урок географии технологии и литературы "История костюма в зеркале литературных произведений 19 века"
учебно-методический материал (9 класс) на тему

Данный урок является интегрированным для учеников 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_.docx54.1 КБ
Файл b6f94abd20db393a2036c3856d5f926e.pptx1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок технологии географии и литературы

Урок представляет собой интегрированное занятие, включающее в себя материалы по истории культуры и быта, искусствоведению, литературе, лингвистике и т.д.

Учителя высшей категории:

Абдулина ЕХ учитель технологии и географии

Клипа ТА учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • развитие эмоционально-образного восприятия исторического материала учащихся;
  • знакомство с историей костюма  XIX в.;
  • обучение навыкам поисковой работы, сценического действия;
  • воспитание эстетического вкуса учеников;

Форма занятия: комбинированный урок с элементами драматизации.

В ходе урока учителем предлагается характеристика эпохи через знакомство с основными веяниями моды, подчеркивается деление культуры быта на дворянскую европейскую и народную традиционную, изучается костюм первой половины XIX века, причем происходит это через прочтение отрывков из произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Ученики подбирают объяснения понятиям, составляют “Толковый словарь вещей”, инсценируют картины быта, работают с иллюстрациями. В основе идеи урока лежит развивающий принцип об учения, когда знакомство с новым материалом облекается в форму “прочтения” литературного произведения, при этом “оживают” известные страницы, а литературные герои служат моделями. Выбранная форма урока позволяет создать особую атмосферу погружения в литературно-историческую эпоху, способствует формированию познавательного интереса.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ (Вступление делают учителя литературы и технологии)

Включаем фильм «Евгений Онегин»

1ч 17 мин – 1ч 20 мин

Здравствуйте ребята здравствуйте коллеги!

У нас сегодня виртуальное путешествие в прошлое. Скажите, в какое время мы перенеслись? (19 век)

Узнали ли вы по какому произведению создан фильм?

Скажите, а чем люди 19 века отличаются от нас, людей 21 века, визуально? (одеждой)

Е:  История одежды с древнейших времен – до наших дней является «зеркалом, в котором отражается вся история человечества» Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические чертына одежду людей. Каждый новый стиль говорит о следующей ступени развития общества. И сегодня мы узнаем о моде 19 века, листая произведения классиков. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздать прошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи.  К началу XIX в  века Франция при новом властителе Европы императоре Наполеоне I  стала мировым лидером не только в политике, но и в искусстве. Эталоном для подражания стала Римская империя. Волна увлечения стилем ампир охватила  весь мир. А что же Россия? Россия в правление Александра I, убаюканная патриархальным устоем, "спала". Русская аристократия во всём подражала Франции: говорила и одевалась по-французски.

Т: Все, что связано с костюмом минувшего столетия, давно ушло из нашей повседневной жизни. Исчезли из обихода даже слова, обозначавшие старинные костюмы и ткани. Мы, современные читатели, знакомясь с произведениями русской литературы девятнадцатого века, сталкиваемся с тем, что многое так и остаётся для нас неизвестным . Сегодня попытаемся исследовать моду пушкинского времени по его роману в стихах «Евгений Онегин», используем также другие произведения.

Е: Работать будем по группам.(даёт задание)

В ходе урока, слушая своих одноклассников, мы создадим интеллект-карту. Можно делать рисунки, знаки, просто записывать опорные слова. Итак,

1группа. Работает с романом "Евгений Онегин" На карточке дано задание: по 1 главе представить моду начала  XIX в

2 группа составляет "Толковый словарь вещей"(по словарям Ожегова и Даля)

3группа выполняет творческую работу "Одеваем кавалеров и дам"(на интерактивной доске)

4 группа  представит нам инсценировку из "Мёртвых душ" Н.В.Гоголя

5 группа. Исследовательский проект по теме "Мода и стиль в первой половине XIX в." (заранее подготовленная работа Назаровой Анны)

ВТОРАЯ ЧАСТЬ (Время для самостоятельной работы(Музыка фоном) -10 мин.)

