Программа внеурочного курса по русскому языку и литературе "Юнкор"
рабочая программа (5 класс) на тему

Арутюнян Виктория Александровна

Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.

Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных текстов. В ходе этого курса обучающиеся смогут овладеть стабильными навыками по созданию и редактированию собственных и чужих художественных произведений. Данный курс эффективен в качестве помощи при подготовке к ГИА-9, так как итоговая аттестация по русскому языку предполагает создание двух собственных текстов. Внеурочный курс также помогает овладеть нормами современного русского языка, как письменного, так и устного, основами культуры речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunkor.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Арутюнян,

МБОУ СОШ № 20 Усть-Лабинского района ст.Ладожская,

Учитель русского языка и литературы,

Ст.Ладожская, ул.Луговая 14

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  внеурочному   курсу «Юнкор».

Уровень образования (класс)   основное общее образование 5 класс

Соответствует направлениям ФГОС

Количество часов  34                       


1. Пояснительная записка

Программа внеурочного курса «Юнкор» знакомит обучающихся с основами журналистики, корректорской и редакторской работой.

Данный курс позволяет ученикам формировать понимание законов создания собственных текстов. В ходе этого курса обучающиеся смогут овладеть стабильными навыками по созданию и редактированию собственных и чужих художественных произведений. Данный курс эффективен в качестве помощи при подготовке к ГИА-9, так как итоговая аттестация по русскому языку предполагает создание двух собственных текстов. Внеурочный курс также помогает овладеть нормами современного русского языка, как письменного, так и устного, основами культуры речи.

Цель: обеспечение высокого уровня овладения нормами русского языка;

          формирование уважительного и бережного отношения к языку;

           создание условий для возможности высказать мнение в собственном тексте;

          обучение ораторскому искусству. 

          повышение читательской компетенции, привитие любви к чтению.

Задача курса - формировать навыки, обеспечивающие успешное создание авторских текстов;

-научить школьников чувствовать слово, думать над ним, искать в нем истинный смысл, выражать себя в слове;

-формировать знания учащихся о строении и языковых особенностях текста;

путем выполнения практических заданий расширить и углубить знания ребят о стилистических возможностях языковых средств и изобразительно-выразительных средств языка;

 -привить любовь к чтению литературы.

Занятия предусматривают теоретическую часть (изучение законов построения текстов, классификацию стилей и жанров, определение этапов создания текста) и практическая часть (создание авторских текстов разных стилей, посещение редакций газет, создание школьной стенгазеты).

  Для достижения поставленных целей предусматриваются следующие виды деятельности : анализ текста, составление плана (простого, сложного, цитатного) текста, работа с научно-популярной литературой, справочниками, словарями, поиск и отбор материала, работа с электронными образовательными ресурсами, подготовка докладов и сообщений, публичное выступление, создание собственных текстов, редакторская деятельность, проектная деятельность.

В результате внеурочного курса у обучающихся должны сформироваться универсальные учебные действия (УУД) по созданию и редактированию собственных текстов. УУД формируются через проектную работу «Школьная стенгазета», которая является результатом внеурочного курса.

В ходе курса обучающиеся знакомятся с электронными образовательными ресурсами, необходимыми для сбора информации и размещения собственных текстов (курс предполагает сотрудничество с электронными и печатными издательствами и редакциями газет).

Внеурочный курс «Юнкор» помогает научить детей правильно читать и воспринимать литературные произведения, полюбить сам процесс чтения, научить работать с книгой в печатном и электронном вариантах, создавать собственные тексты, что поможет в профориентации обучающихся и подготовке к ГИА-9.

2. Общая характеристика внеурочного курса.

Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные правила на практике. На каждом занятии предусматривается практическая деятельности, творческая работа по созданию собственных текстов.  Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, работа в группах, дискуссия, экскурсия, создание собственных текстов, объединение текстов в стенгазету.

В процессе обучения используется различный дидактические материал: презентации по темам курса, схемы, таблицы.

Результатом внеурочной деятельности должна являться школьная сменяемая стенгазета, содержащая творческие работы обучающихся.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

3. Описание места внеурочного курса.

Курс «Юнкор» рассчитан на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю, и предположительно преподается в 5-х классах.

4. Содержание обучения.

1.Введение в курс. Зачем нужно правильно говорить и писать.

2. Образцы красноречия. Знакомство.

3. История литературных стилей: художественный, научный, публицистический.

4. Посещение библиотеки. Учимся работать с книгами. Экскурсия.

5. Умеем читать – умеем правильно говорить и писать.

6. Ораторское искусство. Знакомство.

