"Ҡылым" темаһына презентация
презентация к уроку на тему

ал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._kylym.pptx608.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ҡылым тураһында төшөнсә (Понятие о глаголе)

Слайд 2

Глагол как часть речи выражает действие, состояние предмета в виде процесса и отвечает на вопросы нимә (ни) эшләргә ? — что делать? что сделать? нимә (ни) эшләй ? — что делает? что сделает? ни эшләне ? — что делал? что сделал ? Например: Малай гитарала уйнай . — Мальчик играет на гитаре. Дима һүрәт төшөрә . — Дима рисует. Ямғыр яуа . — Дождь идет. Глагол характеризуется показателями утверждения — отрицания, наклонения, времени, лица и числа, залога, переходности-непереходности, модальности, степени протекания действия. Глагол употребляется в качестве сказуемого .

Слайд 3

Образование глаголов В башкирском языке глаголы образуются от других частей (существительных, прилагательных, наречий, числительных, модальных междометий) при помощи следующих аффиксов : - ла, - лә : эш — работа, эш лә — работай; баш — голова, баш ла — начинай ; - лаш , - ләш : урын — место, урын лаш — устраивайся; һау — здоров, здоровый, һау лаш — поздоровайся;

Слайд 4

-а, -ә: һан — число, һан а — считай; үт ә — выполняй, исполняй; - й, -ай, - әй : ҙур — большой, ҙур ай — увеличивайся; - ҡар , - кәр , - ғар , - гәр : үт — проходи, үт кәр — пропусти; - лаштыр , - ләштер , - ландыр , - ләндер и др.: хеҙмәт — работа, труд, хеҙмәт ләндер — обслуживай; у рын – место, у рын лаштыр - устраивай

Слайд 5

Основные и вспомогательные глаголы — Үҙ аллы һәм ярҙамсы ҡылымдар В башкирском языке некоторые глаголы могут функционировать в роли основного и вспомогательного глагола. Например: Мин хат яҙҙым . — Я написала письмо. Мин ҡолай яҙҙым . — Я чуть не упал . Иртәгә иртә тор. — Завтра рано вставай. Һин уҡый тор. — Ты пока читай . В данных примерах глаголы яҙҙым — написал(а), тор — вставай выступают в роли основного и вспомогательного глаголов. Следует отметить, что, когда основной глагол выступает в роли вспомогательного, то он является частью сложного глагола. Вспомогательный глагол вместе с глаголом склоняется по лицам (склоняется только вспомогателъный глагол): I л. — Мин уҡый торам. — Я пока почитаю. II л. — Һин уҡый тораһың . — Ты пока читаешь. III л. — Ул уҡый тора. — Он пока читает .

Слайд 6

Категория отрицания — Юҡлыҡ категорияһы Глагол имеет два аспекта: положительный и отрицательный. В башкирском языке категория отрицания передается при помощи аффиксов отрицания - ма , - мә , которые непосредственно присоединяются к корню (основе) глагола: йөрө мә — не ходи аша ма — не кушай ҡара ма ғыҙ — не смотрите ҡара ма ҫтар — не будут смотреть һөйлә мә ҫтәр — они не расскажут. Положительный аспект характеризуется отсутствием этих показателей: бар — бар ма — бар ма ны әйт — әйт мә — әйт мә не .

Слайд 7

Наклонения глаголов — Ҡылым һөйкәлештәре В башкирском языке глагол имеет следующие наклонения: 1) изъявительное наклонение ( хәбәр һөйкәлеше ); 2) повелительное наклонение ( бойороҡ һөйкәлеше ); 3) условное наклонение ( шарт һөйкәлеше ); 4) желательное наклонение ( теләк һөйкәлеше ); 5) сослагательное наклонение ( шартлы теләк һөйкәлеше ). Категории наклонения охватывают спрягаемые формы глаголов . Изъявительное наклонение ( хәбәр һөйкәлеше ) глагола выступает в формах времени (настоящее, прошедшее , будущее), лица (I, II, III) и числа (един. и множ .).

