. Валиуллиной, К.З. Зиннатуллиной, Ч.М. Харисовой, Ф.М. Хисамовой и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammaticheskie_kategorii_glagola_tatarskogo_yazyka.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

А.Г.Гарафутдинова,

                                                                учитель татарского языка и литературы

«Лицей №121» Советского района г.Казани

alia.garafutdinova21@yandex.ru

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ГЛАГОЛА ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Татарский литературный язык по своей структуре считается одним из самых богатых, точных языков.  В сегодняшнее время, когда стремительно развивается наука и техника, делаются новые открытия, нельзя упустить из внимания развитие литературного языка.  Должны создаваться условия для того, чтобы дети могли разговаривать, общаться на родном языке, зародить в них интерес к изучению своего языка.

Как известно, тема глагола считается одной из трудных для изучения на уроках татарского языка. Одним из самых актуальных вопросов методики преподавания считается изучение глагола, а также использование методов продуктивного обучения ему (глаголу).

 Глаголы в татарском языке занимают огромное место, среди лексических единиц эта часть речи имеет наибольшее значение. О глаголах, как отдельную часть речи, начали упоминать ещё в первых татарских грамматиках. Уже в работах А.А. Троянского, К. Насыйри, Д. Валиди изучению глагола уделялось значительное место. Позже глаголы исследованы известными языковедами  Г.Х. Алпаровым, В.Н. Хангилдиным, Д.Г. Тумашевой, З.М. Валиуллиной, К.З. Зиннатуллиной, Ч.М. Харисовой, Ф.М. Хисамовой и др. [3; с.66].

С 50-х гг. глаголы татарского татарского языка начались изучаться более обстоятельно и многопланово. Кроме грамматических трудов появляются и специальные исследования. В татарском языкознании существует доволно обширная специальная литература, посвящённая изучению глагола и отдельным его грамматическим категориям.

Глагол обладает рядом морфологических категорий: залога (юнәлеш), способа действия (дәрәҗә), утверждения-отрицания (барлык-юклык), наклонения (төркемчә), лица-числа (зат-сан) и времени (заман). Наличие в глаголе всех перечисленных категории необязательно. Категории залога, способа действия и утверждения-отрицания встречаются во всех глагольных формах, поэтому их называют универсальными. Остальные категории встречаются лишь в отдельных формах глагола.

В предложении глаголы могут являться всеми членами предложения. Это зависит прежде всего от формы глагола и от того, какую часть речи он поясняет.

Как было сказано, глагол в татарском языке – самая обширная и наиболее сложная часть речи. Многие из ее категории разработаны достаточно глубоко, но некоторые остаются еще не исследованными. Рассмотрим основние категории глагола.

Отрицательная форма глагола в татарском языке образуется при помощи аффиксов отрицания –ма/–мә и и сложных аффиксов –мый/–ми,  которые ставятся сразу после основы: сөйли – сөйләми (не рассказывает) – сөйләмәдең (ты не рассказал). Аффикс –мый/–ми используется в изъявительном наклонении только в настоящем времени, а в остальных формах для отрицания используется аффикс –ма/–мә. Важно запомнить, что аффикс отрицания присоединяется только к основе.

Категория наклонения (төркемчә категориясе) выражает отношение говорящего к действительности. В научной грамматике категория наклонения свойственна только личным глаголам.

Несмотря на то, что в татарских грамматиках, издавашихся с начала XIX века, были описаны формы изъявительного, повелительного, условного, желательного и сослагательного наклонений, первое определение категории наклонение было дано Г.Нугайбеком в 1911 году, теоретическое развитие вопроса о наклонениях татарского глагола на основе изучения о модальности В.В.Виноградова было предпринято лишь в 1945 г. В.Н.Хангилдиным. [2; с.3]

Таким образом, в современной морфологии существуют следующие глагольные наклонения: изъявительное (хикәя фигыль), повелительное (боерык фигыль), условное (шарт фигыль), желательное и сослагательное (теләк / ният фигыль)  наклонение. 

В отличае от других наклонений, в изъявительном наклонении реализуется категория времени. Как известно, грамматическая категория времени представляет собой систему грамматических форм, используемых для выражения отношения действия к моменту речи или ко времени другого действия. Таким образом, основу грамматической категории времени составляют временные формы изъявительного наклонения. [5; с.8]

По отношению к моменту речи в современном татарском языке различаются настоящее (хәзерге заман), прошедшее (үткән заман) и будущее времена (киләчәк заман). Своеобразие татарского языка заключается в том, что что каждое из этих основных времен изъявительного наклонения представлено в них несколькими формами. В татарском языке для изъявительного наклонения глаголов характерно многообразие временных форм. В современных грамматиках отмечается наличие 9 форм категории времени. Диалекты и отдельные говоры татарского языка располагают еще большим количеством форм времени.

