Статья «Развитие (личностных, предметных, метапредметных) компетенций обучающихся посредством включения в исследовательскую деятельность.
статья (5, 6, 7 класс) на тему

Статья содержит материал об истории развития метода проектной и исследовательской деятельности школьника, рассуждение о формах и методах проведения проектов, собственный педагогический опыт, исследование педагога о развитии личностных, предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_rabota_samsina.docx77.2 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ГАОУ ВО МИОО)

КАФЕДРА ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

             

              ПО ТЕМЕ: «Развитие (личностных, предметных, метапредметных) компетенций обучающихся посредством включения в исследовательскую деятельность.

 слушателя курса: «Культура проектной и учебно-исследовательской  деятельности в свете ФГОС среднего общего образования. (Развитие проектных и исследовательских компетенций педагога и обучающихся)

 

                                              Самсиной Ларисы Геннадиевны, учителя   русского языка и литературы Измайловской гимназии 1508  г. Москвы.

                                              Научный руководитель: Амяга Н.В.

                                          Москва, 2016 г.

Содержание

Введение

Название глав

1. Анализ систем употребления полученного знания.

2. Факторы, учитываемые при оценке.

3. Этапы работы над проектируемым исследованием

4. Цель и назначение проектов - исследований

5. План действий обучающегося в исследовании 

6. Примерные темы исследования в области литературы

7. Рекомендации Д. ТРЕФФИНГЕРА

 8.Рекомендации руководителю (организатору) проекта          

9.Описание собственного педагогического опыта.

10. Критерии оценивания работ учащихся

11. Развитие УУД в процессе проектной деятельности

Заключение

Список литературы

Вступление

           Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это самостоятельная поисковая деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности и ориентирующая каждого ученика на достижение индивидуально-личностных успехов. Однако ее эффективность возможна лишь при выполнении определенных  условий:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Важна система мотивации.
2. Ученик должен суметь это сделать. Для этого у него должны быть до выполнения работы уже сформированы определенные компетентности.
3. Он должен получить удовлетворение от своей работы. Должна быть разработана система оценки.

    Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы   над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

 Для проведения исследования необходимо:

Постановка исследовательского вопроса и формирование предмета исследования.

Сбор информации о том, что уже известно по данной теме.

Выдвижение гипотезы, построение модели

Выбор методики исследования.

Получение  и анализ результатов,  получение ответа на поставленный исследовательский вопрос.

Анализ систем употребления полученного знания.

Поощрительное, поддерживающее отношение к познавательной активности детей сочетается с нейтральным отношением к результатам поискового мышления, т.е. важен сам процесс познавательного поиска. Поэтому, если ученик задает вопрос, требующий положительной информации, учитель просит переформулировать вопрос. Например: «Попробуй изменить свой вопрос так, чтобы на него можно было ответить «да» или «нет». Таким образом, дети приобщаются к начальной стадии исследования — сбору достоверных сведений. (Например, вопрос «Сделана ли эта полоса из металла?» дает информацию о природе материала.) На этой основе возможен следующий шаг — выдвижение предположений, гипотез.

Предположения проверяются. Например, ответ на вопрос «Если уменьшить пламя, будет ли полоска изгибаться?» можно получить или у учителя, или же в реально проведенном эксперименте. Реальный или мысленный, эксперимент позволяет детям выделять факторы и изучать их обособленно, что моделирует естественно-научное исследование.

Модель направлена на освоение опыта систематического исследования. В конечном счете, после выдвижения, разработки и проверки гипотез учитель проводит ретроспективный анализ совместного исследования. В целом модель включает следующие шаги-этапы:

1. Столкновение с проблемой. Учитель объясняет правила взаимодействия, вводит ситуацию познавательного конфликта.

2. Сбор данных — «верификация» (подтверждение фактических сведений). Дети проводят поиск достоверных сведений об объектах и явлениях. Важная задача учителя — расширить поле познавательного поиска, т.е. объем и характер доступных детям сведений. Типы этих сведений могут впоследствии стать предметом ретроспективного анализа.

