рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного текста"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Проданик Ольга Юрьевна

Рабочая программа кружка "Комплексный анализ художественного  текста" рассчитана на 39 учебных недель(78 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.odt28.69 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка "Комплексный анализ художественного текста"

2 часа в неделю

39 учебных недель

Составитель:

Ольга Юрьевна Проданик

г. Москва

2017

Раздел 1

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 10-х классов, рассчитана на 78 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и анализе результатов задания 26 ЕГЭ предыдущих лет.

Г. Т. Егораева. «Русский язык»,

Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка.

Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах.

Н. П. Морозова. Учимся писать сочинения.

В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения.

Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.

Прграмма состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Комплексный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя

  • пояснительную записку;
  • содержание программы;
  • основные термины и понятия, необходимые для овладения курсом;
  • технологию организации учебного процесса;
  • формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
  • требования к результатам освоения ОГЭ;
  • список литературы для учащихся.

Цели программы:

1. Помощь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания 26 ЕГЭ, написанию экзаменационного сочинения;
2. Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи программы:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
  • Способствовать развитию письменной речи.
  • Подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА.

Раздел 2. Планируемые результаты

Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:

        умение проводить многоаспектный анализ текста;

        умение самостоятельно составлять задание к тексту;

         создавать свой текст, писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи;

        совершенствовать навыки выразительного чтения текста.

Раздел 3

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Инструктаж по технике безопасности. Водное занятие.

1ч.

1ч.

I. «Комплексный анализ текста»

18

7

11

1 Тема и основная мысль текста 

2

1

1

2. Средства связи между частями текста

2

1

1

3. Способы связи в тексте

3

1

2

4. Выделение микротем

3

1

2

5. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста.

2

1

1

6. Стили речи

2

1

1

7. Типы речи

2

1

1

8. Контрольная работа

2

2

II « Лингвистический анализ текста»

28

13

15

1. Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение

2

1

1

2. Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

2

1

1

3. Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы

14

7

7

4. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись

2

1

1

5. Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы

2

1

1

6. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции

6

2

4

III. «Сочинение-рассуждение на основе текста»

28

14

14

1. Анализ текста

12

6

5

2. Композиция и языковое оформление сочинения

18

9

9

Итого:

78ч.

Раздел 4.Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по программе

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

- уроки- лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе)
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ОГЭ.

Формы итогового контроля по освоению программы и критерии их оценки.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);

промежуточный (проводится в форме теста и сочинения в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов);

итоговый (в конце курса) проводится в форме теста и сочинения в соответствии с требованиями ЕГЭ и на основе КИМов;

Раздел 5.Календарно-тематическое планирование

занятия

Содержание

Кол-во часов

Сроки (дата)

планируемые

скорректированные

Стилистический и типологический анализ текста

20

1

Техника безопасности на занятиях

Текст.

2

07.09

2

Тема и основная мысль текста

2

14.09

3

Средства связи между частями текста, способы связи в

Тексте. Выделение микротем в тексте

2

21.09

4

Лексические средства организации текста

2

28.09

5

Морфологические средства организации текста

2

05.10

6

Синтаксические средства организации текста

2

12.10

7

Стили речи

2

19.10

8

Типы речи

2

26.10

9

Контрольная работа 1 (промежуточная)

2

02.11

Лингвистический анализ текста

28

09.11

10

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

2

16.11

11

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение

2

23.11

12

Многозначные слова.

2

30.11

13

Переносное значение слова

2

07.12

14

Лексика ограниченного употребления.

2

14.12

15

Фразеологизм

2

21.12

16

Синонимы. Контекстные синонимы

2

28.12

17

Антонимы. Контекстные антонимы

2

11.01

18

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись

2

18.01

19

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, литота, аллегория, перифраза.

2

25.01

20

Художественный символ, паронимы.

2

01.02

21

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание.

2

08.02

22

Риторические фигуры, синтаксические конструкции

2

15.02

23

Промежуточная контрольная работа 2

2

22.02

Анализ текста.

10

24

Содержание исходного текста

2

01.03

25

Тексты функционального стиля

2

15.03

26

Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

2

22.03

27

Рецензия. Эссе.

4

29.03

28

Промежуточная контрольная работа 3

2

05.04

Композиция и языковое оформление сочинения

18

29

Вступление к сочинению

2

12.04

30

Смысловые и грамматические связи предложений

2

19.04

31

Авторская позиция.

2

26.04

32

Основная часть сочинения

2

03.05

33

Изложение собственного мнения.

2

10.05

34

Аргументация

2

17.05

35

Заключительная часть сочинения

2

24.05

36

Тренировочные сочинения

2

31.05

37

Подведение итогов. Обобщающее занятие

2

38

39

 Резервное занятие

2

Раздел 6. Методическое обеспечение

1.А.И. Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;

2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;

3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;

4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;

5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;

6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.

7. Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.

8. Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.

9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями-М. «Экзамен».2010.

10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.

11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.

12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

13. Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки. С-Пб. «Азбука классика»,2005.

14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Рабочая программа к элективному курсу Е.А.Зининой «Основы поэтики. Тория и практика анализа художественного текста» для учащихся 3 ступени.

Цель курса — научить учащихся чувствовать нюансы художественного текста, подходить к прочтению литературного произведения не с дилетантским требованием занимательности сюжета, а с ожиданием встречи с ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса«СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА», 68 часов

Программа элективного курса «Стилистический анализ художественного текста» предназначена для учащихся  10 класса.    Данная программа элективного курса составлена  на  ос...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программакурса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста" для 10 и 11 классов Разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного ста...

Рабочая программа элективного курса "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"

Рабочая программа составлена на основе программы Е.А.Зининой "Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста"...