Выступление на Курултае башкир
статья на тему

Родной язык – мост,открывающий путь к другим наукам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_yazyk.doc767.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родной язык – мост,

открывающий путь к другим наукам

Наш Тюльганский район многонациональный. Национальный состав составляют 75% русские, на втором месте башкиры -7,4% , на третьем месте украинцы – 7% .Проживают люди более 10 национальностей в мире и согласии. Как и район, наша область отличается по этническому составу. Центром региона является город Оренбург, в котором имеется комплекс Караван-сарая – памятник архитектуры, символ города. Любовались им многие известные и знаменитые люди, он неизменно привлекал внимание приезжавших в Оренбург, и нет, пожалуй, путевых заметок середины и второй половины, где бы он ни упоминался. Нет, разумеется. И справочной или краеведческой литературы, где комплекс оказался бы опущенным.

        Тем, что мы можем любоваться Караван-сараем, его мечетью  со стройным минаретом, мы обязаны, прежде всего, генерал-адъютанту Василию Алексеевичу Перовскому, Оренбургскому военному губернатору в 1833-1842 г.г.  и генерал – губернатору Оренбургскому  и Самарскому в 1851 -1857 г.г. Человек инициативный, широко государственно-мыслящий, он большое внимание уделял Башкирии.

        «Солнце только что закатилось, - пишет русский поэт Т.Г.Шевченко, сосланный в Оренбург летом 1847 года, - когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета здание  с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание здесь называется караван – сарай, недавно оно воздвигнуто по рисунку Брюллова».  

        Почему здание было названо Караван-сарай, и почему при нем была построена мечеть с минаретом, достаточно подробно выясняет нам покойный оренбургский старожил генерал – майор Иван Васильевич Чернов. Он пишет в своих записках: «Караван-сарай был начат постройкой Перовским через оповещение башкирских кантонных начальников для объявления народу, что здание строится  для приезжих в Оренбург по своим делам башкир, останавливающихся ранее в частных домах, а с постройкой   Караван-сарай будут иметь более удобные помещения для себя и для своих лошадей. Здание вначале было построено с большими комнатами в виде казарм с нарами, а в нижнем этаже – конюшни. Все показывает, что Перовский думал перенести  на русскую землю азиатские   Караван-сараи для странствующих мусульман и торговцев. В этих видах он положил построить среди здания мечеть, чтобы живущие в Караван-сарае башкиры имели возможность исполнять по своему закону требы и молитвы. Этим желали показать народу,  что правительство далеко от мысли насильственными мерами обращать магометан в христианство. Каковые слухи тайно распространяли казанские татары, известные фанатики, а, напротив, правительство строит на свои средства  мечеть и не простую, а превосходящую все известные в краю мечети.  С этой целью приглашали башкир делать пожертвования для украшения новой мечети. Для сбора пожертвований был послан из деревни    Нижней Чебеньки  ахун Абдулла Давлетшин, родом татарин, приписанный в Башкирское войско. Он собрал до 30 тысяч рублей ассигнациями».

Записки генерал-майора Ивана Васильевича Чернова //Труды Ор. уч. арх. ком. Вып. XVIII.  с. 97-98.

Но время все изменяет, изменило оно и первоначальное назначение памятника федерального значения - историко - архитектурного комплекса  Караван–сарая: Канцелярия командующего Башкирским войском, помещение башкирского управления, 1921год – башкирский педагогический техникум до 1936 года…

        Этот педтехникум закончили многие известные писатели: Габдулла Амантай, Сагит Агиш, Баязит Бикбай, Гайнан Хайри, Зайнаб Биишева. Учился здесь и директор начальной школы села Аллабердино  1912- 1939 г.г. Хабибьян Галлямович Баянов. « В годы войны это – танковое училище -  обучали танкистов, и мне довелось учиться в Караван-сарае вместе с Героем Советского Союза Гафиятом Арслановым на танкиста - рассказывал своим детям ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., бывший тракторист  Зиннат  Газизович Субхангулов».