3. Сбор данных — экспериментирование. Ученики выделяют изучаемые факторы (исследуемые переменные), выдвигают гипотезы, проверяют предполагаемые причинно-следственные связи. Экспериментирование включает две основные стороны: изучение и непосредственную проверку. Изучение объектов может происходить через изменение условий и наблюдение; оно не обязательно предполагает наличие каких-либо исходных предположений, но может давать почву для того, чтобы строить их. Вопросы, моделирующие эксперимент, дают возможность проверить предположение; их постановка требует известного опыта, и задача учителя — помочь детям освоить такой опыт. В частности, учитель помогает ученикам не торопиться отбрасывать недостаточно проверенные предположения (независимо от того, верны они или нет).

4. Построение объяснения. Ученики выдвигают (формулируют) объяснение, нередко таких объяснений несколько. Учитель может попросить детей изменить формулировки так, чтобы моменты расхождений между содержанием объяснений стали яснее. В ходе обсуждения класс вырабатывает объяснение, которое полностью соответствует исходной ситуации.

5. Анализ хода исследования. Класс возвращается к проведенному исследованию, анализирует его ход. Учитель ориентирует детей на выяснение того, какие вопросы были наиболее эффективными для поиска информации, построения гипотезы, проверки объяснения и т.д.

Итак, в модели «Обучение исследованию» формируются исследовательские навыки, опыт исследования как метода и существа научного познания. Обучение служит не усвоению знаний как обобщений, принятых в настоящее время, но освоению самого процесса, в котором создаются и проверяются эти обобщения.

Факторы, учитываемые при оценке.

 фактор самостоятельности в проектировании;

 фактор устойчивости в рамках развертывания и реализации проекта;

 фактор включенности в коллективные формы работы;

 фактор предметной подготовки и ее соответствия;

 фактор коммуникации и  доопределения целей и задач;

 фактор самокоррекции и

 фактор отношения к критике

      Анализ знаний обучающихся предполагает выявление уровня овладения ими в следующих параметрах:

   оценка степени освоения базисных понятий;

   различение идеализаций, лежащих в основе разных предметных полей знаний;

   понимание границ, проходящих между разными областями знаний;

   способность определять типы знаний, необходимые для решения конкретных практических задач;

   способность к креативной работе, к порождению новых знаний, вообще интерес к совершению новых открытий;

   наличие исследовательских способностей;

   владение формами и средствами исследовательской работы

Этапы работы над проектируемым исследованием

        1. Постановка проблемы. Анализ. Выбор темы.

        2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности (формирование групп, поэтапное планирование работы).

        3. Сбор и структурирование информации. Оформление проектной папки (портфолио).

        4. Изготовление и оформление продукта.

        5. Выбор формы и подготовка представления.

        6. Презентация.

        7. Рефлексия.

Цель и назначение проектов - исследований

вид проекта

стартовый

опережающий

рефлексивный

итоговый

 цель

обеспечение индивидуальной траектории развития учащихся

определение основных задач и планирование

их решения;

создание «карты»

предмета

развитие навыков самостоятельной учебной деятельности

отслеживание усвоения понятий, способов действий, законов и т.п.

определение

целостного понимания и знания изучаемого предметного содержания

место в образователь-ном процессе

в начале учебного года

в рамках творческих лабораторий по ходу изучения материала

после изучения

важной темы

в конце учебного года

назначение

задает индивидуальную

траекторию

продвижения учащихся в предметном материале

часть предметного материала выносится

на самостоятельную работу

сформированные понятия, способы действий и т.п. переносятся в новую, нестандартную ситуацию для выявления и устранения пробелов в учебном материале

подводятся итоги года по данному

предмету

деятельность-

ность

учащихся

выбирают подход к изучению предметного материала с учетом индивидуальных склонностей и интересов

•ставят перед собой задачу;

•планируют;

•осуществляют;

•проводят контроль и оценку на всех этапах выполнения проекта

•осмысливают учебный материал;

•пробуют использовать его в новой для себя ситуации;

•рефлексируют

осуществляют

проектную

деятельность как исследовательскую

результат

проект как изучение предметного материала;

фиксируется в портфолио и корректируется по мере исполнения;

вырабатываются навыки целеполагания и планирования

проект как отчет об изученном самостоятельно

предметном содержании;

навыки самостоятельной учебной

деятельности

проект как результат усвоения важного предметного материала;

навыки исследовательской и творческой

деятельности

проект как

результат усвоения  предметного содержания

в целом

План действий обучающегося в исследовании 

тема

Почему выбрана именно эта тема?