Слайд 8

а) Настоящее время ( хәҙерге заман ) изъявительного наклонения образуется следующим образом: к корню (основе) глагола присоединяются формообразующие аффиксы -а, -ә, -й ; далее идут окончания лица . Спряжение по лицам выглядит так : Единственное число Корень (основа) глагола Формообразую-щие аффиксы 1 лицо Мин - я 2 лицо Һин - ты 3 лицо Ул - он , она если корень оканчивается на гласную -й -ем -ым -һең -һөң -һың -һоң - если корень оканчивается на согласную -ә -а -м -һең -һөң -һың -һоң - Множественное число Корень (основа) глагола Формообразую-щие аффиксы 1 лицо Беҙ - мы 2 лицо Һеҙ - вы 3 лицо Улар - они если корень оканчивается на гласную -й -беҙ - быҙ -бөҙ -боҙ -һегеҙ -һөгөҙ - һығыҙ -һоғоҙ - (мн.ч.) -ҙәр, -ҙар если корень оканчивается на согласную -ә -а -беҙ -быҙ -һегеҙ -һөгөҙ - һығыҙ -һоғоҙ - (мн.ч.) -ләр, -лар

Слайд 9

Неличные формы глагола — Ҡылым төркөмсәләре Их в башкирском языке четыре: причастие ( сифат ҡылым ), деепричастие ( хәл ҡылым ), имя действия ( исем ҡылым ), инфинитив ( уртаҡ ҡылым ).

Слайд 10

Причастие ( сифат ҡылым ) объединяет в себе признаки прилагательного и глагола. Оно имеет настоящее, прошедшее и будущее время. Употребляется в функции определения, оно предшествует имени .

Слайд 11

Настоящее время образуется двумя способами: а ) простая форма причастия образуется при помощи аффиксов - усы, - үсе , - ыусы , - әүсе , - еүсе , - оусы , - өүсе : һөйл әүсе бала – рассказывающий ребенок, бел еүсе кешеләр – знающие люди, ос оусы самолет – летающий самолет. б ) сложная форма образуется при помощи аффиксов - а, -ә, -й + вспомогательный глагол торған : б ирә торған аҡса – деньги, которые необходимо вернуть, у ҡый торған китап – книга, которую нужно прочитать.

Слайд 12

Прошедшее время имеет форму - ған , - гән , - ҡан , - кән : бел гән тема – знакомая тема ; тема , которую я знаю, уҡы ған китап – прочитанная книга, уҡы ған кеше – юбразованный человек . Отрицательная форма: бел мәгән тема — незнакомая тема; тема , которую я не знаю .

Слайд 13

Будущее время образуется при помощи аффиксов: а) - асаҡ , - әсәк , - ясаҡ , - йәсәк : ү т әсәк юл – дорога, которую предстоит пройти, һ өйлә йәсәк телмәр – речь, которую предстоить произнести. б ) -р, -ер, -ыр, -ор, -өр: к ил ер көн – предстоящий день, ҡ ара р фильм – фильм, который предстоит смотреть. в) - аһы , - әһе , - йһы , - йһе , - йһө : һ өйлә йһе хәбәр – весть, которую надо рассказать, б ар аһы ер – место, куда предстоит идти.

Слайд 14

Деепричастие ( хәл ҡылым ) Деепричастие в башкирском языке обозначает дополнительное действие по отношению к основному действию и обычно стоит впереди основного глагола; объединяет в себе признаки глагола и наречия. Деепричастие не склоняется, чем напоминает наречие. Оно принимает аффиксы отрицания, залога, степени протекания действия . Деепричастие имеет 4 формы: образуется при помощи следующих аффиксов: а) -п, - ып , - еп , -оп, - өп ; данная форма реализуется в составе сложных глаголов: б ар ып килергә – сходить, ҡ айт ып килергә – сходить, съездить, һ өйлә п бирергә – рассказать.

Слайд 15

б) -а, -ә, -й; данная форма также реализуется в составе сложных глаголов : й ырла й -йырла й барҙы – шел напевая, к өл ә -көл ә һөйләне – рассказывал смеясь. в ) - ғас, -гәс, -ҡас, -кәс: ҡ айт ҡас , эшләрмен – сделаю, когда вернусь, б арғ ас , күрербеҙ – когда придем, увидим. г) - ғансы , - гәнсе , - ҡансы , - кәнсе ; - ҡанса , - кәнсә , - ғанса , - гәнсә : а ры ғансы көлөргә – смеяться до устали, ө йрәт кәнсә эшлә – делай, как учили.

