Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся
учебно-методический материал на тему

Ахаржанова Баярма Викторовна

 Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию творческих способностей обучающихся  определена как единая система "урок - внеклассная работа". этп работа осуществляется через использование игры, нестандартные формы огранизации урока и нестандартных заданий,  написание сочинений, организацию и реализацию различных проектов, научно-исследовательской деятельности учащихся, внеклассную работу по предмету.

На основе анализа и обобщения моего   опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках бурятского  языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система опыта учителя бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойской СОШ» Ахаржановой Баярмы Викторовны по развитию

творческих способностей обучающихся

 В условиях реализации ФГОС с целью формирования личности, отвечающей  требованиям современного мира, стремящейся к самопознанию, самореализации, самопрезентации, креативной, знающей родной язык, литературу, историю, культуру, обычаи и традиции родного народа, мною разработана «Программа  по развитию творческих способностей обучающихся по родному языку и литературе»,  согласно которой организация работы по развитию творческих способностей учащихся определена как единая система "урок - внеклассная работа".

Развитие творческих способностей обучающихся обеспечиваю следующими средствами:

1. Использование игры для развития творческих 
способностей учащихся на уроках бурятского языка и литературы.

Использование на уроках игровых технологий создает благоприятный морально-психологический климат, положительное эмоциональное поле, пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности, развивает  творческие  способности. Именно  поэтому  игра – не только  деятельность  младших  школьников, но и  необходимый  вид  деятельности для подростков и старшеклассников как на уроке, так и вне её.    

Разгадывание кроссвордов – эффективный приём работы на уроке.     В пятом классе мы ограничиваемся разгадыванием кроссвордов, а начиная с шестого класса ребята начинают составлять их сами.    

На уроках бурятского языка при изучении темы «Антонимы» на примерах пословиц бурятского народа я предлагаю учащимся закончить пословицы, используя слова с противоположным значением, эта работа развивает также чувство рифмы.

Ульгам мориндо газар ойро,

Хашан мориндо газар …… (холо).

Ажалша хүнэй амбаар дүүрэн,

Залхуу хүнэй заглуу …. (хооhон)

Ябахань – биршоог, эдихэнь - …… (горшоог).

Шэхээрээ дуулаhан – худал,

Нюдѳѳрѳѳ хараhан – (үнэн).

Би гээн гансаараа,

Бидэ гээhэн …. (хаматаараа).

Хэлсэhэнииннь ехэ, хээhэниинь … (бага)

И далее подобные задания усложняются: кто сочинит более интересный текст, использовав многозначность слов и омонимы.

Предваряя данный вид деятельности, предлагаю детям прочитать стихотворения Б.Намсарайн, найти омонимы, выучить.

А) Ая гангаар

    Хангалтаhан агаар

    Аятай зохидоор тарашаба Агаар. 

Б) Баабайн булаг

    Мүнхэ- малай умдан.

    Баабайн хүбүүн Мүнхэ

    Шуран намhаа хурдан.

В)Хүнэй хүндэ

   Хүлеэхэдэ хүндэ,

   Хүндын харюу

   Харууда харюу.

Предлагаю школьникам попробовать сочинить шуточное стихотворение с каламбурными и омонимическими рифмами.

Одной из игр, способствующей развитию учащихся, является такая игра как «Ау! Синонимууд!».

Класс делится на две группы. Одна группа садится в круг, другая становится за ней.  Ведущий стоит перед сидящими и, кидая мяч по очереди каждому, называет слово. Возвращая мяч, ученик должен назвать синоним. Если он не называет синоним, должен встать, а стоящий за ним садится на его место. В случае, если никто из играющих не называет синоним, ведущий должен его озвучить.

Например: морин-хүлэг, хүсэтэй- шүрбэhэтэй, толгой- тахи, холлохо-эдихэ, аба-баабай, дархалха- уралха, илаха- диилэхэ, баабгай- бартахи, томо- мантан, мандагар, унтаха- нойрсохо, уйтан-хабшуу, сохихо-гүбихэ, харгы-зам, хэлэхэ-яриха, сэсэн-ухаатай, абяатай- шууяатай, номгон-аалин, бишыхан-заахан г.м.

