Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_abi_klassy.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

 

        

Рабочая программа

Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке

Класс –   5

        

 Чебоксары-2017

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с последующими изменениями;
  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г.№1/15)
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и внеурочной деятельности, утвержденной приказом по МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары от 28 июня 2016 г. № 126
  • Программы по предмету «Русский язык» 5-9 классы: авторы-составители: М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов, Г.А.Богданова.
  • Учебного плана МБОУ «СОШ№24» г.Чебоксары  на 2017-2018 учебный год, утвержденного приказом по школе  № 149 от 23.06.2017.
  • Календарного учебного графика МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом по школе  № 149 от 23.06.2017.
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 с последующими изменениями) .

Раздел 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России);

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Понимание  родного языка и родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; анализ общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; об основных нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

            4.Осознание эстетической ценности  русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

             5.Получение достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной и чужой речью.

  6. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

7. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

 8. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах ( интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

9. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

10. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные, научные и публицистические тексты, отражающие разные этнокультурные традиции; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека.

11. Сформированность основ экологической культуры.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства и ресурсы для решения задачи и достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию;
  • подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2.Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • определять идею текста;
  • преобразовывать текст;
  • оценивать содержание и форму текста.

3.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, проектные работы.

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска.

Коммуникативные УУД

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника,  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), гипотезы;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием и неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные и невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные  под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций); создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

При изучении литературы обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы.

В ходе изучения произведений  родной литературы обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности.

 В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

Предметные результаты

Ученик научится

1)взаимодействовать с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного языка;

4)проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

5) использовать в речевой практике при создании устных и письменных высказываний стилистические ресурсы лексики и фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета и стремиться к речевому самосовершенствованию;

6)осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7) воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

8) осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

Ученик получит возможность научиться

1) систематизировать  научные знания о родном языке; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

2) использовать активный и потенциальный словарный запас, использовать в речи грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

 3)ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

4)аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладеть процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., уметь воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Раздел 2.Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Фонетический строй языка.Словесная живопись. Анализ стихотворения А.Прокофьева «Волны», Ф.Тютчева «Весенняя гроза». Пульс в слове. Три особенности русского ударения по стихотворениям Я.Козловского («О словах разнообразных, одинаковых, но родных»),по басням И.А.Крылова.

2

2

Словообразование. Дерево из слов. Примеры из литературных  произведений. (К.Паустовский«Золотая роза»,М.Танк «Слова, как деревья, ветвисты»). Дерево из слов. Примеры из литературных  произведений. (А.Шамшурин «Белы снеги», Я.Хелемский «Узелок на память». «Говорящие» суффиксы и приставки. Лингвистический анализ  произведений. (Г.Виеру «Возьми с собой», Ю.Тувим «Про пана Трулялинского»).

4

3

Грамматика. Морфология.Имеет ли грамматический род смысл? Анализ ситотворенияМ.Ю.Лермонтова «Утёс». Почему в русском языке шесть падежей? Наблюдение над грамматическим строем стихотворений. (Я.Аким «Весна, весною, о весне», В.Орлов «Зимняя бахрома», Г.Мамлин «Терпение»). Два окончания. Поэтические формы в стихотворениях «Шофёры» И.Кобзева, «Его зарыли в шар земной» С.Орлова, «Огненный год» Н. Тихонова, «Мы говорим…». Яркий и сложный узор. Развитие качественных значений в относительных прилагательных на примере произведений устного народного творчества

В. Высоцкого. Таинственные числа. Сопоставительный анализ употребления числительных в сказах народов мира. Ты и вежливое Вы. Речевой этикет.Диалоги этикетного характера. Анализ отрывков из поэмы «Хорошо!» В.Маяковского: «Пою моё Отечество, республику мою!», «Нашим товарищам мои дрова нужны». Развитие речи. Разговор по телефону. Глаголы труда на примере трилогии М.Горького «Детство», «Отрочество», «Юность». Глаголы речи в отрывке повести В.Распутина «Последний срок». Глаголы звучания и цвета. Лесной оркестр В.Бианки. Сочетание разных времён глагола в тексте как средство экспрессии. (А.Н.Майков «Весна! Выставляется первая рама…», Н.А.Некрасов «Поздняя осень. Грачи улетели…»). История одного почему. Знакомство с наречием по любимым рассказам Д.Родари. Любимый союз А.С.Пушкина. Обзор сказок Пушкина. Волшебные слова. Выразительное чтение стихотворений Е.Шевелёвой «Здравствуйте! Добрая ласковость слова…» и Н.Веселовской «В небытие теперь уходит часто…». Практикум по написанию письма другу.

16

4

Синтаксис.Этот вездесущий инфинитив. Синтаксическая роль начальной формы глагола.  Составление памятки «Как писать изложение». Развитие речи. Изложение по рассказу З.Воскресенской «Идёт весна». Урок рассказывания.  Моё любимое занятие.