Слайд 16

Имя действия ( исем ҡылым ) содержит в себе признаки глагола и существительного. Оно образуется прибавлением к корню глагола аффиксов -у, -ү, - ыу , - еү , - оу , - өү . Оно изменяется, как имя, по падежам, числам и принадлежности, принимает аффиксы отрицания, залога. Данная форма глагола может выступать в роли глагола и имени действия и переводится на русский язык двояко: йылмай ыу — 1) улыбаться; 2) улыбка йөрө ү — 1) ходить, ездить; 2) ходьба, езда уҡы у — 1) учиться; 2) учеба.

Слайд 17

Инфинитив ( уртаҡ ҡылым ) Инфинитив - неопределенная форма глагола, которая только называет действие, не указывая лица, числа. Инфинитив имеет показатели отрицания, залога, степени протекания действия.В башкирском языке инфинитив образуется при помощи аффиксов: а) - рға , - ргә , - ырға , - ергә , - орға , - өргә : ҡ ара рға – смотреть, бар ырға – идти, к ил ергә – прйти, көл өргә – смеяться. б) - маҡ , - мәк + вспомогательные глаголы бул -, ине , ит -: бар маҡ булырға – намереваться идти, кил мәк ине – намеревался прийти, һөйлә мәк итте – намеревался рассказать. Отрицательная форма образуется с помощью аффиксов - маҫҡа , - мәҫкә : яҙ маҫҡа – не писать, көл мәҫкә – не смеяться

Слайд 18

Залог — Йүнәлеш В башкирском языке глагол принимает аффикс залогов. Залог выражает отношение действия и исполнителя. Имеются следующие залоги: основной залог ( төп йүнәлеш ), возвратный залог ( ҡайтым йүнәлеше ), страдательный залог ( төшөм йүнәлеше ), совместный залог ( уртаҡлыҡ йүнәлеш ), понудительный залог ( йөкмәтеү йүнәлеше ).

Слайд 19

Основной залог ( төп йүнәлеш ) выражает исполнение действия самим субъектом и не имеет специальных аффиксов: Мин яҙам . — Я пишу. Ул бара. — Он идет. Студент уҡый . — Студент читает . Возвратный залог ( ҡайтым йүнәлеше ) выражает действие, обращенное к самому исполнителю. Показатель его — аффикс -н, - ын , - ен : йыу ын ам — моюсь, биҙә н әм — украшаюсь, яб ын ам — укрываюсь .

Слайд 20

Страдательный залог ( төшөм йүнәлеше ) выражает исполнение действия логическим объектом и оформляется аффиксами - л, - ыл , -ел, - ол , - өл ; а к словам, оканчивающимся на звуки - ла - лә , -л , присоединяется аффикс - н, - ын , - ен , -он, - өн : әйт+ел+ә — говорится ҡуй+ыл+а — ставится онот+ол+а — забывается башла+н+а — начинается өйрән+ел+ә — изучается

Слайд 21

Совместный залог ( уртаҡлыҡ йүнәлеш ) выражает участие нескольких людей в выполнении действия и оформляется аффиксами -ш, - ыш , - еш , - ош , - өш : һөйлә+ш+ә — разговоривает , эшлә+ш+ә — помогает .

Слайд 22

Понудительный залог ( йөкмәтеү йүнәлеше ) выражает участие двух или нескольких людей в совершении действия. Один приказывает, просит, другой выполняет. Аффиксы этого залога следующие: -дыр, -дер, - тыр , -тер, - ҙыр , - ҙер : яҙ+ҙыр — заставляй писать, ал+дыр — сделай, чтобы взяли; -т (прибавляется к словам на гласные и на -р ): уйла+т — заставь думать, ҡыҙар+т — сделай красным; ҡыр , - кер , - ғыр , - гер : ят+ҡыр — уложи, ет+кер —доведи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...