7.  Выразительное чтение. Стихотворения собственного сочинения.

8. Умение публично выступать. Подготовка к выступлению.

9. Выступление. Стихотворный брифинг для школы.

10. Создание стенгазеты. Верстка стихотворной версии первого выпуска. Осенняя тематика.

11. Художественный стиль. Правила создания текстов.  

12. Создание собственного текста. Жанр сказка.

13. Создание собственного текста. Жанр рассказ.

14. Основы редактирования прозаических текстов.

15. Принципы замены. Редактирование текста. Практика.

16. Редактирование текстов своих сочинений. Создание стенгазеты. Тематика: «Наши сказки и рассказы».

17.  Научный стиль. Основные принципы.

18. Изучение научных статей. Выявление особенностей.

19. Отбор статей для верстки выпуска стенгазеты. Научная тематика.

20. Публицистический стиль. История развития.

21. Знакомство с принципами построения статей.

22. Изучение и анализ выбранных статей.

23. Основы журналистики.

24. Сбор информации о мероприятиях и событиях школы. Посещение открытых уроков, выставок.

25.Проба пера. Создание статей о школьной жизни.

26. Редактирование статей. Верстка школьной стенгазеты. Весенняя тематика, обзор школьной жизни.

27. Корреспондент – работа и призвание. Юные корреспонденты.

28. Посещение редакции местной газеты. Экскурсия.

29. Написание статьи для местной газеты. Редактирование.

30. Знакомство с электронными издательствами.

31. Написание статьи для электронного издательства.

32. Работа над стенгазетой. Верстка выпуска. Тематика: самые яркие события школьной жизни.

33. Посещение мероприятия местного Дома Культуры. Знакомство с рецензиями.

34. Подведение итогов работы внеурочного курса «Юнкор».

Перечень практических работ

Всего уроков                                                                Экскурсии                                      

Работа с проектом школьной газеты

34

2

5

Создание текстов

7


5. Тематическое планирования курса «Юнкор».

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов по программе

1.

Введение.

3

2.

Стихотворные произведения.

7

3.

Литературные произведения. Художественный стиль.

6

4.

Научный стиль.

3

5.

Публицистический стиль.

3

6.

Журналистская деятельность

12

Итого:

34

6. Список использованной литературы и электронных ресурсов.

  1. Цвик В.Л. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.
  2. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: курс лекций и словарь риторических фигур. Учеб.пос. – Ростов/н/Д, 1994.
  3. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста – М., (издательство московского университета), 2000.
  4. http://school6krsk.narod.ru/g-book/index.html
  5. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.

  6. http://www.kmt.graa.ru/textbook_d.php?cr=325&l=&a=lit&cat=all
  7. http://www.online-science.ru/p/p11/
  8. http://www.kuban.kp.ru/
  9. Электронный ресурс А.Дедова «Блокнот журналиста».

 http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm


Рецензия

на программу внеурочного курса «Юнкор».

Программа курса «Юнкор» создана на основе учебных пособий: Цвик В.Л. Введение в журналистику. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: курс лекций и словарь риторических фигур. Учеб.пос. – Ростов/н/Д, 1994.

Программа реализуется в 5 классах.

Программа «Юнкор» разработана с целью апробации на дополнительных занятиях учебного курса в образовательных организациях (основное общее образование).

Актуальность курса: подготовка учащихся к профильному обучению и выбору профильных курсов в старших классах, подготовка к ГИА-9.

Цель: формирование языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенции учащихся, развитие их логического мышления, креативных возможностей.

 Курс рассчитан на 34 часа учебных занятий. Предполагается использовать разнообразные формы проведения аудиторных и внеаудиторных занятий:рассказ, беседа, лекция, семинар, дискуссия, диспут, экскурсии,  защита сочинений.

Программа соответствует требованиям ФГОС.

Изучение курса может быть обеспечено учебным пособием «Введение в журналистику»;  издательство «РИП-холдинг», М., 1998 год, автор: Прохоров Е.П., электронным ресурсом  http://al-dedov.narod.ru/proryv/posobie.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку для 11 класса "От простого к сложному. Отличник ЕГЭ" направлена на формирование практической грамотности выпускников...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку для 8 класса " В мире грамматики русского языка"...

Программа внеурочного курса по русскому языку для 7 класса

Программа внеурочного курса по русскому языку "Увлекательная грамматика" для 7 класса...

Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"

В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....

Программа внеурочного курса «Тайны русского языка». 8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа

Программа внеурочного курса«Тайны русского языка».8 класс. 1 учебный час в неделю, всего 34 часа...