 В целях расширения словарного запаса провожу игру «Хэн олон үгэ мэдэнэб?». Тематика слов может быть разная: о спорте, о природе, о празднике. При этом ребятам предлагаются определённые грамматические задания в зависимости от темы урока. Затем ребята составляют с этими словами небольшие тексты.

Большой интерес у детей вызывает игра-конкурс «Хэнэй хѳѳрѳѳн hонин бэ?». Участники составляют рассказ.

  1. Озвучиваются 3-4 слова, которые обязательно должны быть использованы при составлении рассказа.
  2. Озвучиваются действующие лица (Багша, тѳѳдэй, басаган, врач, г.м.)

Класс распределен на группы из 4-5 человек, которые по очереди пишут свое предложение. Когда все напишут, капитан команды зачитывает получившийся рассказ. Выигрывает та команда, у которой получился связный текст.

Такое задание использую в разных классах  как на уроках бурятского языка,  так и на уроках литературы для разминки, отдыха, когда дети устали. А ещё акростих (первые буквы строк сверху вниз составляют слово) на своё имя, например:

Аяар холо ошоо hаа

Юумэ бүхэниие hонирхоорой.

Намайгаа гэнтэ hанаа hаа

Айфоноо абаад, хонходоорой.  (Аюна Дарбалаева)

Не все ребята умеют сочинять стихи, но придумать рифму могут все, одни лучше, другие похуже. И услышать ритм тоже может каждый. И это поможет научиться воспринимать стихи. Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся - за счет узнавания значений новых слов и уточнения значений уже известных слов - и грамматический строй речи - при попытках выражения своих мыслей с помощью грамматических конструкций определенного стиля речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц (игру слов как средство создания образа и комического эффекта). Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

Подобные задания я стараюсь использовать как можно чаще и во всех своих классах, так как они способствуют не только раскрытию творческого потенциала ребят, но и разнообразят урок, привлекают детей к предмету, снимают усталость. Такие задания очень хорошо использовать при  подготовке и проведении предметных недель по русскому языку.

Одним из используемых видов творческой игры на уроке русского языка стала игра «Лишнее слово» или «Четвёртое лишнее». Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, морфемному составу, грамматическим признакам и т.д., – что ведёт к обработке перечисленных понятий. Такие игры провожу при изучении любой темы и на любом этапе урока, главное, чтобы игра соответствовала целям и органично вписывалась в структуру урока и пробуждала интерес к теме.

У детей есть потребность одушевить неодушевлённые предметы, обратить словесный образ в материальный, видимый и осязаемый. Для активизации мыслительной деятельности на уроке много возможностей. Например, Лингвистические сказки или сказки на лингвистические темы...В них отражается уяснение детьми грамматического правила, понятия. Понимание учащимися той или иной орфограммы через грамматическую сказку гораздо глубже, прочнее, нежели понимание, полученное из сухих строчек учебника. Лингвистические сказки можно использовать на разных этапах урока, в разных его формах и вариантах. Я обычно предлагаю такие задания в качестве домашних. Мы составляли сказки на такие темы: «Танилсая, танилнуудни»» (по теме «Абтаhан үгэнүүд»), «Залгабари залгалта хоерой тоосоон» (по теме «үгын бүридэл»), «Тэмдэгэй нэрэ дангинында», «Хаан түрэлтэ үйлэ үгэ» (по теме «Морфология»), «Мэхэтэйхэн Мэдүүлэл» (по теме «Синтаксис»)

  1. Нестандартные формы организации урока и нестандартные задания как средство развития творческих способностей обучающихся.

Развитию творческих способностей способствует нестандартное начало урока (загадка, чтение стихотворения, рифмованного правила). Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований  и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Cценарий мультфильма по выполненным рисункам удовлетворяет потребность подростка в оживлении рисунка и написании сочинения-повествования вместо сочинения-описания. После изучения сказки В.Халхуева «Жаабдай» пятиклассники составляют маршрутную карту пути Аляа-Бата и Жаабдай во время поиска Аажам-Бүүбэй.

Создают условия для творчества и нестандартные уроки. Урок-суд. Создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литературой по проблеме, собирают информацию,  свидетельские показания. В ходе работы выработался примерный сценарий суда. Я проводила такой урок после изучения романа А.Ангархаева «Мүнхэ ногоон хасуури».

