Воспитательный потенциал предмета в формировании коммуникативной компетентности учащихся.
статья на тему

Добрынина Людмила Леонтьевна

 

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Вязники

Добрынина Л. Л.

 

Воспитательный потенциал предмета в формировании

коммуникативной компетентности учащихся.

 

Лишь только Дух,

Коснувшись глины,

Творит из неё Человека.

Антуан де Сент Экзюпери

 

      Мы знаем, что процесс обучения и воспитания, а также понятие УЧИТЕЛЬ неразрывно связаны. Осознание миссии УЧИТЕЛЯ считается неизбежно начинается с осознания того, что такое ПРОСВЕЩЕНИЕ и что такое ОБРАЗОВАНИЕ. Необходимо понять и то, как эти два понятия взаимосвязаны. Ответ на эти вопросы мы найдем в самих словах, если внимательно и в них всмотримся, вдумаемся.

 

      Итак, ОБРАЗОВАНИЕ. Корень этого слова –  -ОБРАЗ-. В нём, в корне, мы знаем, заключено главное значение, смысл слова. Возникает вопрос:

Образ чего? Ответ напрашивается сам собой. Конечно же, ОБРАЗ МИРА, созданного БОГОМ, а значит и образ БОГА (творца этого МИРА).

 

      А теперь – ПРОСВЕЩЕНИЕ. В понимании сути и этого понятия важную роль играет состав слова – приставка ПРО- ,т.е. ПРОСВЕЩЕНИЕ – это рассказ про СВЕТ (корень –  -СВЕЩ-). Вновь мы выходим на понятие БОГА (в Библии написано: «Я есьм СВЕТ») как носителя ИСТИНЫ (отсюда не случайно выражение «СВЕТ ИСТИНЫ»). Теперь становится ясным направление пути, на который должен вывести ПРОСВЕТИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ своих питомцев, а значит – помочь им идти по пути восхождения к этому свету.

 

      И ещё два понятия, без которых нельзя обойтись при осознании миссии УЧИТЕЛЯ – ВОСПИТАТЕЛЯ. Это понятия – ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) и ВОСПИТАНИЕ. Итак, понятие первое (мы считаем, что данное понятие является главным по отношению ко второму). ОБУЧЕНИЕ. В чём суть?

И опять-таки слово говорит само за себя. Рассказ ПРО УЧЕНИЕ. Возникает вопрос: про какое учение? Смею утверждать, что о главном УЧЕНИИ ЖИЗНИ, УЧЕНИИ БОГА – УЧЕНИИ О СВЕТЕ, ЛЮБВИ И КРАСОТЕ.

 

      Развитие языковой личности непрерывно движется от «красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон).

 

      Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому, совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.

 

      К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования, можно отнести  следующие.

   1. Формирование потребности (мотивации в общении, желания учащегося поделится с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие).

   2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.

 

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_russkogo_yazyka_i_literatury_sosh.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №6» г.Вязники

Добрынина Л. Л.

Воспитательный потенциал предмета в формировании

коммуникативной компетентности учащихся.

Лишь только Дух,

Коснувшись глины,

Творит из неё Человека.

Антуан де Сент Экзюпери

      Мы знаем, что процесс обучения и воспитания, а также понятие УЧИТЕЛЬ неразрывно связаны. Осознание миссии УЧИТЕЛЯ считается неизбежно начинается с осознания того, что такое ПРОСВЕЩЕНИЕ и что такое ОБРАЗОВАНИЕ. Необходимо понять и то, как эти два понятия взаимосвязаны. Ответ на эти вопросы мы найдем в самих словах, если внимательно и в них всмотримся, вдумаемся.

      Итак, ОБРАЗОВАНИЕ. Корень этого слова –  -ОБРАЗ-. В нём, в корне, мы знаем, заключено главное значение, смысл слова. Возникает вопрос:

Образ чего? Ответ напрашивается сам собой. Конечно же, ОБРАЗ МИРА, созданного БОГОМ, а значит и образ БОГА (творца этого МИРА).

      А теперь – ПРОСВЕЩЕНИЕ. В понимании сути и этого понятия важную роль играет состав слова – приставка ПРО- ,т.е. ПРОСВЕЩЕНИЕ – это рассказ про СВЕТ (корень –  -СВЕЩ-). Вновь мы выходим на понятие БОГА (в Библии написано: «Я есьм СВЕТ») как носителя ИСТИНЫ (отсюда не случайно выражение «СВЕТ ИСТИНЫ»). Теперь становится ясным направление пути, на который должен вывести ПРОСВЕТИТЕЛЬ – ВОСПИТАТЕЛЬ своих питомцев, а значит – помочь им идти по пути восхождения к этому свету.

      И ещё два понятия, без которых нельзя обойтись при осознании миссии УЧИТЕЛЯ – ВОСПИТАТЕЛЯ. Это понятия – ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) и ВОСПИТАНИЕ. Итак, понятие первое (мы считаем, что данное понятие является главным по отношению ко второму). ОБУЧЕНИЕ. В чём суть?

