Урок-викторина по творчеству А.П.Чехова, 9 класс (у/о)
план-конспект урока (9 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Заключительный урок по изучению творчества А.П.Чехова в 9 классе (у/о)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_rasskazam_a_pchehova_otkrytyy_urok.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по рассказам А.П. Чехова (1860-1904)


Цели: 
Образовательные: Повторение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе; повторение сведений, полученных на предыдущих уроках; развитие навыков выразительного чтения учащихся; изучение читательских интересов школьников; контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся. 
Развивающие: Развитие ассоциативной памяти и мышления учащихся; творческих способностей детей; развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос. 
Воспитывающие: Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова; воспитание читателя, чуткого к художественному слову; воспитание нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему).

Оборудование: 
Портрет писателя, иллюстрации к рассказам Чехова, рассказы Чехова различных издательств.

Предварительная работа: прочитать произведения:«Хамелеон»,«Каштанка»,«Злоумышленник»,«Хирургия»,«Пересолил»,«Лошадиная фамилия»

Форма проведения викторины: 
урок совершенствования знаний

Ход урока.

I.   Организационный момент.

II.  Подготовка к восприятию.
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Грустная старая лампа в окне мезонина,
Чай на веранде, вечерних теней мешанина.
Белые бабочки вьются над желтым огнем,
Дом заколочен, и все позабыли о нем.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена.
Это ружье еще выстрелит –  о, непременно!
Съедутся гости – покинутый дом оживет.
Маятник медный качнется, струна запоет…

Дышит в саду запустелом прохлада,
Мы старомодны, как запах вишневого сада.
Сад тот Россией был Чеховым назван
И сохранить его каждый обязан!

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
Вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой,
Как мне ни странно и как ни печально, увы,
Старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

III. Вступительное слово учителя.

29 января 2017 года исполняется 157 лет со дня рождения А.П.Чехова. Он пришел в этот мир, чтобы остаться в нем навечно. А.П. Чехов стал неотъемлемой частью нашего сознания. Все в мире Чехова так просто, обыденно, и даже приземлено, что порою диву даешься - за что же мы любим его такой искренней нежной любовью, чем так дороги нам его «скучные истории», «житейские мелочи» с их «сонной одурью», «скукой жизни»; чему учат нас, чем питают до сих пор наше сознание, нашу душу все эти «маленькие человечки» с их «рыбьей любовью», «зубной болью» и прочей повседневной «обычной канителью». 
Особое место в творчестве писателя занимает тема юмора и сатиры. Резкая сатира, юмор, шутка, иногда добрая, иногда беспощадная - противостоит в его рассказах скованности, робости, страху. 
Чехову принадлежат удивительные слова о человеке, в котором все должно быть прекрасно - и лицо, и одежда, и душа, и мысли. 
Он создал множество рассказов, объединённых общей темой – темой России. 
На сегодняшнем уроке внеклассного чтения мы проведем занимательную викторину по творчеству А.П.Чехова. Таким образом, мы подведем итог изучения творчества писателя в 6 классе, проверим насколько хорошо вы изучили произведения Чехова. На дом было заданно прочитать как можно больше рассказов писателя. 
А сейчас в развлекательной форме повторим все, о чем мы говорили на уроках, посвященных творчеству Чехова.

IV. Основная часть урока.

Конкурс № 1. «Разминка». Учащимся требуется ответить на вопросы (тестовые задания). 

1.   Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? (Антоша Чехонте). 
2.   Благодаря кому у А.П. Чехова появился этот псевдоним? (Благодаря профессору из университета). 
3.   Кем был по профессии Чехов?
 (Врачом).

В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифосовского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в Чикинской больнице, заведующим которой был известный доктор П. А. Архангельский. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.

4.  Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым? (Мелихово).

Усадьбу в Мелихово Чехов купил в 1892 г. и в марте переехал туда с семьей. Мелиховский период в творчестве и жизни писателя - это не только вдохновенный литературный труд, но и огромная общественная деятельность. Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с мезонином", "Палата №6", "Ионыч", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей основан в 1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича. По инициативе музея проводятся театральные фестивали "Мелиховская весна", в которых участвуют театры России и других стран мира. Мелихово находится около бывшего крупного села "Лопасня". Сейчас это город Чехов, названный в честь писателя в 1954 году.