Развивают творчество ребят уроки - сказки, конкурсы, уроки - путешествия в страну Грамматику. В уроки - сказки включается материал известных детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им выполнить разнообразные задания. Уроки - семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и познавательных интересов. Уроки - семинары помогают развить монологическую речь. Дети с удовольствием рассказывают, показывают книги, которые им удалось прочитать к уроку, ставят оценки, пишут стихи, сказки. Уроки проходят живо, эмоционально. Наиболее интересны уроки - праздники. Всегда интересно проходят в виде игры обобщающие уроки по творчеству писателей, поэтов: «Жаргалтай ушар», «Юун? Хаана? Хэзээ?», «Литературна КВН» и др.

Формы и методы, используемые мной на нетрадиционных уроках:

1. объяснительно-иллюстративный  (при помощи обобщающих таблиц, уроков-презентаций, различных схем, символических картинок, опорных конспектов);

  1.  репродуктивный метод (работа по заданному учителем алгоритму);
  1. эвристический метод (решение лингвистических задач);
  2. методы самостоятельной работы учащихся.

После изучения стихотворения Д.Дамбаева «Ургы hайхан Буряадни» учащиеся смогли защитить коллективный проект на тему «Түрэл тоонто Түнхэмни» на материале местных поэтов, который состоял из шести рубрик:

Мое любимый уголок родной природы. (Сочинение).

О поэте. (Биографические данные, творческая деятельность поэта).

Лирика поэта. (Стихи, которые нравятся, произвели сильное впечатление.)

Я рисую…(Ассоциативные картины, возникшие при чтении стихов.)

Язык стихотворений. (Анализ стихотворения, художественные средства, используемые автором).

Проба моего пера. (Личные стихотворения учащихся.)

Использовались  стихотворения Ц.Зарбуева, Ш.Байминова, Ж.Юбухаева, Б.Сыренова, В.Сыренова, А.Ангархаева. Результаты проектной деятельности отражались на специальном стенде в кабинете.

Понимая, какое большое значение придаётся  в современном образовании формированию исследовательских умений учащихся,  приобщаю детей к написанию сообщений, рефератов, докладов, что позволяет развивать творческое мышление и умения самостоятельно применять получаемые знания. В работах ребята стараются применять самые разнообразные умения и навыки, полученные на уроках, трактовать собственное восприятие и понимание литературного произведения. Интересны работы по изучению этимологии слов бурятского языка.

В 7 классе  сочиняем хокку. Предлагаю ученикам такое задание:

Напишите хокку по заданному началу:

  1. Байгал дуулана,

     Бултыемнай урина,

     Баяр хүргэнэ.  (Самдан Дамбаев)

  1. Саяан ууламнай

Булган hайхан малгайтай,

Сарюун байдалтай. (Арюна Харанахоева)

     

Ещё один вид работы - “синквейн”. В 8 классе после изучения  героического эпоса «Гэсэр»  получилось вот что:

Тэрэ –

Зүрхэтэй, сэсэн

Диилэнэ, баярлуулна, дайлалдана.

Бүхы арадтаа мэдээжэ

Гэсэр  (Дондоков Бимба)

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во- вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать, более строго отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.

Начиная с 5 класса при изучении произведений фольклора: сказок, былин, загадок, пословиц, поговорок песен – я использую различные виды заданий, способствующих развитию творческой активности учеников. Это и инсценировки сказок, и проведение конкурсов на лучшего рассказчика, лучшего иллюстратора, в основе которых – знание героев бурятских народных сказок, их названий, конкурсы загадок, написание сказок по пословицам и т.п.

Ребятам, которые постарше можно предложить такие виды работ:

1.  Написать сочинение – автобиографию литературного героя.

2. Сочинить сюжет произведения на заданную тему (дать название произведению, указать его жанр, определить главные и второстепенные персонажи, наметить основную сюжетную линию, конфликт и другие элементы композиции).