И опять-таки слово говорит само за себя. Рассказ ПРО УЧЕНИЕ. Возникает вопрос: про какое учение? Смею утверждать, что о главном УЧЕНИИ ЖИЗНИ, УЧЕНИИ БОГА – УЧЕНИИ О СВЕТЕ, ЛЮБВИ И КРАСОТЕ.

      Развитие языковой личности непрерывно движется от «красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте» (Платон).

      Правильное, точное, полное восприятие чужого текста предполагает конструирование собственного текста, адекватного данному. Поэтому, совершенствуя умения текстовосприятия, мы создаем условия для формирования умений текстообразования.

      К необходимым условиям, при которых учащиеся успешно овладевают умениями текстообразования, можно отнести  следующие.

   1. Формирование потребности (мотивации в общении, желания учащегося поделится с другими тем, как воспринимается и оценивается им ситуация или событие).

   2. Обучение школьников различным видам речевой деятельности.

      Кропотливую, систематическую, многоплановую работу по форми-рованию «Языковой» провожу на уроках и факультативных занятиях. Использую систему уроков по формированию коммуникативной компетенции учащихся, литературному образованию и формированию духовного мира подростка «Азбука культуры общения» (автор Кононы-хина Н.И.). Содержанием «Азбуки культуры общения» стали лучшие образцы (тексты) современной, художественной, отечественной и зарубежной литературы. Тематика уроков общения многообразна:

  • Это скромное чудо-общение;
  • Человеческое слово могуче;
  • «Словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»;
  • Монолог, его особенности;
  • Поговорим … поспорим;
  • За живое, образное слово;
  • «Умей  чувствовать рядом с собой человека;
  • Расчисть тропинку к собственной совести;
  • «Всякий человек сам себя воспитать должен»;
  • «В человеке должно быть всё прекрасно»;
  • «Берегите, люди, землю свою!»;
  • Уроки – откровения.

      УРОКИ – ОТКРОВЕНИЯ. Эти уроки должны быть непосредственно связаны с осознанием таких понятий, как ДОБРОТА, КРАСОТА, ЛЮБОВЬ и т.п. Тех понятии, которые являются составляющими элементами всевбира-ющего (основного понятия ЖИЗНИ – ИСТИНЫ). Поэтому эти уроки можно назвать уроками ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ ЖИЗНИ.

      Вопрос о роли литературы в нашей жизни чрезвычайно важен. Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним, читатель формирует свой взгляд на мир, свою жизненную позицию. Переживая трагические конфликты, приходит к духовному очищению. Русская литература –  литература высоких требований к человеку, обострённой совестливости, неуспокоенности, исканий смысла жизни. Главный предмет – Человек, его внутренний, его отношение к другим людям, к обществу, к природе. В.А. Сухомлинский писал: «Есть такая опасная вещь – лень души… Это равнодушие к человеку… Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во всё, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – Человек…»

      В основе изучения литературы, дающего высокий воспитательный результат, лежит постепенное углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и усвоением историко-литературных, культурологических и теоретико-литературных сведений. Обогащение художественного восприятия предполагает  развитие способности наслаждаться искусством, понимать его целостность и художественную значимость.

      Оживание литературного произведения в сознании читателей приводит к тому, что каждый из них создает свою версию прочтения текста, иногда далеко стоящую от намерений писателя.

      Без усилий читателя глубины литературного произведения остаются тайной, о существовании которой он и не подозревает. Труд читателя измеряется способностью вдумываться, вглядываться в текст, ставить перед собой вопросы, недоумевать  и волноваться, находить и радоваться.

      Изучая особенности детей, обучающихся  по системе Л.В. Зонкова, обратила внимание на их склонность к словотворчеству.

В.А. Сухомлинский говорил, что в жизни детей первое место должно принадлежать словотворчеству, что благодаря ему дети становятся чувствительней к тончайшим средствам влияния – к слову и красоте. «Убогость слова, - говорил он, - это убогость мысли, а убогость мысли ведёт к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, этической «толстокожести». И что радость словотворчества – это доступная для детей интеллектуальная одухотворённость.

      Поэтому посчитала возможным организовать уже с 5 класса «Мастерскую слова». На этих уроках учащиеся познают эстетическое воздействие слова, законы стихосложения, художественные средства выразительности, пробуют писать стихи и прозу.

      Особую роль в рождении человека играет лирика. Интерес к поэзии – это показатель нравственной отзывчивости. Дети убеждаются, что хорошо зная и тонко чувствуя слово, умея им пользоваться, человек может не только точно выразить свои мысли, тончайшие оттенки переживаний, но и заставить слушающих сопереживать вместе с ним. Поэтому предлагаю учащимся задания с использованием поэтических текстов. Уделяя большое внимание развитию навыков выразительного чтения.