цель

Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?

гипотеза

Какой будет результат и почему?

метод

Что нужно сделать, чтобы получить результат?

приемы

Как нужно сделать, чтобы получить результат?

сбор данных

Соотнесение своих действий по времени, определенного для каждого этапа проекта

результаты

Если что-то не удалось – это тоже результат

анализ результатов

Сравнение полученных результатов с гипотезой

выводы

Планирование дальнейшей деятельности

защита

Что представляется на защиту проекта?

оценка

Самооценка, обсуждение оценки


Примерные темы исследования в области литературы

интерактивная модель

Космическая одиссея имени существительного

5-6

Кавказ предо мною…(Лермонтовские места)

8-9

Город будущего в литературе

11

веб-сайт

В поисках утраченного смысла (история происхождения, употребления и изменения    значений слов)

9-11

сборник

Животные в русской фразеологии

5-11

«Маленький человек» в русской литературе 19 в. 

8-10

альманах

Живой голос эпохи

5-11

Поэзия – мысли в образах

сборник собственных творческих работ

Мы поэты

5-11

Волшебное время года

методические рекомендации

Мы сдаем ЕГЭ: фонетика (слог)

10-11

Мы сдаем ЕГЭ: сочинение (вступление)

конференция

Русская история в названиях и именах (этимология имен собственных)

5-11

По следам героев Булгакова

11

учебное электронное пособие

Готовимся к ГИА: пунктуация (многоточие)

8-9

Готовимся к ГИА: морфология (имя числительное - склонение)

8-9

атлас, карта

Страна « Глаголия»

5-11

Страна Морфология

Государство Фонетика

Экзотизмы в русском языке

Путешествия Пушкина

8

Путешествия Чехова

11

сборник иллюстраций, карикатур, комиксов

Мундир, костюм, платье в русском языке

5-11

Письма в литературе

Благородный разбойник в литературе

Война 1812 г. в русской литературе

Москва и Петербург Л.Толстого

10

Москва и Петербург Ф. Достоевского

10

альбом фотографий

Пушкин и Даль

8-9

Первая русская «Грамматика»

5-11

РЕКОМЕНДАЦИИ Д. ТРЕФФИНГЕРА –

 известного специалиста в области исследовательского обучения:

не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

не делайте скоропалительных выводов. На основе тщательных наблюдений и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;

не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

научитесь не торопиться с вынесением суждения;

         научите детей прослеживать межпредметные связи;

приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

   используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

подходите ко всему творчески

Рекомендации руководителю (организатору) проекта:

 

1. Проанализируйте и подберите темы исследования с различными доминирующими методами (научно-исследовательский, творческий, информационный, проектно-ориентировочный, игровой и т.д.). Обоснуйте их актуальность. Укажите возраст школьников, на который рассчитано данное проектное задание.

2. Охарактеризуйте и дополните проекты по другим признакам (характер контактов, характер координации проектов, продолжительность, число участников).

3. Укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предмету и межпредметные связи, которые должны быть задействованы в ходе выполнения проекта.

4. Продумайте практическую (теоретическую) значимость проекта.

5. Укажите, какие развивающие цели вы ставите (интеллектуальное, нравственное, культурное развитие учащихся).

6. Перечислите, какие методы творчества будут использованы при выполнении проекта.

7. Укажите, как данный проект вписывается в классно-урочную и внеурочную деятельность.

8. Подумайте, как могут быть оформлены результаты проекта.

9. Обозначьте формы контроля этапов выполнения проекта.

10. Предложите критерии оценки успешности проекта.

11. Подумайте, как данный проект может влиять на социальную адаптацию и профессиональное самоопределение ребенка, на мотивацию его дальнейшей учебной деятельности.

12. Подумайте, какой психолого-педагогический эффект возможен в результате выполнения данного проекта. 

   

 Описание собственного педагогического опыта.