Временные формы глагола отличаются друг от друга оттенками в значении.

Настоящее время глагола (хәзерге заман хикәя фигыль) образуется при помощи окончаний –а / –ә, – ый, – и. Как известно, аффиксы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи. Но иногда в татарском языке встречаются формы настоящего времени глагола, которые не совпадают с моментом действия. Такие глаголы обозначают действие, которое выполняется постоянно или постоянно повторяется, то есть не имеет временных ограничений. Ташбака әкрен йөри. (Черепаха ходит медленно.) Следующая форма глагола также обозначает действие, которое совершились до момента речи: Бөек Ватан сугышы 1941 нче елда башлана. (Великая Отечественная война начинается (началась) в 1941 году.)

Форма прошедшего времени глагола (үткән заман хикәя фигыль) показывет, что действие происходило (или не происходило) до момента речи. Прошедшее время глагола отличается разнообразием форм:

  1. определенное прошедшее время (билгеле үткән заман) формируется при помощи окончаний –ды\–де, –ты\–те (барды, килде, китте) ;
  2. неопределенное прошедшее время (билгесез үткән заман) выражается окончаниями –ган\ –гән, –кан/–кән (барган, килгән, киткән);
  3. незаконченное прошедшее время (тәмамланмаган үткән заман) образуется при помощи окончаний –а/–ә, –ый, –и  +  иде (бара иде, килә иде, китә иде);
  4. законченное прошедшее время (тәмамланган үткән заман) выражается аффиксами –ган\ –гән, –кан/–кән  +  иде (барган иде, килгән иде, киткән иде);
  5. прошедшее многократное время (кабатлаулы үткән заман) образуется при помощи причастия настоящего времени +  иде (бара торган иде, килә торган иде, китә торган иде);

Будущее время (киләчәк заман хикәя фигыль) выражает действие, которое произойдет после момента речи. В татарском языке употребляется 3 формы этого времени:

  1. определенное будущее время (билгеле киләчәк заман) выражается окончаниями –ачак/–әчәк, –ячак/–ячәк (барачак, киләчәк, китәчәк);
  2. неопределенное будущее время (билгесез киләчәк заман) образуется при помощи окончаний –ыр/–ер, –р (барыр, киләр, китәр);
  3. будущее-прошедшее будущее время (киләчәк-үткән заман) выражается вышеперечисленными аффиксами + иде (барыр иде, киләр иде, китәр иде).

Каждая временная форма обладает грамматическим содержанием и морфологическими средствами. К ним относятся аффиксы времени, лица, принадлежности.

Как видно, в структурном отношении выделяются синтетические и аналитические временные формы. В аналитических временных формах можно встретить сверхсложные конструкции.

Одной из запутанных категорий является категория вида. В татарском языкознании и в тюркологии существует два диаметрально противоположенных мнения о глагольном виде. [2; с.5]

В грамматиках И.Гиганова, А.Казембека, М.Иванова, А.Троянского, А.Максуди, Г.Нугайбека, Г.Сагди, Г.Ибрагимова, Д.Валиди, Г.Алпарова и др. категория вида глагола сосем не напоминались и составные глаголы рассматривались в аспекте словообразования.

Глаголы татарского языка не содержат никаких указаний на вид действия. Только в зависимости от контекста глаголы татарского языка можно соотнести к совершенному или несовершенному виду. Рассмотрим это на примере глагола укыды. В предложении Алсу көн  буе укыды (Алсу целый день читала) форма укыды выражает действие, не ограниченное каким-нибудь ограничением во времени. В предложении Алсу бер әсәр укыды (Алсу прочла одно произведение) эта же форма обозначает достижение предела действия, выраженное глаголом. Это обусловлено тем, что перед глаголом используется числительное бер.

В татарском языке видовая характеристика глаголов связана со способами действия (характер протекания действия) глаголов.