  1.  Написать дневник литературного героя (например, оформить дневник Чулун-Бато из повести Д-Р. Батожабая «Багшашни хэн бэ?»  в форме дневниковых записей).
  2. Используя композицию известного произведения, создаём свой рассказ. (Например, рассказ в форме письма по аналогии с письмом Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова)
  3. Написать письмо современного ученика литературному герою или писателю. 

3. Роль сочинений в развитии творческих способностей учащихся.

Детское сочинение – это своеобразная форма самовыражения, самосознания ребенка. Посредством сочинения дети делятся впечатлениями с учителем. Ценность  детского сочинения  определяется  по тому, насколько  в  нем нашли отражение мысли ребенка, свежесть  восприятия  им каких- либо явлений. Поэтому необходимо дать возможность детям проявить инициативу, показать свою индивидуальность. В связи с этим большое внимание уделяю сочинениям, как средству развития творческих задатков учащихся.

Я часто прибегаю к такому виду работы. Миниатюры занимают немного урочного времени, но очень эффективно подготавливают детей к написанию более объёмных работ. Миниатюры можно писать не только на уроках развития речи. Например, в 7 классе при изучении темы «Деепричастие», предлагаю такое задание.  

Состояние ученика, у которого был неудачный школьный день, который получил двойку, а возможно, и не одну, можно передать предложением с деепричастиями и деепричастными оборотами. Попробуем составить его вместе.

Ребята   составляют такое предложение по его началу, данному учителем. (hурагша гэртээ ошожо ябахадаа  (яажа ябааб?) нюдэнhѳѳ нелбоhо гоожуулан, торожо унан алдажа, hанаагаа зобон, уршын г.м.)

- А с каким настроением уйдёте после нашего сегодняшнего урока вы? (баярлан, энеэлдэн, hүрэлдэн, гүйлдэн г.м. )

При изучении темы «Нэгэ бүридэлтэ мэдүүлэлнүүд» в 8 классе предлагаю такое задание: воссоздайте через поток сознания ваше утро (получается текст с назывными, односоставными предложениями, раздробленные, неполные предложения)

Традиционно в школе на уроках развития речи описываются репродукции с  картин. При этом использую и  такой вид работы как описание фотографии. Дети приносят из дома портреты близких людей, фотографии на сюжетную тему и описывают их. Проверено: эту работу ребята делают с большим удовольствием, более эмоционально и, главное, искренне.

Создание сказок – ещё один вид работы в рамках этой темы. Сочините собственную сказку, где действуют самые обыкновенные предметы. Например, «Жабар юундэ сухалдааб?», «үүлэн юундэ бархирааб?», «Гал заяашын бодолнууд», и т.д. Написать сказку, в которой объясняется происхождение вещей, животных, явлений природы и т. д. («Тайгын эзэнэй уг гарбал», «Эреэн гүрѳѳhэн юундэ эреэн бэ?» г.м.).

Очень увлекателен такой прием, как записка другу, подруге, маме. Итак, «Записка»! Нет страха перед чистым листом тетради. Нет страха перед ошибкой. Есть возможность зачеркнуть слово, написать другое, даже можно порвать записку и начать новую. Кроме того, записку можно лично передать товарищу. Элемент занимательности, игры здесь налицо. Задание понятно, интересно — значит, охотно принимается ребятами. Такой приём можно использовать, например, при изучении темы «Хандалга».

Можно внести в название темы домашнего сочинения чуточку улыбки и фантазии, чтобы ребенок с удовольствием взялся за выполнение задания. Например,  прошу написать сочинение от имени собаки, кота, муравья и т.д

Вместо привычного сочинения "Минии таhалга" предлагаю написать сочинение "Минии таhалга 2050 ондо".

Урок подготовки к написанию творческой работы очень важен. М.А.Рыбникова отмечала, что некоторые учителя «ставят… тему так отвлеченно, что эта тема падает на них именно как снег на голову; ученики скучают, томятся и не знают, зачем их заставляют делать подобную работу». Творчество не рождается на пустом месте. Надо разбудить ассоциации, «раскачать» воображение, дать возможность накопить определенный словесный и образный материал. Путь к собственному творчеству лежит через «насыщение» текстами. Однако важно, чтобы процесс письма не превращался в деятельность по образцу.