         В районе всего 17 средних школ. Только в нашем МБОУ «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа» как предмет с 1-го по 11-й класс изучается родной  башкирский язык. В селе Аустяново – родной язык - татарский.   Живем в мире и согласии, нам не нужны национальные конфликты.

Сегодня еще больше возрастает культурообразующая роль образования и школы как важнейшего социокультурного института. Школа призвана обеспечить социальную зрелость подрастающих поколений, самоопределение  личности в культуре и выработку на этой основе ее жизненной позиции.                                                                                              

        Только культура, обретенная в первую очередь через родной язык, остановит нравственное падение человека, огрубение его души. Язык, как форма культуры, - необходимое средство человеческого мышления, познания и общения, должен усваиваться вместе с народной культурой.

К.Д. Ушинский говорил: «В языке одухотворен весь народ и его родина, вся история духовной жизни народа... Пока жив язык народа, до тех пор жив и народ».

А человек, не знающий родной язык, татарин он, башкир, чуваш или русский? Незнание языка приводит к языковой ассимиляции. А за языковой ассимиляцией обычно следует этническая ассимиляция.

        Родной язык -  мост, открывающий путь к другим наукам. Ребенок, знающий и владеющий родным языком, будет уважать культуру и язык народов, населяющих нашу многонациональную страну, и будет жить в мире и согласии с ними. Задача сегодняшнего дня - не искать врага, а найти конструктивные цивилизованные пути решения проблем возрождения национального языка и самого этноса.

 Миссией нашей школы является формирование гражданственности, патриотизма и дружбы народов. Мы все хотим видеть наших детей счастливыми, нужными и востребованными, преуспевающими и уверенными в завтрашнем дне. Для этого они должны получать не только базовое образование, но и самые современные знания и умения в наиболее актуальных и перспективных областях.

Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа » Тюльганского района  разработан соблюдением нормативов регионального базисного учебного плана и с учётом местных условий, интересов и способностей учащихся.

Согласно учебному плану школы, составленному на основе примерного учебного плана ОУ Оренбургской области с русским (неродным) языком обучения, башкирский язык и литература изучается по 4-х часовой программе  в 1-4-х классах, по 3-х часовой – 5-10 классах, в 11-ом классе на изучение отводится 2 часа.          

В структуре учебного плана выделяются инвариантная и вариативная части, состоящие из трёх компонентов:

1. Федеральный компонент;

2. Региональный компонент;

3. Школьный компонент.

Предельно допустимая учебная нагрузка представлена суммарным объёмом всех трёх компонентов.

Федеральный компонент состоит из учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего и среднего образования. Количество отводимых учебных часов на изучение предметов гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Указанное количество часов на изучение учебных предметов обосновано региональным программно- методическим комплектом.

Региональный компонент  сочетает в себе своеобразие региональных потребностей и необходимость достижения нового качества образования в соответствии с концепцией модернизации российского образования. С учётом специфики социально-экономического развития области, потребности в выполнении социального заказа и учитывая тот факт, что в школе обучаются дети башкирской национальности в региональный компонент заложено изучение  учебных предметов.

Успешное  усвоение других дисциплин достигается только при глубоком знании родного языка, вот  поэтому, начиная с 1 класса по 11 класс, изучается родной башкирский язык, способствующий развитию логического мышления, воспитанию любви к малой родине и толерантного сознания учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа» с. Аллабердино Тюльганского района Оренбургской области является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании распоряжения Главы администрации Тюльганского района. Учредителем школы является Тюльганский район в лице главы администрации Василия Николаевича Шмарина Тюльганского района.

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом РФ, законом РФ «Об образовании», законодательными и нормативными документами РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, законодательством Оренбургской области и Уставом школы.

Наша Аллабердинская средняя общеобразовательная школа- школа равных возможностей, каждому ребёнку даёт право выбора, предоставляет равные условия, предлагает индивидуальный маршрут обучения, который соответствует возможностям, интересам и состоянию здоровья.

 Базовая образовательная программа рассчитана на всех учащихся, не имеющих медицинских противопоказаний, включает все предметы, предусмотренные государственным стандартом образования. Область знаний любой ученик может расширить, принимая участие в школьных, районных и областных олимпиадах, в работе кружков, факультативов, спортивной секции.