В первом и втором изданиях “Татарской грамматики” на русском языке видовая характеристика глаголов дана как способы действия (“дәрәҗә категориясе”), включающие в себя семь способов. [2; с.4]

Способы глагольного действия уточняют характер протекания действия во времени (интенсивность проявления действия, его результативность, количественную характеристику и др.). В татарском языке выделяются следующие значения:

  1. значение начинательности (башлану дәрәҗәсе) – данный способ глагольного действия указывает на начало действия: Кар ява башлады. (Начал падать снег.);
  2. значение результативности (нәтиҗә һәм тәмамлану дәрәҗәсе) – данный способ глагольного действия указывает на завершение действия: Мин әсәрне укып бетердем. (Я дочитала произведение.);
  3. значение неполноты действия (өлешчә үтәлү дәрәҗәсе) – указывает на ограничение действия временными рамками: Марат ишекне ачып карады, ләкин ача алмады. (Марат попробовал открыть дверь, но не смог.);
  4.  значение многократности и многоактности (кабатлану дәрәҗәсе) –  указывает на повторяемое, обычно в прошлом, действие: Мин юлда йоклый-йоклый килдем. (Я по дороге часто спал.);   
  5. значение направления (юнәлтү дәрәҗәсе) – Ул бүлмәдән чыгып китте. (Он вышыл из комнаты.);
  6. значение продолжительности, длительности (дәвамлылык дәрәҗәсе)  данный способ глагольного действия указывает на продолжительность действия: Укучылар картларга булышып йөриләр. (Ученики помогают старым.)
  7. значение внезпаности (кинәтлек дәрәҗәсе) – указывает на неожиданность действия: Бала калтырап куйды. (Ребёнок задрожал.)

Рассмотрев некоторые категории глагола, можно сделать вывод, что глагол татарского языка наиболее сложная часть речи. Как и в русском языке, глагол татарского языка имеет много грамматических категории. Нужно отметить, что категории рода и вида глагола в татарском языке нет. Многие грамматические категории глагола в татарском языке разработаны достаточно глубоко, например, наиболее детально изучена в семантическом отношении система времен глагола. Но некоторые грамматические категории глагола требуют более углубленного, систематичного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ганиев Ф.А. Способы действия глаголов в татарском языке. Казань: изд-во “Дом печати”. – 2003. 152 с.
  2. Тумашева Д.Г. Татарский глагол. Опыт функционально-семантического исследования грамматических категорий. Учебное пособие. – Казань, Издательство Казанского университета, 1986. – 189 с.
  3. Харисова Ч.М. Татарский язык. Морфология. – Казань: Магариф, 2010. – 157 с.
  4. Харисова Ч.М. Татарский язык: справочник / Ч.М.Харисова. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. – 191 с.
  5. Юсупов Ф.Ю. Изучение татарского глагола. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1986. – 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Употребление модальных глаголов в речи с использованием лексики по теме “Одежда» Интегрированный урок (татарский язык, английский язык)

Интегрированный урок (татарский, английский язык) для русскоязычных учащихся "Употребление модальных глаголов в речи с использованием в лексики по теме "Одежда", 7 класс.Цели урока:- обобщить все ранн...

Презентация, правила по татарскому языку.Исемнең тартым категориясе (Категория принадлежности имени существительного).

Правила по татарскому языку представлена в виде презентации для русскоязычных учеников. Исемнең тартым категориясе. ( Категория принадлежности имени существительного)....

Портфолио для получения статауса «Победитель» и Диплом победителя учителя I категории татарского языка и литературы МБОУ “СОШ№ 60” города Набережные Челны Республики Татарстан Поповой Гульнисы Гаяновны. (2011-2013 учебные годы)

Портфолио для получения статауса «Победитель» и Диплом победителяучителя I категории татарского языка и литературы МБОУ “СОШ№ 60” города Набережные Челны Республики Татарстан Поповой Гульнисы Га...

Карта результативности учителя татарского языка и литературы I квалификационной категории.

Карта результативности учителя татарского языка и литературы I квалификационной категории....

Граматические категории глагола татарского языка

Глаголы в татарском языке занимают огромное место, среди лексических единиц эта часть речи имеет наибольшее значение. О глаголах, как отдельную часть речи, начали упоминать ещё в первых татарских грам...

Дорожная карта Ахтямовой Г.М, учителя татарского языка и литературы первой квалификационной категории на 2018-2019 учебный год

Заман таләпләре бүгенге көндә татар телен укыту процессында зур үзгәреш сорый. Укытучыларыбыз алдында бик тә җаваплы һәм әһәмиятле бурыч тора. Беренчедән, телебезне саклап калу бурычы булса, икенчедән...