На работу ребенка нужно настроить, создать необходимый эмоциональный фон. Иногда, правда, какого-то особенного настроя не нужно. Дети сами настраиваются на нужный лал, нужно только увидеть это. Например, пошел крупными хлопьями снег. Все смотрят в окно, любуются… Думаю, нужно воспользоваться ситуацией и предложить написать небольшую зарисовку о первом снеге.

Хорошим поводом для написания творческих работ являются праздники.   Обычно перед Сагаалганом, когда настроение у всех возбужденно-ожидающее, я предлагаю своим ученикам темы, связанные с этим замечательным праздником. «Сагаан hарын үреэлнүүд», «Сагаан үбгэндэ хандалга», «Сагаалганаа угтан жаргая!». Предлагаю эти темы как самым маленьким, так и самым старшим. Работы получаются удивительно трогательные.

Наступление Нового года по лунному календарю не только связано с ощущением предстоящей радости, но и повод проанализировать все, произошедшее с тобой в уходящем году, поразмышлять о будущем. Поэтому одна из тем, которые я предлагаю ученикам в канун Сагаалгана, звучит так: «Шэнэ жэлэйм түсэбүүд».

В творческий процесс включаю и этап обучения изложению на уроках родного языка. Изложение - работа творческая. С одной стороны, оно предусматривает не дословное, а самостоятельное, свободное воспроизведение прочитанных учителем текстов, а с другой стороны, оно даёт ученику чёткую сюжетную и лексическую канву, которая помогает скомпоновать связный рассказ. Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе.

Для стимулирования творческой деятельности важен этап социализации: чтение работ на уроке (Естественно, только в том случае, если сам автор хочет, чтобы его работа была прочитана). Ситуация, когда ребенок пишет и говорит только для учителя, не является нормальной. Дети стремятся быть оцененными и сверстниками тоже, а с 7 класса – главным образом сверстниками. Поэтому для них важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.

Анализ учителем или самими детьми их произведений – способ поднять в глазах учеников престиж их творчества, преодолеть разрыв между литературой и собственным словом. Работы учеников могут оцениваться по самым высоким критериям, однако при этом важно подчеркивать достоинства, а не недостатки. Очень важно, чтобы учитель принимал позицию ученика, даже если мнение ребёнка расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей. Но даже если мнение ученика расходится с общепризнанным моралью, учитель должен сохранять позицию лояльности. Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения, я считаю, совершенно нерпеемлемым.

4.Театральная деятельность.

Важный этап в развитии творческих способностей – это приобщение к театральному искусству. Особенностью наших детей является их стремление к самовыражению через сценическую деятельность. Поэтому  в нашей школе создана драматическая студия «Хоймор», руководителем которой я являюсь. Здесь ребятам не предлагаются готовые сценарии, на занятиях побуждаю ребят создавать их самостоятельно. Выступлений моих воспитанников с нетерпением ждут ребята и педагоги школы, родители. Ребята-кружковцы – постоянные участники концертных программ СДК,   победители, призеры и участники республиканских, муниципальных, межрайонных, международных фестивалей детского творчества.

На районном празднике, посвященном Дню бурятского языка актеры студии порадовали зрителей постановкой «Хартаабха». С восторгом была встречена постановка «Будамшуу», сказка «Табан нүхэд». Ребята перевели на бурятский язык русские народные сказки «Колобок»- «Монсуудайхан», «Репка»- «Репхэ» и получили море аплодисментов от односельчан. С радостью зрители приняли конкурс «Шог зугаа», на котором кружковцы мастерски рассказывали юмористические миниатюры.  

5.Внеурочная деятельность по предмету.

Системы работы по развитию творческих способностей как средства личностно - ориентированного обучения получает свое продолжение во внеклассной работе. Это литературно-музыкальные композиции, посвященные различным датам, именам, праздникам, конкурсы чтецов-любителей и начинающих поэтов.  Это научно- исследовательская деятельность. Это реализация различных проектов. Это и различные мероприятия в рамках предметной недели. Помимо этого, огромную роль в развитии творческих способностей обучающихся играет активное участие в разнообразных конкурсах творческих работ школьного, муниципального и регионального уровней.

Традиционным для ребят стало участие в международном конкурсе «Гуламта», «Бамбаруш», на которых мои воспитанники занимают призовые места.