Воспитательный процесс в школе  организован  на традициях и обычаях башкирского народа, потому что основное население села представляют башкиры. Проживают у нас и татары, русские.

Как сохранить любовь и уважение к родному языку? Истоки нравственности, школу патриотизма и толерантности? Проблема актуальна сегодня. Сегодняшние школьники – завтра, будущее Аллабердино, Тюльганского района, Оренбуржья, России. Изучение истории и обычаев народа, внеклассные мероприятия, творческая деятельность педагогов –  совместная воспитательная работа школы, семьи, села, общественности. Велика роль и областной газеты «Караван - Сарай», которой желаем процветания и удачи.

Выписываем и газеты-журналы РБ, но многим не имеют возможность –финансы не позволяют. Смотрим программы башкирского телевидения «БСТ»,  любим  и наш районный «ЭФИР». Мы тесно сотрудничаем  с соседней Республикой Башкортостан. Они часто приглашают на научно – практические конференции, семинары в  Куюргазинский район и столицу республики. Наша школа  давно сотрудничает с  лицеем и гимназией города Кумертау, посещаем уроки и внеклассные мероприятия, приглашаем на свои мероприятия.

 В 2005 году принимала участие на межрегиональном конкурсе учителей башкирского  языка и литературы. Была свидетелем чуткого, уважительного, внимательного  отношения к учителю, гостеприимства  башкирского народа.

Состязались 46 учителей башкирского  языка и литературы РБ и 5 педагога из регионов: Курганская, Свердловская, Челябинская области. Я представляла родную Оренбургскую область. Большая работа проводится Министерством образования РБ во благо процветания уважения и любви к родному языку и культуре народа.

В Тюльганском районе есть возможность каждой нации, каждому народу раскрыть свои таланты.В 2003 году  проходил областной праздник «Дни башкирской культуры». Такие праздники способствуют формированию толерантности.

В честь 250-летия со дня рождения славного сына башкирского народа на базе нашей школы проходила научно – практическая конференция « И сквозь века бросает клич…», организуемой учителями башкирского языка и литературы, истории, музыки.  Участвовали гости из города Кумертау РБ – учителя  и методисты, редактор областной газеты «Караван – Сарай» Салават Гайсиеевич Акдавлетов и Заслуженный учитель РБ учитель башкирского языка и литературы педагогического колледжа № 2 Файма Рашитовна  Акдавлетова, родители учащихся и матери, которые нарекли  сыновей Салаватом и Юлаем, РОО, ЦДОД.  Кумертауцы поздравили салаватов и юлаев Аллабердинской школы. С гордостью и некоторой завистью смотрели мальчишки на счастливчиков. Имя красит человека. Говорит о человеке.

        Традиционным стали конкурс исполнителей башкирской песни «Соловей школы моей» с 2000 года и детский сабантуй с 1999 года. Поддерживают начинания школы жители села. На юбилейном конкурсе исполнителей башкирской песни «Соловей школы моей» в 2005 году присутствовали редактор областной газеты «Караван – Сарай» Салават Гайсиеевич Акдавлетов, Заслуженный учитель РБ учитель башкирского языка и литературы педагогического колледжа № 2 Файма Рашитовна  Акдавлетова, оренбургская поэтесса Нафиса Смакова, предприниматель Ильдар Вахитов с подарками и призами для участников праздника.

Честь школы, района, области  по башкирскому языку и литературе достойно защищают учащиеся школы на межрегиональной олимпиаде с 2002 года.

11-классница, сегодня студентка медколледжа города Оренбурга, Айгуль Субхангулова – участница международного конкурса башкирской и татарской песни «Дуслык моно -2006» в городе Нефтекамске РБ. Мероприятия организуем в  сельском Дом Культуры. Поддерживаем  духовную культуру, воспитываем любовь и уважение, гордость.

На последнем звонке присутствовал глава района Василий Николаевич Шмарин, отметил успехи воспитанников МОУ «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа» и выразил благодарность за достойную защиту чести района на областных, межрегиональных  олимпиадах.

