Урок русского языка в 7 класее на тему "Повторение правописания наречий на -о и -е".
план-конспект урока (7 класс) на тему

Урок-закрепление  дает возможность обобщить и повторить орфографичекий материал о наречиях на -о и -е, а кроме того на основе литературного материала позволяет напомнить ученикам о необходимости дружбы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.5.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 7 классе.

Тема: Повторение правописания наречий на -о и -е

Тип  урока:  закрепление материала

Цель урока:

  • Закрепить навыки правописания наречий, оканчивающихся на -о и -е.

Задачи урока:

  • отработать умения графически обозначать и объяснять изученные орфограммы;

        выявить степень усвоения учащимися учебного материала;

  • продолжить развивать логическое мышление, способность обобщать и анализировать;
  • развивать виды речевой деятельности (слушание, письмо, умение высказывать свою точку зрения);
  • продолжить формирование коммуникативных навыков, умений работать в группе;
  • продолжить развивать интерес к урокам русской словесности;
  • показать необходимость товарищеских отношений в жизни человека, воспитывать такие отношения в коллективе учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор компьютерная презентация,  раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент. (1 -2 мин.)

Проверка готовности к уроку русского языка.

Оформление рабочих тетрадей.

2. Постановка цели урока. Положительный настрой на урок (1мин.)

- Ребята, сегодня  мы закрепим знания о правописании наречий, полученные на предыдущих уроках.

3. Запись темы урока в рабочие тетради ( Повторение правописания наречий на -о и -е ).(1 мин.)

А еще мы поговорим на очень важную для нас тему. Какую? Это вам подскажет эпиграф к нашему уроку.

4. Работа с эпиграфом.(2 мин.) (на доске)

Нет уз святее товарищества

Н. В. Гоголь

- Герой какого произведения произносит эти слова?

- Какими поступками Тарас подтверждает свои слова?

  Слово учителя. Товарищество - надежный фундамент дружбы. Это благородное чувство, которое зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолевать голод, холод, болезни, была необходима взаимовыручка, взаимопомощь.

 Сегодня мы поговорим о том, как должен поступать хороший товарищ, надежный друг, а поможет нам в этом часть речи, которую мы продолжаем изучать.

- Как она называется?

- Дайте  определение наречия. 

5. Работа с фрагментом текста.(7 мин.) (слайд 5)

- Выразительно прочитайте текст на экране.

(Остап)  считался  всегда  одним  из  лучших  товарищей.  Он   редко  предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад  или  огород, но зато он был всегда  одним  из  первых,  приходивших  под знамена  предприимчивого бурсака, и никогда, ни в  каком  случае,  не  выдавал  своих  товарищей.

- О ком идет речь?

- О каком качестве героя говорится в этом фрагменте?

- Найдите наречия в тексте и определите, к какому разряду они относятся. (Всегда, редко, никогда)

- Какое из этих наречий образовано от имени прилагательного?

  1. 6. Работа по теме урока (20 мин.)

- Вспомним орфограммы в подобных наречиях, которые недавно изучили. Назовите их.

1) Слайд.

  1. Какая орфограмма объединяет данные словосочетания?
  2. Сформулируйте правило.
  3. Запишите, соблюдая нормы орфографии

спорили горяч.., встречаться чащ.., взять ещ.., .высказываться общ..,  выступил блестящ..,  двигались неуклюж..

2 ) Слайд 9 – узнать орфограмму, сформулировать правило.  Работа ученика у доски, запись под диктовку.

  1.  высказываться открове..о 2) всегда чест..о, 3) быть верным бескорыст..о, 4) относиться серьез..о, 5) поступать обдума…о , 6) переживать искре..е, 7) обидеть нечая..о. 

Дополнительный вопрос: Какие словосочетания вы бы отнесли к характеристике хорошего товарища?

Перерыв. Физкультминутка. (гимнастика для глаз)

- Еще над какой орфограммой мы недавно работали?

- Расскажите о слитном и раздельном написании не с наречиями.

 Запись под диктовку,  комментирование «по цепочке» и проверка по слайду 10.

1) относиться (не)уважительно;

2) заступиться (не)медленно;

3) ответил вовсе (не)искренне;

4) быть (не)далеко, а близко;

5) поступил далеко (не)честно;

6) говорил (не)откровенно, а лукаво;

7)  быть верным  (не)долго.