На основе анализа и обобщения моего   опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках бурятского  языка и литературы, а также во внеурочной деятельности.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

Результативность

     Несмотря на то, что сегодня многие дети чаще стали общаться на русском языке, результатом использования предложенной системы работы является прежде всего речевая мотивированность детей: они с удовольствием составляют разнообразные высказывания на родном языке  с использованием различных языковых средств; любят и ценят творчество; у большинства из них развито чувство языка, чувство языковых конструкций в зависимости от темы высказывания, места и т.п. Поощрение свободного выражения себя рождает возможность погружения в свой внутренний мир, создает основу самоанализа и дает навыки представления себя окружающим.   Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Все мои ученики (в том числе и слабые) при сдаче ОГЭ по бурятскому языку выполняют задания части С и довольно успешно с ними справляются.

Критериями развития творческих способностей являются: чувство новизны,   направленность на творчество, критичность.

 Показатели развития творческих способностей, выделяемые психологом Е.Н. Степановым,  – это:

1.Умение и стремление к познанию.

2.Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и возможностях.

3.Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих способностях и возможностях.

    4. Овладение способностью к рефлексии, оценке и самооценке.

В рамках внутришкольного контроля было проведено анкетирование учащихся,  по результатам которого было выявлено:

Чувство новизны: у 52%-56%  обучающихся уровень развития умения и стремления к познанию близок к среднему. У остальных же ребят по критерию «чувство новизны», а это 48% - 44% от опрошенных, уровень развития умения и стремления к познанию разделился следующим образом: у 30%-26% - низкий, у 18% на относительно высоком уровне развития.

Направленность на творчество: как показал тест-опросник, предназначенный выявить уровень развития направленности на творчество, в целом показатели между собой не разнятся. Баллы оценки данного критерия, обусловленные степенью развития стремления к реализации своих способностей и возможностей, так же у 64% - 66% опрошенных находились на среднем уровне. Для остальных было характерно: у 25% - 17 % низкие результаты, и у 11% - 17%  выше среднего.

Критичность: интересными оказались результаты тестирования по критерию «критичность». Оценка показателей этого критерия у большинства учеников класса, около 54%-55%, оказалась выше средней,  Это может объясняться стремлением подростков к самостоятельности суждений. Среди оставшихся учеников картина уровня развития способности к оценке и самооценке в процентном соотношении была распределена следующим образом: 27% -26% - средний уровень развития показателей и у 19% - низкий.

Таким образом увеличение количественного показателя уровня развития творческих способностей по критерию «направленность на творчество» и «чувство новизны»   является показателем результативности  деятельности. 

Сравнительную  характеристику  показателей по указанным критериям мы видим из следующей таблицы:

Критерии

Процентное соотношение уровней показателей в 6-7 классах (2015-2016гг)

Процентное соотношение уровней показателей в 7-8 классах (2016- 2017 гг)

Чувство новизны

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

30 %

52 %

18 %

26 %

56 %

18 %

Направленность на творчество

25 %

64 %

11 %

17 %

66 %

17 %

Критичность

19 %

27 %

54 %

19 %

26 %

55 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках бурятского языка и литературы МБОУ «Толтойская СОШ»

Целью данной Программы является  создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Для реализации поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:1) изучить...

Педагогический опыт К.Ш.Танкиной, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7 Использование современных образовательных технологий в процессе подготовки обучающихся к олимпиадам и развитии творческих способностей одарённых детей.

В нашей школе уже давно открыты классы углублённого изучения иностранного языка, химии, профильные классы филологического, социально-гуманитарного, информационно-технологического и ...

Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования...

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа» Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия Ипполитовой Татьяны Степановны

Тема  инновационного педагогического опыта:«Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения»....

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Республики Мордовия Урядновой Людмилы Викторовны

Тема педагогического опыта: «Использование  современных  образовательных технологий на уроках русского языка  и литературы как условие формирования творческих способностей учащихс...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ» Торбеевского района Республики Мордовия. Лискиной Елены Александровны. Февраль, 2023год.

Публичное представление  собственного инновационного педагогического опыта  учителя русского языка и литературы МБОУ «Жуковская СОШ»  Торбеевского района Республики Мордовия...