Наиболее  сложным  для  учащихся  5 – 7  классов  является  начало  работы над  проектом. Их  пугает  неизвестность, неумение работать в  группе, ответственность не  только  за  себя, но  и  за  всех  членов  группы. Поэтому  учитель, так поступаю и я в практике своей работы,  сначала  знакомит ребят  с  сутью  проектного  метода  и  мотивирует  деятельность  учащихся. Для  этого  в помощь  начинающим  работу  над  проектом  должны  быть  собраны  в  папку  все  необходимые материалы, в  том числе  памятки, методические  рекомендации. В  связи  с  этим  возникает необходимость  создания пакета  документов для  учеников, который  включает  в  себя:

Памятку  по работе  с  проектом.

Требования к  оформлению  проекта.

Критерии  оценивания  проекта  (портфолио, защита).

График  консультационных  дней.

Паспорт  проектной  работы.

Практика  показывает, что  учащихся  уже  с  пятого  класса  нужно знакомить  с  элементами  пакета  документов. Это дает  возможность  ребятам  не  только  понять, о  чем  идет  речь, но и  сосредоточить  свое  внимание  на  различных  этапах  работы, грамотном  распределении  времени  и  обязанностях, узнать  заранее, по  каким  критериям  будет  оцениваться  их  работа. С  полным  пакетом  документов  учащиеся  познакомятся  в  начале  8  класса  и  будут  пользоваться  им  (с  некоторыми  изменениями, дополнениями)  на  протяжении  всей  учебы.

Также  учителю  рекомендуется  до  начала  учебного  года  разработать некоторое  количество тем  проектов  для  каждой  параллели, вывесить  в  кабинете  перечень  их  для  того, чтобы  слабые  ученики  могли  сделать  свой  выбор  на  основе  предложенного, а  более  сильные, опираясь  на  материал, - разработать  свои. Желательно, чтобы  брались  темы, представленные  односторонне  в  школьном  курсе  или  дающие  общее  представление  о  каком – либо  явлении. Это  может  быть  такая  тема  и  вытекающие  из  нее  вопросы, решения  которых  нет  в учебнике  или  же  материала  дано    мало. Мною в начале учебного года были разработаны темы:  5  класс

 «Мир  пословиц и загадок»

 «Подруга  дней  моих  суровых…» (О  няне А.С.Пушкина)

Стихотворение о Новом годе или творческое пожелание.

Инсценировка   «Басни  И.А. Крылова»

 «Моя  басня»

«Слава русскому оружию»

  7  класс

 «Рассказы  о  животных»

 «Лицейские  друзья  А.С.Пушкина»  или «Лицей  в  жизни  А.С. Пушкина»

         9  класс

 Уроки  нравственности русской литературы. Буктрейлер.

 «Мой  Лермонтов»

Предварительно  ознакомив  учащихся  с  пакетом  документов, используемых  при  работе  с  проектом, предоставив  темы, я указываю  сроки  выполнения  задания, затем  записываю  желающих участвовать  в  проекте, раздаю  пакеты  документов.

После  выбора  темы  идет  постановка  целей. Самостоятельно  сделать  это  ребята  затрудняются. Учитель  помогает, предлагает  свои  варианты. Чаще  всего  учащиеся  выбирают  парные  или  групповые  типы  проекта, это  стимулирует  самообучение  и  взаимообучение, развитие  коммуникативных  навыков.

Как  же  лучше  организовать  процесс  работы  над  проектом?

С  пятого  класса  для  адаптации  учащихся  нужно постепенно  вводить  мини – проекты, краткосрочные  и  недельные  проекты. Время  подготовки  не  должно  быть  длительным, потому  что  ребята  часто  забывают  или  откладывают  работу  на  последний  день. При  этом  обязательны  консультационные  дни  (количество  консультаций  зависит  от  продолжительности  проекта  и  расписания). По  характеру  результата  вначале  лучше  использовать  продукционный  проект  (учащиеся, сделав  что – то своими  руками,  будут  более  удовлетворены: в  наличии  есть  оценка  и  «вещь»)  или информационный  проект  (получить  информацию  в  наше  время  не  составляет  труда, остается  ее  только  преподнести  на  должном  уровне).

Таким  образом,  в  5  классе  мною  была  организована  реализация  2  краткосрочных  и  недельных  проектов.

Первый проект – создание книжки-малышки «Пословицы  и загадки русского народа и народов других стран».