      Способствуют пониманию образности слова задания по устному рисованию: Как поэт говорит о море? Опишите море, используя свои личные впечатления. Вот некоторые задания, которые использую для развития ассоциативного образного мышления:

  •  С чем у вас ассоциируются слова: мечта, удивление, листопад?
  • Прочитайте стихотворение. Какие автор использует сравнения? Удачны    ли они? Если бы вы писали это стихотворение, какие сравнения использовали бы вы?

      Большое внимание уделяю работе над художественно – изобрази-тельными средствами. Кроме наблюдения над тем, как автор использует те или иные средства поэтического изображения, эту работу дополнили другими упражнениями. Предполагаются тексты, которые являются средством выработки у учащихся практических умений и навыков, необходимых для лучшего осмысления определённого литературного явления. Упражнения, выполненные при изучении изобразительных средств языка, кроме того, помогают учащимся вырабатывать собственный стиль.

     Примерные задания:

  • Подобрать эпитеты к словам: ребята, улыбаться, иней.
  • Заменить, где это целесообразно, эпитет сравнением, а сравнение эпитетом.
  • Определить, какой из трёх небольших текстов является этюдом, наброском, миниатюрой.
  • Превратить сказку в рассказ или басню.
  • На основе прозаического текста написать стихотворение.

      Теоретическим обобщением наблюдений учащихся над языковыми средствами выразительности стали карточки – информаторы, составленные в результате коллективной работы учащихся, их  самостоятельного поиска, изучения дополнительной литературы.

      В основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы развить эти задатки. Организуя работу по формированию у учащихся навыков литературного творчества, стремлюсь к тому, чтобы они осознавали полезность своего труда, стараюсь найти такие методы и приёмы, которые обеспечили бы их умственное развитие.

     Основными логическими приёмами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Сравнение в логике – один из основных приёмов познания внешнего мира, который заключается в установлении сходства сопоставляемых предметов.

К.Д. Ушинский широко применял сравнение как приём развития логического мышления. Он считал сравнение (как приём) главным логическим приёмом, утверждая, что без сравнения нет понимания, а без понимания – суждения.

      Мною разработаны творческие задания на сравнение как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности, позволяющие подменить общее, сходное в двух предметах и в яркой форме образно выразить это сходство.

      Для написания сочинений малой формы предлагаю следующие темы:

  • «Весенний сад утром, вечером, днём»
  • «Берёза в разные времена года»
  • «Речные и морские камешки»
  • «Снег утром и вечером»
  • «Прошлое и будущее»

      Выполнение творческих заданий будит ум, чувства ребёнка, развивает общечеловеческие качества.

      Кроме литературных текстов, художественный материал при изучении теоретических понятий являются образцы смежных искусств. Так при изучении тропов использую цветовую литографию с изображением пейзажа. Организую прослушивание стихотворений, положенных на музыку. Известно, что именно музыка оказывает благотворное влияние на формирование эстетического отношения к языку, побуждает человека к размышлениям, раздумьям. Её сходство с интонациями человеческой речи роднят литературу и музыку. Учащиеся являются свидетелями того, как музыка и поэзия, соединяясь, образуют новое художественное единство.

      Такая система работы по формированию творческих способностей, обеспечивает развитие компонентов литературных способностей:

  • поэтического восприятия;
  • образной памяти;
  • творческого воображения;
  • точного и выразительного литературного языка.

      Занятия литературным творчеством обостряют интерес учащихся к работе писателя и позволяют реализовать знания о стилях  и жанрах словесного искусства.

      Современные процессы, вызванные изменением философской концепции образования, суть которой в создании условий для развития ребёнка, в превращении его  из объекта преподавания в субъект учебной деятельности, обострили внимание учёных и учителей – практиков к исследовательской работе, так как она нацелена на формирование твор-ческого уровня мышления, являющегося прогнозируемым результатом развивающего обучения.

      Исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления. Следовательно, организация исследовательской работы с учащимися является необходимым условием развивающего  обучения.

      Важно, чтобы ребёнок творил, лишь бы включалась в процесс вся его личность: способности, чувства, разум. Всё пригодится в жизни, всё получит дальнейшее развитие. Пригодится сам творчески развитый дух личности, пригодится навык творчества. Вот поэтому мы стремимся на своих уроках организовать деятельность учащихся с постоянным поиском элементов нового, с подключением организации к любому процессу. Ищем новые подходы к слиянию обучения, воспитания, развития.

      Данная работа способствует развитию творческой личности. Дети с удовольствием творят, и их произведения печатаются на страницах известных газет и журналов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Формирование коммуникативных компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Данная статья содержит материал,с которым я выступала перед своими коллегами и рассказывала о том, как я формирую коммуникативные компетентности у учащихся на уроках русского языка и литературы....

Чтение как средство формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка.

Данный материал посвящен чтению как средству формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка...

Формирование коммуникативной компетентности учащихся

в работе представлены задания для учащихся 5 класса согласно разделам учебника, способствующие формированию коммуникативной компетентности...

Использование проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся 8 – 9 классов С(К)ОУ VIII вида

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики и психологии. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в ...