5.   Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей?

А) Н.А. Некрасов  -             (1821-1878)
Б) Л.Н. Толстой    +            (1828-1910)
В) И.С. Тургенев   -            (1818-1883)

6.   Кто стал основателем дома-музея Чехова в Ялте? (Сестра писателя Мария Павловна Чехова)

В Ялту Чехов переехал по совету врачей в 1898 г. Писатель купил участок земли и организовал постройку двухэтажного дома с мезонином, прозванный современниками "Белой дачей". Здесь Чеховым были написаны пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", рассказы "Дама с собачкой", повесть "В овраге" и др., подготовлено к изданию собрание собственных сочинений. В Ялте у Чехова бывали Бунин, Горький, Куприн, Короленко, Шаляпин, Рахманинов. Музей основан в 1921г. сестрой писателя М. П. Чеховой. Ныне дом-музей известен как инициатор и организатор Международных научных конференций "Чеховские чтения в Ялте".

Конкурс № 2. Учащимся предлагается вставить пропущенное слово в названия рассказов, выбрав его из словаря.

1.   «………….. фамилия» (Лошадиная). 
2.   «Смерть …………....» 
(чиновника). 
3.   «Толстый и …………»
 (тонкий)
4.   «Скучная …………..»
 (история). 
5.   «Палата № ………...»
 (шесть). 
6.   «Дом ………….........» (с мезонином)

Конкурс № 3. «Ассоциации»: прочитав ассоциацию, учащиеся узнают рассказ, выбрав его из словаря.

1.   Ящерица. («Хамелеон») 
2.   Дворняжка. 
(«Каштанка») 
3.   Гайка. 
(«Злоумышленник») 
4.   Зубы. 
(«Хирургия») 
5.   Соль. 
(«Пересолил») 
6.   Овес. 
(«Лошадиная фамилия»)

Конкурс № 4. «Конкурс чтецов». Учащимся предлагается выразительно прочитать в лицах предлагаемый отрывок из рассказа). 

Хирургия / Рассказ

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

— А-а-а... мое вам! — зевает фельдшер. — С чем пожаловали?

— С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич... К вашей милости... Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай... Хлебнешь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону... Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом... Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих... За грехи, Сергей Кузьмич, за грехи! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши...

— М-да... Садитесь... Раскройте рот!

Вонмигласов садится и раскрывает рот.

Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост...

— Предрассудок... (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

— Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем... На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные... по гроб жизни...

— Пустяки... — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки... Тут во всем привычка, твердость руки... Раз плюнуть... Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский... Тоже с зубом... Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству... В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал... Долго мы с ним тут... Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя... Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом... Кому как.

Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

— Ну-с, раскройте рот пошире... — говорит он, подходя с щипцами к дьячку. — Сейчас мы его... тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси... и всё... (подрезывает десну) и всё...

— Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил...

— Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт...

— Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот — раз плюнуть... (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь... Сидите неподвижно... В мгновение ока... (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет)... чтоб коронка не сломалась...

— Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв...

— Не тово... не тово... как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас... Вот, вот... Дело-то ведь не легкое...

— Отцы... радетели... (кричит). Ангелы! Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

— Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот...

Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительнейшие полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

— Тянул! — говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. — Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу...

— А ты зачем руками хватаешь? — сердится фельдшер. — Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова.... Дура!

— Сам ты дура!

— Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты... Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов... Человек почище тебя, а не хватал руками... Садись! Садись, тебе говорю!

— Света не вижу... Дай дух перевести... Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!

— Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими... очумеешь! Раскрой рот... (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (делает тракцию). Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (тянет). Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (слышен хрустящий звук). Так и знал!

Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

— Было б мне козьей ножкой... — бормочет фельдшер. — Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

— Парршивый чёрт... — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

— Поругайся мне еще тут... — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси...

Конкурс № 5. «Откуда это?» Ученикам необходимо определить произведение, из которого взят отрывок текста.