Музыка  вальс Грибоедова

В это время гости играют в буриме:

Подобрать рифму к словам:

жилет мода кавалер дама фрак манжет панталоны веер боливар лорнет карсет бант берет цилиндр шапокляк

составить четверостишие

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ Обобщения и выводы.

1)Е:

Ну что же, начнем! На протяжении некоторого времени Аня Назарова готовила исследовательский проект по теме"Мода и стиль в первой половине XIX в.". Сейчас она представит только ту часть работы, которая посвящена женскому костюму  

Аня: Я прочитала роман и мне стало интересно, как люди одевались в то время. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем. Именно этим объясняется выбор темы моего исследования, посвященного моде пушкинских времен.

Цель моей работы – исследование моды и ее направления в первой половине девятнадцатого века.

Начиная работу над пректом, я поставила перед собой следующие задачи:

  • на основе произведений Александра Сергеевича Пушкина, а также известных нам ныне фактов из жизни поэта исследовать моду и ее направления в первой половине девятнадцатого века;
  • изучить эталоны красоты исследуемой мною эпохи;

Смотрим  презентацию с  комментариями.(7 слайдов)

Е:(дополняет) В 1803 году журнал  "Московские новости" писал: "Если у женщины не видно было сложения ног от башмаков до туловища , то говорят. что она не может одеваться или хочет отличиться странностью. Когда нимфа идёт. платье, искусно подобранное, позади гладко обтянутое, показывает всю игру мускулов её при каждом шаге".

Т:(реплика) Может, поэтому Пушкин( со знанием дела) пишет в романе, что " вряд ли найдёте в  России целой три пары стройных женских ног ?" Но не лукавит ли Пушкин? Сегодня  мы не скрываем одеждой эту волнующую часть женского тела и готовы даже поспорить с ценителем женской красоты, коим был поэт.

Наше путешествие продолжается. Давайте заглянем в небольшой провинциальный городок и послушаем разговор двух дам из поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

Инсценировка.  Светлова В., Стрельцева М.

Е: в чем разница моды столичных красавиц и провинциальных простушек?

Е: дело в том что мода до провинции доходила долго и по слухам приезжих модниц

3)Т: Но вернёмся к "Евгению Онегину" Неслучайно  XIX в называют “пушкинской эпохой”. Гениальность поэта состоит в том, что в поэме незримо присутствует особый “дух эпохи”. Герои Пушкина настолько живы, образны, красочны, что они передают те чувства, мысли, которыми жил и сам автор, и русское общество начала XIX века. Роман “Евгений Онегин” был назван “зеркалом русской жизни”. Нравы света, обычаи, приёмы разговора, правила этикета, воспитания, мода эпохи ярко представлены здесь. Внимательный читатель, знакомый с историей России и мира начала XIX века, может по-новому взглянуть на известное произведение, открыть для себя живую картину русской жизни.

Пушкин в романе “Евгений Онегин” иронично замечает, описывая одежду главного героя:

…Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…

Чтобы объяснить детали внешнего вида героя, нужно было обратиться к словарю Даля, Ожегова .

Послушаем отчёт по созданию "Толкового  словаря вещей"(2 группа)

1)Панталоны, фрак, жилет.

Сообщения.

а)Короткий жилет появился во Франции еще в XVII веке и получил название по имени комического театрального персонажа Жиля, носящего его. В начале XIX века в моде были самые разнообразные жилеты всевозможных расцветок: однобортные и двубортные, с воротниками и без них, с множеством карманов. Щеголи надевали несколько жилетов одновременно, порой сразу пять, причем нижний непременно должен был выглядывать из-под верхнего жилета.

б)Поверх жилета надевали фрак. Эта одежда, по сей день не вышедшая из моды, появилась в Англии в конце XVIII века и первоначально служила костюмом для верховой езды. Именно поэтому у фрака необычный вид – короткий перед и длинные фалды сзади, талия слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу – воронкообразный манжет (но это, впрочем, необязательно). Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Фраки шили различных цветов, чаще из однотонной ткани, но они могли быть и из узорных материалов – в полоску, «в мушку» и т.д. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными.

