технология развития критического мышления
методическая разработка по теме

Лобанцева Юлия Александровна

технология развития критического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СТИХИ

Как понять суть нового материала и проверить самого себя?

Памятка для работы с текстовой информацией

На основе прочитанного или услышанного текста сочинить короткие стихотворения, отражающие основные положения и свойства изученного явления.

  1. Синквейн («пятистишие»)
  • 1 строка одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;
  • 2 строка два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
  • 5 строка слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Пример синквейна:

  • Синквейн
  • Образный, точный
  • Обобщает, развивает, обучает
  • “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах”
  • Творчество
  1. Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.                             Пример диаманты:

  • строчка 1: тема (существительное)
  • строчка 2: определение (2 прилагательных)
  • строчка 3: действие (3 причастия)
  • строчка 4: ассоциации (4 существительных)
  • строчка 5: действие (3 причастия)
  • строчка 6: определение( 2 прилагательных)
  • строчка 7: тема (существительное)
  • Обломов
  • Ленивый, добрый,
  • Лежащий, мечтающий, умирающий.
  • Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
  • Работающий, решающий, живущий,
  • Настойчивый, расчетливый
  • Штольц.
  1. Штрихи - штрихи (короткие фразы, слова) к правилам, к мыслям
  • 1-я строка. 1 существительное.
  • 2-я строка. 2 прилагательных.
  • 3-я строка. 3 причастия.
  • 4-я строка. 4 глагола.
  • 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий)
  • 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложение по теме.

Пример штрихов на тему «Весна»:

  • Молодость,
  • Зажигательная, весёлая,
  • Восхитительная, влюблённая, пламенная.
  • Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
  • Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
  • Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.



Предварительный просмотр:

Маркировочная таблица: «Знаю – хочу узнать – узнал»

Запишите в первой колонке все, что вы помните и знаете о Емельяне Пугачёве, о пугачёвском восстании, о правлении Екатерины II. Учащимся необходимо заполнить первую и вторую колонки таблицы.

Знаю

Хочу  узнать

Узнал

Далее сообщение учителя, по ходу которого учащиеся  работают с третьей колонкой.

 

Вторая половина  XVIII столетия в России связана с именем императрицы, чье правление  составило эпоху в истории страны. Хотя Екатерина  II взошла на престол в 1762 г., уже с 1744 г, с момента  своего появления в российской столице, она оказывала влияние на ход событий в огромной империи. Юная немецкая принцесса Софья-Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г.), обвенчанная с наследником престола (будущим императором Петром III) под именем Екатерины. После дворцового переворота вся страна замерла в ожидании милости от новой царицы, этого ожидали и крепостные крестьяне, но дождались указа от 3 июля  1762 г., повелевавшим крестьянам находиться в таком, же беспрекословном повиновении помещикам, как и прежде.

Помещики не имели по закону права над жизнью и смертью своих крестьян, но так как они могли наказывать их неограниченно, то тяжкие истязания нередко оканчивались смертью подвергнутого им крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, не всегда сходили с рук мучителям, как это видно из целого ряда дел, возбужденных правительственными властями…

Были приговорены исключительно к церковному покаянию 5 чел. (в том числе 4 женщины), на месяц в тюрьму – 2 женщины, на 6 недель на хлеб и воду и на один год в монастырь в работу – одна женщина, к пожизненному покаянию в монастыре – 1 мужчина, к “простой службе” в Нерчинске – один, 6 на вечное поселение 2 ( в том числе одна женщина), к вечной каторжной работе – 5. По этим данным мы видим, что наказывали помещиков крайне редко…Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. А императрица в это время рассыпала милости дворянам, с помощью которых взошла на престол, делала подарки своим любимцам, фаворитам. Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки потрясали великолепием, но за этими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревни…

Обсуждение заполненной таблицы.



Предварительный просмотр:

Прием «Мозговой штурм». Сложная и нестандартная форма начала урока - мозговая атака. Это приём для генерирования идей, их оценки для выбора наиболее эффективной идеи, а также разработки способов её реализации на практике.  

Пример. Урок по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил» можно начать с генерации идей в малых группах: «Предложите свои идеи успешного пребывания на необитаемом острове».

Возможный «банк идей». Прием «Корзина идей»

1. Создание серии устройств для подачи сигналов бедствия.

2. Как обжить пещеру: устранение пустот в земле во избежание обвалов.

3. Оценка растительного и животного мира с точки зрения опасности и полезности.

Указанные идеи можно классифицировать как изобретательскую (1), конструкторскую и прогнозную (2), оценочную (3) и перейти к проблематике творчества Салтыкова-Щедрина: какую идею благоустройства на необитаемом острове выдвинули  генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил».



Предварительный просмотр:

Прием  «Толстый        и тонкий вопросы» - фактический ответ
и обстоятельный ответ, развернутый.    

Пример: урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», стадия вызова.

Задание: Итак, мы узнали с вами, что больше всего заинтересовало ребят по ходу чтения повести. А сейчас, давайте определим, насколько хорошо вы помните содержание произведения. Проведем небольшую разминку. И здесь нам поможет прием «Толстых и тонких вопросов». Я попрошу команды придумать по одному тонкому и толстому вопросу. В помощь вам таблица-помощница. Карточку получает игрок, который ответит быстрее в команде.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?

Было ли...?  Верно ли ...? Мог ли…?

Дайте три объяснения, почему...?  Объясните, почему...?  Почему, вы думаете...?  В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...?  Согласны ли вы ...?

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? 
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... 

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? 
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?



Предварительный просмотр:

Прием «Чтение с остановками». Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные границы: по одну сторону - известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Данный прием содержит все стадии технологии:

I стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиеся должны предположить, о чем будет текст. Прогнозирование

IIстадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысления) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

III стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы,  творческие работы.

 

Рекомендации по использованию приема  «Чтение с остановками». 

1.Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2.При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3.После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней (Приемы  «Толстый и тонкий вопросы»,   «Ромашка Блума»).

Классификация вопросов Б.Блума:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга? 
  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то... 

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?
  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...? 
  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?



Предварительный просмотр:

«Чтение с пометками и таблица INSERT».  

Сопоставление описания образа Пугачева в “Истории Пугачевского бунта”  и “Капитанской дочке” (гл. 2).

“История Пугачевского бунта”

“…Ем. Пугачев, зимовейской станицы служилый казак, был сын Ивана Михайлова, умершего в давних годах. Он был сорока лет от роду, росту среднего, смугл и худощав; волосы имел темно-русые, бороду черную, небольшую и клином. Верхний зуб был вышибен еще в ребячестве, в кулачном бою. На левом виску имел он белое пятно и на обеих грудях знаки, оставшиеся после болезни, называемой черной немочью…”.

Глава 2. Вожатый.

“Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольное, приятное, но плутовское. Волоса его были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары…”.

  • Как автор рисует портрет Пугачева на страницах исторического труда и исторической повести?
  • В чем сходство этих портретов? (пометьте на полях знак +)
  • В чем их различие? (пометьте на полях знак - )