   На уроке, посвященном Устному народному творчеству, мы совместно с ребятами пришли к выводу о том, что сейчас все реже стало обращение к пословицам и поговоркам, загадкам. И ребята под руководством учителя выработали цель: (цель учителя - научить  собирать  и  презентовать  материал, развивать  творческие способности учащихся), создать книжки-малышки пословиц, поговорок и загадок своей семьи. Цель работы была понятна, актуализирована. Я рассказала ребятам о том, что необходимо проработать цель, определить задачи, провести поисковую работу, опросить родственников и создать некий продукт – книжку. Каждый этап деятельности учащихся был отработан на понятийном уровне.  Учащиеся проводили работу над проектом в течение недели. Через день я проводила опрос о ходе работы.

       Выяснялось, что половина учеников (50%) с энтузиазмом включилась в работу, опросила родственников, выяснила значение неизвестных им пословиц и поговорок, записала полученную информацию.  40% ребят не до конца поняли суть задания (для них была проведена отдельная консультация),  цель работы.  10% учеников не смогли выполнить работу из-за объективных причин (родители были заняты и не могли уделить время ребенку). Таким ученикам был дан совет обратиться к учителям и одноклассникам, библиотекарю гимназии.

       На последней консультации мы с учениками разобрали понятие «Книжка – малышка». Получился интересный интерактивный классный час о том, как устроена книга, как оформляются страницы, пишется оглавление, придумывается название и т.д. Итогом работы по проекту стал урок-праздник «В гостях у книги». Учащиеся представили различный продукт по материалам исследования: презентацию в виде книжки, книжки, сделанные своими руками, книжки, напечатанные и сброшюрованные. Не было ни одного ученика, который бы не хотел выступить и поделиться своими находками. На уроке мы усложнили работу тем, что предложенную пословицу или поговорку должны были объяснить одноклассники, и лишь при  неправильной интерпретации ученик давал истинное значение мудрой русской пословицы или поговорки. Так как в классе учатся дети разных национальностей (узбечка, китаец, молдаванка, грузин), предлагалось этим учащимся помимо русских пословиц и поговорок предложить одноклассникам подумать над значением пословиц других народов, что обогатило  представление ребят о том, что такое Устное народное творчество в поликультурном обществе.

     Данный проект был краткосрочным, но на начальном этапе именно такая форма работы обеспечила эффект и успех.

     С учащимися 5 класса  продолжается работа над проектом при изучении басен И.А. Крылова. Им предлагается реализовать  краткосрочный проект – инсценировку. На уроке учитель делит класс на 3 – 4 группы по желанию детей, которые выбирают басни, персонажей, вариант демонстрации (театр теней, кукольный театр, обычный), определяется лучший вариант костюмов, декораций. Из действующих групп выделяются инициативные группы, реализующие проект и презентующие его через несколько  уроков.  Безусловно, я координировала деятельность творческого проекта: репетиции, костюмы, музыкальное оформление. Однако следует отметить активность самих учащихся, которые очень многое предлагали, создавали собственными силами, учились работать над мимикой, жестами,  с интонацией, конечно, с самим текстом. Басни стали намного ближе и понятнее учащимся.

     Мы учились определять, что чувствует каждые персонаж, как ведет себя, как меняется его настроение. Все это помогало глубже проникнуть в предметную область. При  выполнении  данного  проекта  реализуются  умения, полученные  на  уроках  литературы. Выявились и сложности в работе:  

- неумение  синтезировать  полученные   ранее  сведения,

- ограниченность литературных   и языковых  навыков учащихся.

       Мини – проект- исследование, с одной стороны, является легким вариантом проведения части урока, а с  другой стороны, представляет опасность того, что цель урока  не  будет достигнута. Основными трудностями осуществления данного  вида  работы  является  ограниченность  во  времени, неумение учеников  сосредоточенно  трудиться, наладить совместную результативную работу группы. Поэтому знакомство с такой формой работы, на  мой взгляд, нужно начинать не ранее, чем  с 5 класса.

 Критерии оценивания работ учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных  и общешкольных ЗУН;

4. Степень осмысления использованной информации;

5. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

6. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

7. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

8. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

9. Владение рефлексией;

10. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

11. Социальное и прикладное значение полученных результатов.

полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы: 

1. Погружение в исследовательский проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

     Следовательно, выполнение задания требовало от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

     Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Таким образом, разработка исследования - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

Личностно ориентирована;

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Этот вид  деятельности  вносит разнообразие в учебный процесс.  Позволяет  школьникам  творчески  подходить  к  изучению материала. Работа  над  проектами  на  долгие  годы остается  в  памяти  ребят  как  неординарный  учебный труд.

Развитие УУД в процессе проектной деятельности

                               Ожидаемые результаты:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе;

позитивная динамика успеваемости и качества знаний;

результативность участия в предметных олимпиадах;

активизация интеллектульно-познавательной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;

усиление мотивации на учёбу и на творческую деятельность.

Рассмотрим основные этапы работы над проектом и соотнесем их с формируемыми УУД.

1.Этап Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач.

На данном этапе формируются Регулятивные действия – целеполагание.

Познавательные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2. Этап Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование совместной и индивидуальной деятельности по решению задач проекта. Определение возможных форм презентации проектного продукта.

На этом этапе формируются Регулятивные действия – планирование и прогнозирование.

Познавательные действия – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные действия – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3.Этап Осуществление проектной деятельности. Активная и самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов.

Здесь формируются Регулятивные действия - саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Познавательные действия - структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные действия – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Этап Презентация результатов.

Познавательные действия – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные действия – владение монологической и диалогической формами речи.

В таблице представлены, какие УУД формируются в различных видах проектов

Виды проектов

УУД

Результативность деятельности

Творческие

Регулятивные

метапредметные

– определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера,

– работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

– понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

Информационные

Познавательные

– предполагать, какая информация нужна,

– отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

– сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет

Коллективные

Коммуникативные

– организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.),

– предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений,

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

– при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Культурно-исторической тематики

Личностные

формирование самоопределения школьников как граждан России.

 

Заключение.

 Степень активности учеников и учителя на разных этапах разная.

Моя роль как  учителя на первом этапе - этапе замысла - весома и значима. От того, как учитель отработает свою роль на этом этапе, зависит судьба проекта в целом.

На следующем этапе организуется деятельность детей.  Каждая группа определила  цели и задачи своей работы.  

После того, как работа была спланирована, началась собственная деятельность детей.

На последнем этапе — этапе представления своей работы — учащимся снова была нужна моя помощь. На данном этапе роль учителя  очень важна, поскольку учащимся в силу возраста не под силу сделать обобщение всего того, что они наработали в процессе исследования.

Таким образом, исследовательская деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у школьников. Работая над исследовательским проектом,   я считаю важным выполнение следующих рекомендаций:

1.  Учить детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняться от прямых инструкций;

2.   Не сдерживать инициативы детей;

3.   Не делать за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4.    Не спешить с вынесением оценочных суждений;

5.    Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учить анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации;

6.Учить отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий формирования УУД школьников.

Своё выступление мне хочется закончить словами  А. Дистервега:

«Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – 
«разучить» думать самостоятельно».

       

  Список использованной литературы

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия»,1999-2005.

Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: Лекции / Ступницкая М.А. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011.

Островский С.Л. Как сделать презентацию. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:Народное образование, 1998.

Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, - М.:Издательский ценр «Академия», 2007.

Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей, родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.

http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij 

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/obuchayushchaya-sreda-dlya-razvitiya



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения в исследовательскую и олимпиадную деятельность.

Развитие творческой и интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся  посредством вовлечения  в исследовательскую и олимпиадную деятельность....

Методическая исследовательская деятельность учителя по теме: «Формирование компетенций обучающихся посредством проектной деятельности»

Ведущей педагогической технологией в работе учителя на данном этапе является технология «Проектная технология» (Полат Е.С.). Ее широкое использование на уроке и во внеклассной работе ...

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Доклад на тему «Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию реше...

Формирование метапредметных умений обучающихся малокомплектной школы посредством включения в игровую деятельность на уроках математики

В работе рассматривается актуальность формирования метапредметных умений, выявлены причины затруднения обучения в условиях ФГОС в сельских малокомплектных школах, представлены примеры игровых ситуаций...