В пушкинское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Тонкая талия, широкие плечи, маленькие ноги и руки при высоком росте!

в)Панталоны названы в честь персонажа итальянской комедии Панталоне. Они держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу заканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета, панталоны более светлого.

Панталоны приживались в России трудно, вызывая у дворян ассоциацию с крестьянской одеждой – портами.

2)Мода начала XIX века отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга, одетым по последней моде, надевает такую шляпу.

“Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар”.

Вообще-то самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр, его изобрели в Англии в конце XVIIII веке. Носили также шапокляк — складной цилиндр, изобретенный во Франции.

3)Как только получили известность произведения В.Скотта- вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.

“…Кто там в малиновом берете?”

У мужчин более свободным становится стиль ношения одежды: ворот рубашки расстегнут, галстук завязан свободно. Получают распространение клетчатые панталоны, пледы. Таким мы видим А.С Пушкина на портрете О.А. Кипренского, ворот белой рубашки повязан темно — зеленым платком, одна рука прикрыта клетчатым красно — зеленым пледом, переброшенным через плечо.

Можно показать слайд этого портрета Пушкина

Мода сиюминутна, в ней находит отражение то, что волнует людей, о чём говорят, она зеркало, в котором отражаются любые события эпохи.

Е:Итак, каким был дворянский мужской костюм начала XIX века?  Длинные брюки, которые носили в XYIII веке только представители 3 сословия, становятся основой мужского костюма, исчезают парики и длинные волосы, (после смерти Павла I парики носить перестали – стал моден естественный цвет волос. Правда, иногда парики все же надевали. В 1818 году Пушкин из-за болезни вынужден был сбрить свои роскошные кудри. Ожидая, пока отрастут новые, он носил парик. Однажды, сидя в душном театре, поэт со свойственной ему непосредственностью использовал свой парик в качестве веера, шокируя окружающих).

Т: Мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Пушкин пишет об Онегине:

“Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет…”

Как же должен должен  был одеваться денди?

Послушаем выступление группы №1 :

1. Проследим за Онегиным в течение дня. Для утра обязателен был утренний убор, в котором, "надев широкий боливар Онегин едет на бульвар"

Ребята показывают куклу в боливаре.

2 Ближе к вечеру - в ресторан ,к друзьям."К Talon помчался:он уверен,что там уж ждёт его Каверин". И здесь  другой наряд.

Мужчины носили белоснежные рубашки со стоячими жестко накрахмаленным воротником, шею повязывали галстуком — платком или шарфом, завязанным бантом или пышным узлом, концы которого заправляли в жилет. Поверх надевали фрак — черный в деловой жизни, а для праздников, балов — цветной.

Ребята показывают куклу.

3. После встречи с друзьями- посещение театра."Волшебный край", который обожал  и сам Пушкин. "Там , там, под сению  кулис Младые дни мои неслись", -пишет поэт.

Все хлопают. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь  наводит

На ложи незнакомых дам,

Все ярусы окинул взором,

Всё видел: лицами, убором

Ужасно недоволен он.

 Непременной принадлежностью к костюму стали перчатки, трость и брегет (часы) на цепочке. В начале XIX века становятся модными лорнеты, пенсне и монокли, перстни с камнями. 

Е(дополняет) : У самого А.С. Пушкина на большом пальце правой руки почти всегда был надет заветный перстень — талисман с восьмиугольным сердоликом, подаренный ему любимой женщиной

4. И наконец, поздний вечер. Зайдём в кабинет, "где мод воспитанник примерный одет, раздет и вновь одет".Герой собирается на бал.

Дальше читают гл.23-26 (с.194) Выразительное чтение. Мустафин В.

Т:Обратите внимание, что многие мужчины, подобно женщинам, ухаживают за своими ногтями.

Читаем у Пушкина:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай — деспот средь людей.