  1. «…Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака…» («Хамелеон»).
  2. «…На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…» («Толстый и тонкий»).
  3. «…- Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась. Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?» («Каштанка»).
  4. «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскает рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту…». («Лошадиная фамилия»)

 V.  Подведение итогов.

Подведение итогов викторины. Отмечаются самые знающие и догадливые участники мероприятия.

VI.  Домашнее задание. Письменная работа: «Моё любимое произведение А.П.Чехова»

ТЕСТ

на знание творчества А.П.Чехова

учащийся __________________________ класс__________ предмет_________________________дата проведения____________

  1. «Разминка». 
  1. Под каким псевдонимом появились первые произведения А.П. Чехова? _____________________________________
  2. Благодаря кому у А.П. Чехова появился этот псевдоним? _________________________________________________
  3. Кем был по профессии Чехов? ______________________________________________________________________
  4. Как называлось имение под Москвой, купленное А.П. Чеховым? _________________(Мелихово, Ясная Поляна, Троицкое, Спасское-Лутовиново)
  5. Кто был одним из самых близких друзей Чехова из русских писателей? (догадайся по годам жизни писателей и самого А.П.Чехова и поставь + напротив одной из фамилий)

А) Н.А. Некрасов                (1821-1878)
Б) Л.Н. Толстой                   (1828-1910)
В) И.С. Тургенев                 (1818-1883)   

     6.  Кто стал основателем дома-музея Чехова в Ялте? __________________(родители, жена, сестра, брат)

Конкурс № 2.  вставь пропущенное слово в названия рассказов, выбрав его из словаря.

  1. 1.   «………….. . . . . . . .. . . . . . . . .  фамилия» .
    2.   «Смерть ………….... . . . . . . . . . . . . . . . .». 
    3.   «Толстый и ………… . . . . . . . . . . . . . . . ».
     
    4.   «Скучная …………… . . . . . . . . . . . . . . .».
      
    5.   «Палата № ………... . . . . . . . . . . . . . . . . ».
     
    6.   «Дом …………......... . . . . . . . . . . . . . . . . ». 

Словарь: шесть, история, чиновника, лошадиная, тонкий, с мезонином

  1. Конкурс № 3. «Ассоциации» прочитай ассоциацию и узнай рассказ, рядом запиши его название

1.   Ящерица.  ______________________________________________________________________________________________
2.   Дворняжка. _____________________________________________________________________________________________
3.   Гайка.  _________________________________________________________________________________________________
4.   Зубы. __________________________________________________________________________________________________
5.   Соль.  __________________________________________________________________________________________________
6.   Овес. __________________________________________________________________________________________________

Словарь: «Каштанка», «Хирургия», «Лошадиная фамилия», «Хамелеон»,  «Пересолил»,  «Злоумышленник». 

       4.  Конкурс № 5. «Откуда это?»  определи  произведение, из которого взят отрывок текста.

1.«…Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака…».______________________________________________________________________

           2.«…На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля…» .____________________________________

           3.«…- Что же ты скулишь? – продолжал он, сбивая пальцем с ее спины снег. – Где твой хозяин? Должно быть, ты       потерялась. Ах, бедный песик! Что же мы теперь будем делать?»._____________________________________________________

  1.  «У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскает рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту…». __________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова (6 класс)

Конспект урока-викторины по ранним рассказам А.П.Чехова...

Урок-викторина по информатике для учащихся 5-ых классов "Умники и умницы"

Данный урок рекомендуется проводить на предметной неделе информатики и ИКТ в 5 классах....

Урок-викторина "Рождество в Англии и Германии" (10 класс)

Вопросы викторины представлены на английском и немецком языках. Материал пригодится на заключительном уроке по иностранному языку  в первом полугодии в 10 классе, где изучается 2 языка по подгруп...

конспект урока-викторины по английскому языку в 9-11 классах в рамках недели английского языка “How do you know English and English-speaking countries”

викторина предназначена как для совершенствования лексических, грамматических умений учащихся, так и для расширения их кругозора...

Урок-викторина по юмористическим рассказам А. П. Чехова

Юмористические рассказы Чехова относятся к раннему его творчеству. Он начал писать, когда учился в Московском университете на медицинском факультете. В литературных журналах то и дело появлялись расск...