(«Я-коллекционер», «Разведение цветов», «Рисование», «Вышивание», «Пение», «Шитьё», «Вязание», «Чтение», «Уход за животными», «Занятия спортом»)

5

5

Лексика.Почему так, а не иначе? Гуманный, гуманитарный, гуманистический. Работа со словарём паронимов. Анализ произведений Е.Носова «Тридцать зёрен», А.Грин «Победитель». Антонимы и синонимы как средство обогащения речи. Обучающие игры: «Кто больше?», «Найди пару». Синонимы. Подробный и краткий пересказ художественного текста. Обучение сжатому пересказу на примере рассказа В.Астафьева «Приветные слова».

7

6

Итого

34

Раздел 3. Тематическое планирование  

Наименование раздела

Количество часов

1

Фонетический строй языка

2

2

Словообразование.

4

3

Грамматика. Морфология

16

4

Синтаксис.

5

5

Лексика.

7

Итого

34

Поурочное планирование

Тема

Дата

Кол.-во

часов

Примечания

коррективы

1

Фонетический строй языка. Словесная живопись. Анализ стихотворения А.Прокофьева «Волны», Ф.Тютчева «Весенняя гроза»

1

2

Пульс в слове. Три особенности русского ударения по стихотворениям Я.Козловского («О словах разнообразных, одинаковых, но родных»),по басням И.А.Крылова.

1

3

Словообразование.Дерево из слов. Примеры из литературных  произведений. (К.Паустовский«Золотая роза»,М.Танк «Слова, как деревья, ветвисты»)

1

4

Дерево из слов. Примеры из литературных  произведений. (А.Шамшурин «Белы снеги», Я.Хелемский «Узелок на память»

1

5-6

«Говорящие» суффиксы и приставки. Лингвистический анализ  произведений. (Г.Виеру «Возьми с собой», Ю.Тувим «Про пана Трулялинского»)

2

7

Грамматика. Морфология.Имеет ли грамматический род смысл? Анализ ситотворенияМ.Ю.Лермонтова «Утёс»

1

8

Почему в русском языке шесть падежей? Наблюдение над грамматическим строем стихотворений. (Я.Аким «Весна, весною, о весне», В.Орлов «Зимняя бахрома», Г.Мамлин «Терпение»)

1

9

Два окончания. Поэтические формы в стихотворениях «Шофёры» И.Кобзева, «Его зарыли в шар земной» С.Орлова, «Огненный год» Н. Тихонова, «Мы говорим…»

В. Высоцкого

1

10

Яркий и сложный узор. Развитие качественных значений в относительных прилагательных на примере произведений устного народного творчества

1

11

Таинственные числа. Сопоставительный анализ употребления числительных в сказах народов мира.

1

12-13

Ты и вежливое Вы. Речевой этикет.Диалоги этикетного характера. Анализ отрывков из поэмы «Хорошо!» В.Маяковского: «Пою моё Отечество, республику мою!» , «Нашим товарищам мои дрова нужны»

2

14

Развитие речи. Разговор по телефону.

1

15

Глаголы труда на примере трилогии М.Горького «Детство», «Отрочество», «Юность».

1

16

Глаголы речи в отрывке повести В.Распутина «Последний срок».

1

17

Глаголы звучания и цвета. Лесной оркестр В.Бианки

1

18

Сочетание разных времён глагола в тексте как средство экспрессии. (А.Н.Майков «Весна! Выставляется первая рама…», Н.А.Некрасов «Поздняя осень. Грачи улетели…»)

1

19

История одного почему. Знакомство с наречием по любимым рассказам Д.Родари.

1

20

Любимый союз А.С.Пушкина. Обзор сказок Пушкина.

1

21-22

Волшебные слова. Выразительное чтение стихотворений Е.Шевелёвой «Здравствуйте! Добрая ласковость слова…» и Н.Веселовской «В небытие теперь уходит часто…». Практикум по написанию письма другу.

2

23-24

Синтаксис.Этот вездесущий инфинитив. Синтаксическая роль начальной формы глагола.  Составление памятки «Как писать изложение».

2

25-26

Развитие речи. Изложение по рассказу З.Воскресенской «Идёт весна».

2

27

Урок рассказывания.  Моё любимое занятие.

(«Я-коллекционер», «Разведение цветов», «Рисование», «Вышивание», «Пение», «Шитьё», «Вязание», «Чтение», «Уход за животными», «Занятия спортом»)

1

28-29

Лексика.Почему так, а не иначе? Гуманный, гуманитарный, гуманистический.

2

30-31

Работа со словарём паронимов. Анализ произведений Е.Носова «Тридцать зёрен», А.Грин «Победитель»

2

32-33

Антонимы и синонимы как средство обогащения речи. Обучающие игры: «Кто больше?», «Найди пару».

2

34

Синонимы. Подробный и краткий пересказ художественного текста. Обучение сжатому пересказу на примере рассказа В.Астафьева «Приветные слова»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 5 класс

Рабочая программа создана по учебнику "Башкирсикй язык и литература" для 5 класса. Авторы учебника: В. И. Хажин, А. Х. Вильданов, Уфа-2012.По программе дается и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по башкирскому языку и литературе по учебнику "Башкирский язык и литература", 6 класс

Рабочая программа по предмету "Башкирский язык и литература" для 6 класса, авторы: А. Х.Вильданов, В. И. Хажин, Уфа-2012. Прилагается календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...