Дополнительный вопрос: Выберите словосочетания, которыми нельзя охарактеризовать товарища, друга?

  1. Игровая пятиминутка (5-6 мин.)

(Групповая работа, раздаточный материал – конверты)

- А сейчас мы немного поиграем. Покажите, как дружно вы умеете работать. Вам нужно сообща восстановить из фрагментов пословицу и объяснить ее значение, а также найти  наречия в пословицах, указать их разряд.

Пословицы:1.Друга прилежно ищи, а нашедши, береги. ( говорится о важности, необходимости дружбы и об ответственности за дружеские отношения)  2. У друга пить воду слаще неприятельского  мёду.  (дружба важнее всего, это самое дорогое)  3. На того друга надеяться можно, который верен неложно. (об искренности дружбы, о преданности)

- Как мы с вами видим, дружбе в жизни человека издавна придавалось большое значение.

В русской литературе немало произведений посвящено теме дружбы. Послушайте стихотворение, которое прочитает нам ...

  1. Чтение подготовленного ученика (2 мин)

О дружбе

Печальна участь одинокого,

А нелюдимого — вдвойне

Во время странствия далекого,

В дни испытаний,

На войне.

Пусть радости необычайные

К тебе вдруг хлынут на порог —

Покажется еще печальнее,

Что ты друзей нажить не смог.

Все не под силу:

Дом не выстроить,

Хорошей песни не сложить,

В нужде и в горе дня не выстоять

Как без друзей на свете жить?

1944—1946

(Александр Яшин.)

- Какова основная мысль этого стихотворения?

 (Без друзей нельзя прожить на свете, т.к. они во всем помогают, делают жизнь легче и богаче)

9. Обобщение

1) Подготовительный этап (2 мин.)

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, обращаясь  к молодежи, писал: "Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь.»

- Как понимаете эти слова?

Как должны поступать люди в коллективе, чтобы их взаимоотношения можно было назвать товарищескими? Охарактеризуйте эти действия наречиями.

2) Составление характеристики.

Честно,  ответственно,  бескорыстно, открыто, уважительно, внимательно.

У нас получилось подобие правила поведения хорошего товарища. Постарайтесь его придерживаться в жизни.

  1. Подведение итогов.

 Сегодня мы с вами хорошо поработали.

- Что мы вспомнили о правописании наречий?

- Вспомните слова Н.В. Гоголя, с которых мы начали урок («Нет уз святее товарищества»). В доказательство этих слов споем песню.

ОЛЕГ АНОФРИЕВ – «ПЕСНЯ О ДРУГЕ»

Если радость на всех одна,
Hа всех и беда одна.
Море встаёт за волной волна,
А за спиной – спина.

Здесь, у самой кромки бортов,
Друга прикроет друг.
Друг всегда уступить готов
Место в лодке и круг.

 

Его не надо просить ни о чём,
С ним не страшна беда.
Друг мой – третье моё плечо –
Будет со мной всегда.

Hу а случись, что он влюблён,
А я на его пути –
Уйду с дороги, таков закон:
Третий должен уйти!
 

9. Комментирование оценок.

10. Домашнее задание. Постройте высказывание (5-6 предложений) на тему: «Почему важно в коллективе поддерживать дружеские, товарищеские отношения.», используя наречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие"

Обобщение изученного материала по теме "Наречие"....

Урок русского языка в 7 классе "В стране наречий"

Урок предназначен для повторения орфограмм, связанных с темой «Наречие». Одной из задач урока является проведение диагностики усвоения системы знаний и умений и её применения для выполнения практическ...

урок русского языка в 7 классе "Дефисное написание наречий"

Урок в 7 классе отражает все примеры дефисного написания наречий. Тексты для работы взяты из произведений татарских писателей....

Открытый урок русского языка в 7 классе "Степени сранения наречий"

Усвоение новых знаний и первичное закрепление с  применением технологии разноуровневого обучения....

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....

презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"

Презентация к заключительному уроку русского языка в 7 классе по теме Наречие "У наречий званый вечер"  Данная презентация создавалась по материалам Интернет-ресурсов. Цель урока - повторить изуч...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие. Урок -обобщение".

Урок обощения знаний по одной из сложнейших тем курса русского языка 7 класса- "Наречие" содержит практический материал, позволяющий проверить умения и навыки учащихся по правописанию наречий....