По воспоминаниям современников, у Александра Сергеевича были длинные, ухоженные ногти, запечатленные, кстати, на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их, поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым не стеснялся появляться даже в театре.

Заключение

Е: Пушкин, с натуры рисовавший свои персонажи, великолепно передал все нюансы их костюма

 Мы закрываем сейчас ещё одну страницу великой книги истории, страницу, в которой мы встретили светскую красавицу в тунике и щёголя во фраке. Эта страница была посвящена костюму начала XIX века. Путеводителем в незабываемый мир моды стали строки произведений А.С.Пушкина. И пусть наше воображаемое путешествие пошло к концу, мы можем вновь и вновь возвращаться в тот мир; для этого нужно всего лишь открыть томик великого литератора – Пушкина А.С.

Интеллект карта по теме «Мода 19 века»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Одежда первой половине XIX века.

Слайд 2

Ни для кого не секрет, что мода крайне изменчива. Ведь даже сегодня постоянно появляются и исчезают те или иные модные тренды, и каждый дизайнер вносит свою лепту в развитие мировой моды. А какой была одежда 19 века? Во что одевались люди двести лет тому назад? Как развивалась мода в те времена? Этими вопросами интересуются многие.

Слайд 4

Безусловно, мода и одежда напрямую связаны с некоторыми историческими событиями. И одежда первой половины 19 века демонстрирует эту зависимость. Ведь 19 век — время постоянных революций, время свержения имперского режима, время создания республик и пролетариатов, время активности феминистских организаций. Вполне естественно, что мода менялась практически постоянно.

Слайд 5

Тончайшие платья из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом, российские модницы носили «подчас на одном лишь трико телесного цвета», поскольку «самая тонкая юбка отнимала у такого платья всю прозрачность ». Цвета в основном были нежные – розовый голубой персиковый и белый

Слайд 6

ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА 19 ВЕКА. Юбка была не слишком длинной и оставляла открытой ступню. При движении одежда должна была подчеркивать контуры тела, демонстрировать мягкие линии и грациозность движений.

Слайд 7

Шали, шарфы и платки из разнообразных тканей, появившись в женском костюме еще во времена Московской Руси, прочно утвердились в повседневном и праздничном гардеробе буквально всех женщин России. И если дамы высшего света предпочитали воздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам, то в среднем сословии и в деревнях ценились яркие, цветастые шали из тонкой шерсти

Слайд 8

женская мода менялась практически постоянно. В начале 19 века модными были высокие замысловатые прически. Женщины носили шляпки и капоры. В середине века женщины просто зачесывали волосы назад, завязывая узлом сзади, разрешалось выпускать лишь несколько завитков. Уже в 1870-х годах в моду снова вошли высокие прически, но теперь они были намного проще. В это же время появились маленькие шляпки, которые украшали искусственными цветами и перьями.

Слайд 9

Дамские туфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

Слайд 10

Модные аксессуары того времени

Слайд 11

Спасибо за внимание 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Полезные и красивые ископаемые России (интегрированный урок: география + технология)

Интегрированные уроки очень интересны для учащихся, особенно когда совмещены два разных предмета: география и технология. На таком уроке учащиеся  получают теоретические знания и практическ...

План - конспект урока по технологии "История развития костюма" для 9 класса

На уроке по технологии "История развития костюма" учащиеся знакомятся с особенностями исторического костюма в разные периоды времени, выполняют практическую работу, которая способствует развитию творч...

Интегрированный урок (география + технология обучения здоровью)

Интегрированный урок (география + технология обучения здоровью)  по теме: "Мировой океан – составная часть гидросферы" (7-й класс)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 6 КЛАСС: Народный костюм в зеркале истории.

Дизайн одежды. Фольклорный фестивальСимволика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма...

План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и перенапряжения

План-конспект бинарного урока по дисциплинам "Литература" и "Физика". Гроза в литературном произведении А.Н. Островского. Защита электроустановок от атмосферного электричества и пе...