Многие отцы помогают школе личным транспортом во время районных, областных мероприятий. Такая поддержка сближает их с собственными детьми, дает возможность поближе узнать жизнь школы и детей. Благодаря бескорыстному спонсорству родителей воспитанники активно участвуют на централизованном тестировании, ЕГЭ с первых дней эксперимента, на районных состязаниях и конкурсах.

В 1996 году сельская школа стала средней,  сегодня наши дети имеют  возможность получать полное общее среднее образование в родном селе. Выпускники последних четырех лет 100% поступают в ВУЗы и ССУЗ.

В Аллабердино школа основана в 1909 году – двухклассное медресе для мальчиков, директором был Мутыйгулла Кадыров. В 1912 -1939 годах это начальная школа (директор Хабибьян  Галлямович Баянов – выпускник Караван - Сарайского педтехникума), 1940 – 1963 годы – семилетняя

( директора – Губай Хисматуллин, Туляков Мухтар Абдрахимович), 1963 -1995г.г. – восьмилетняя школа (директора - Хусаинов Хурмат Салихович, Ишбаев Карим Гайсиевич, Ураксин Мансур Газизович, Кутлубаева Клара Галиевна, Ураксин Мансур Газизович ).

Вот уже 10 лет как функционирует в селе Аллабердино средняя общеобразовательная школа, которая стала  не только  местом получения среднего образования, но и центром этнического воспитания, очагом культуры. Именно сегодня, в такое неспокойное время нашему селу нужна средняя школа. Мы благодарны руководству Тюльганского района за поддержку. Надеемся, что Правительство Оренбургской области  так же поддержит средние сельские школы. Ведь средняя школа на селе – это  духовная культура и язык, это решение этнических, демографических проблем, это будущее всей России. Будет жить школа – будет жить село и сельское хозяйство.

 Наш СПК имени В.П.Чкалова, которым 30 лет руководит опытный председатель Иван Никифорович Калева, тоже многонациональное хозяйство. В районе всегда впереди. Дружно проводят по окончанию посева праздник сабантуй, для механизаторов, тружеников полей и животноводства.

 Школа и сельское хозяйство – это этническая  история  и духовная культура народов.

Опытом нашей школы знакомились учителя Мелеузовского района  межрегиональная научно - практи Сания Саитовна Кузбаева

директор МОУ «Аллабердинская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области,

учитель башкирского языка и литературы

DSC_1251.jpg

Чествование победителей и их родителей

«Солнце только что закатилось, - пишет

русский поэт Т.Г.Шевченко, сосланный в Оренбург летом 1847 года, - когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета здание  с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание здесь называется караван – сарай, недавно оно воздвигнуто по рисунку Брюллова».  

Кузбаева Сания Саитовна

учитель башкирского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Аллабердинская средняя общеобразовательная школа»

Тюльганского района Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Башкиры"

Презентация может использоваться  на уроках географии 8 класса...

Башкиры в Отечественной войне

Презетация о знаменитом командире одного из башкирских полков, участвовавших в Отечественной войне 1812 и в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов-Кахыме Мурзашеве(КасимМырдашев) и о ...

Л.Н.Толстой и Башкирия

Данная разработка урока по культуре Башкортостана посвящена пребыванию великого русского писателя в башкирских степях. На уроке анализируются два рассказа Л.Н.Толстого "Сколько человеку земли нужно?" ...

Этнокультурные традиции башкир в духовно-нравственном воспитании личности.

На данной странице размещены статьи написанные мной в разные годы на волнующие проблемы....

Урок "Самый уральский народ: башкиры" география 8 класс

Урок НРЭО 8 класс при изучении темы "Население России"....

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Льва Николаевича Толстого «Ильяс»

Изображение обычаев и традиций башкир в рассказе Л.Н.Толстого " Ильяс"...

Конспект урока по элективному курсу «Литература народов России» «Я не умер, башкиры!» (по творчеству народного поэта Башкирии Салавата Юлаева)

Личностное расширение духовного, нравственного, эстетического опыты носителя определенной культуры через реализацию принципа «диалог культур» при знакомстве с иной культурой...