Создание и использование аудиороликов на уроках литературы.
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Мартьянова Елена Викторовна

  Доверие  к цифровым  технологиям  у подростков намного выше , чем  у взрослых.  Именно поэтому  они  с удовольствием  соглашаются   на  участие  в  создании   цифрового  контента.   Создавая  свое  идеальное  виртуальное  Я,  дети   готовы на   временные затраты  и  сосредоточении  на  материале, который они  перерабатывают.  Чтобы  приучить  современного  подростка к  осмысленному чтению, на мой взгляд,  на первом этапе необходимо  перевести  процесс чтения и осмысления   прочитанного в цифровой формат.   Я предлагаю  использование  давно известных  интерактивных  способов  работы на уроках литературы  с  цифровой  фиксацией  лучших результатов  учащихся.  Такой  подход  является не только  дополнительной  мотивацией для детей, но и прекрасно  воспитывает  в  учащихся  критический  подход  к   речевой  культуре, а также  развивает  у  них  навыки позитивной самопрезентации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание и  использование  аудиофайлов  на  уроках литературы.

Современное молодое  поколение иначе поглощает новый материал: гораздо быстрее и в значительных объемах.  Школьники отдают предпочтение просмотру видео и телефильмов, компьютерным играм, популярным веб-серверам. Они готовят уроки и ответы к экзаменам по компьютерным программам, составленным по образцу школьных учебников, находят интересующие их сведения в базах данных.

Взрослые жалуются, что их отпрыски мало читают или вообще не берут книгу в руки, а только сидят в интернете. Но чтение сложного литературного произведения занимает много времени, за этот период можно переработать в разы больше разнообразного материала, предоставляемого интернетом или телевизором. Иными словами, надобность в чтении отпала, как в малоэффективном, «медленном» источнике информации. Это сакральная жертва эпохе высоких технологий, когда требуется мозг со способностью молниеносной переработки данных. Клиповое  сознание  создает "мозаичную культуру".   Дети  теряют ценностные  ориентиры, процесс самоидентификации  все  активнее  перетекает  в  виртуальную действительность.

Как ни странно, школьная система также построена на формировании у детей клипового мышления. Основная книга школе – учебник. Дети читают его по отрывкам – от одной темы к другой. Сколько предметов в школе, столько и учебников. Так ненароком образование помогает развитию фрагментарного восприятия у школьников. Провозглашая последовательное познание, школа культивирует клиповое. В результате возникают противоречия между выдвигаемыми перед учеником требованиями и реализуемой формой подачи информации.

Клиповое мышление   мешает  развитию  у детей  аналитических способностей.  Тогда как  литература развивает у детей способность мыслить, анализировать, примерять различные жизненные ситуации и модели на себя.  Воспитывает правильное отношение к реальной жизни и чувство эстетического вкуса, приобщает к искусству слова.

Большинству  школьников  осилить  полностью литературное  произведение  представляется  невозможным.    Соблазн  просмотреть  видеоролик с   кратким  изложением  произведения  сводит  всю художественную  ценность  текста  к  нулю.  Навыками   вдумчивого  чтения   современные  школьники  овладевают  лишь к  12-14  годам,  а некоторые так и не приобретают этих навыков вовсе.  Все это отнюдь не способствует  пониманию   ценности художественного  текста как  культурного феномена.

Чтобы  приучить  современного  подростка к  осмысленному чтению, на мой взгляд,  на первом этапе необходимо  перевести  процесс чтения и осмысления   прочитанного в цифровой формат.   Доверие  к цифровым  технологиям  у подростков намного выше , чем  у взрослых.  Именно поэтому  они  с удовольствием  соглашаются   на  участие  в  создании   цифрового  контента.   Создавая  свое  идеальное  виртуальное  Я,  дети   готовы на   временные затраты  и  сосредоточении  на  материале, который они  перерабатывают.    Я предлагаю  использование  давно известных  интерактивных  способов  работы на уроках литературы  с  цифровой  фиксацией  лучших результатов  учащихся.  Такой  подход  является не только  дополнительной  мотивацией для детей, но и прекрасно  воспитывает  в  учащихся  критический  подход  к   речевой  культуре, а также развивает  у них  навыки позитивной самопрезентации.

Учитывая  способности  и  психологические   особенности  детей  я  разделяю  участие  шестиклассников  в разных  по сложности  проектах.  Я формирую  группы   в зависимости  от  способностей и заинтересованности  детей и распределяю  обязанности.  Оптимальное  время  подготовки ролика - 2 недели.  В течение этого времени учащиеся могут обращаться  за помощью.  В это время одна  группа  учащихся  самостоятельно  готовят  выразительное  чтение  отрывков  перед  классом,  другая  (сильная)  пишет  сочинение  по  произведению  и готовится  к  чтению  своей работы.

    На уроках  литературы  я  активно  использую  прослушивание аудиокниг,  во  время  которого  делаю  паузы и включаю  в  работу  детей со  слабой  техникой  чтения.  Остальные   учащиеся  в это  время  рисуют по теме произведения  или следят за художественными  приемами  автора - выписывают  тропы, фиксируют   непонятные для  себя  слова  или  сцены,  отвечают  на  вопросы, которые получают  заранее.  Так  удается  задействовать всех  учащихся.    После   чтения, ученики  получают  задание на  пересказ, что  позволяет  развивать   речевые   навыки.  Лучший пересказ   записывается  на  диктофон.   Этот метод  позволяет детям  прослушивая  свой  пересказ  критически  относиться  к  собственному  выступлению.  Чаще  всего  я  даю  еще  одну  попытку  для  пересказа  и записи.  Затем, общим  голосованием   мы  выбираем   несколько  лучших  выступлений  и сочинений,  а также   лучшие  рисунки  для  ролика.

В качестве  домашнего задания  я  предлагаю  ученикам  предварительно начитать на  диктофон  (обычно  такая  функция  есть  в смартфонах ) отрывок  из  произведения  и лучший  вариант записи отправить  мне  на  проверку  через  группу в  VK.   Это  значительно  экономит  время  на  уроке  и позволяет  создать  в группе  голосование  на  лучшее  прочтение.

Как  показала  практика,  использование  диктофона  на  уроках  литературы  мотивирует детей  на   качественную  работу.  Прорабатывая   ключевые  фрагменты  произведения  для  записи  выразительного чтения  или  пересказа, удается    решить  сразу  несколько  задач: отработать  практику   вдумчивого  чтения,  грамотной  устной  речи,  сделать  акценты  на  литературоведческих   приемах и провести  анализ  текста.

   Разумеется,  обработка  аудио файлов  занимает  некоторое время,  но  это  прекрасно  окупается  качеством  усвоения  произведения детьми,  а главное, такой  файл  становится   материалом  для  портфолио  как  учащихся, так и учителя.  Я выкладываю  файлы  в   сообществе  VK,  где  его с удовольствием  прослушивают  родители  и  учащиеся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапная подготовка обучающихся к созданию творческих письменных работ по литературе( задания области С)

Рекомендации по подготовке обучающихся к ЕГЭ по литературе (из опыта работы)...

Создание «банка данных»: аргументация со ссылкой на авторитетные источники и подборка художественной литературы по тематике ЕГЭ.

Проект  представляет собой разработку технологии, которая будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся.Возрастная категория учащихся:учащиеся 10 - 11 классов.Дидактическ...

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

Тесты по литературе за курс 10 класса, созданные при помощи тестовой оболочки MyTestX

MyTest X- это  система программ (программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставле...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....