Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим». ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)
план-конспект урока (5 класс) на тему

Букина Марина Алексеевна

Урок литературы в 5 классе на тему воспитания ответственности и любви к "братьям нашим меньшим"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок литературы 5 класс20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Букина Марина Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
МБОУ« Безруковская основная общеобразовательная школа»
Название материала: Воспитание ответственности и любви 
к «братьям нашим меньшим».
( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Предмет: литература
Возраст: 11 лет
Класс: 5















Тема: Воспитание ответственности и любви к «братьям нашим меньшим» ( по рассказу А.П.Чехова «Каштанка»)

Эпиграф: «Мы в ответе за тех, кого
приручили»
А.де Сент – Экзюпери 
«Маленький принц»


Цели: 
развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное; 
учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы; 
развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения; 
обогащать внутренний мир детей; 
воспитывать любовь к животным

Учитель:
Вступительное слово
В этом году исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя, драматурга, врача А.П.Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в 1860г. в городе Таганроге, в большой семье, у него было пять братьев и одна сестра. Его отец Павел Егорович был владельцем бакалейной лавки, дети помогали отцу в лавке, по очереди сидели в лавке. При своих очень скудных средствах отец всем детям дал образование в гимназии, учил музыке.
Отец был страстным любителем музыки, самоучкой играл на скрипке. Мать Евгения Яковлевна была простая, тихая женщина. Она вносила в жизнь детей много ласки и добра.
Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали желающих и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты и был очень доволен.
В архиве таганрогского уездного училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: «Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные».
После гимназии Антон Чехов поступает в университет, на медицинский факультет. Чехов становится студентом и писателем. Сначала печатается в журналах и подписывается под своими работами Антоша Чехонте.
Антон Павлович действительно был врачом, он лечил бесплатно больных, раздавал лекарства, принимал участие в борьбе с эпидемией холеры.
Из Москвы Антон Павлович переселяется в деревню Мелихово.
Чехову очень нравилось жить в Мелихове. (слайд с домом) Ему нравилось сажать деревья, ставить скворечники, пускать рыбок в пруду, нравилась собственная комната с письменным столом, с камином, с большим окном.(слайд кабинет) 
Зимой окна до половины заносило снегом, и Чехову особенно весело было, когда с сугроба заглядывали в них зайцы.
Весной в окна смотрели цветущие яблони, за которыми ухаживал сам Антон Павлович. Он любил цветы, животных; его радовала близость с природой.
У Чехова сформировалось отношение к живой природе, как к соучастнику человеческой жизни. В чеховских рассказах деревья, цветы, облака, собаки, волки чувствуют и думают, как люди, это можно увидеть в рассказах «Агафья», «Каштанка», «Белолобый», «Страх». Герои его рассказов огорчаются, радуются, волнуются, грустят.
Сегодня мы с вами будем работать с рассказом «Каштанка», который дома вы прочитали. Обычно у любого произведения есть прототипы.
Обратимся (знакомство с термином) к литературоведческому словарю - прототип (от греч. прообраз)- реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. 
Как вы думаете был прототип у героини этого рассказа?
Ответы учеников: Да, у писателя, наверное, была собака, может, ему кто - то рассказал похожую историю.
Учитель: Действительно, у героини рассказа « Каштанка» был прототип.
Послушаем сообщения учеников о происхождении сюжета этого произведения.

Сообщения ученика:
“Впервые рассказ был опубликован в 1887 году в газете “Новое время” Рассказ имел название “В ученом обществе”. С измененным названием “Каштанка” рассказ вышел в 1892.
В доме Чехова часто бывал артист Василий Григорьев, и Чехов нередко записывал его меткие словечки, а однажды написал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для “Каштанки”. Земляк Чехова из Таганрога, не окончив гимназии, стал работать учеником у столяра. У этого столяра была рыжая собака, которую звали Каштанкой. С этой Каштанкой друг Чехова часто ходил на прогулку, она была верным спутником, участником всех мальчишеских проказ. И все думали, что Антон Павлович описал именно эту Каштанку”. 
Учитель:
Существует еще одна история создания «Каштанки»?
Сообщение ученика:
О происхождении сюжета этого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] рассказывает знаменитый клоун-дрессировщик В. Дуров в книге «Мои звери». Он утверждает, что Чехов использовал историю, произошедшую с его рыжей собакой Каштанкой, которую Дуров подобрал на улице, обучил, и которая во время очередного представления сбежала к старому хозяину.
Учитель
Кто является главной герои ней рассказа?
Ответы учеников:
Собака Каштанка
Почему рассказ называется именно так?
Почему именно Каштанка? Как связано с каштаном?
Ответ учеников: Рассказ назван по имени главного героя. Собака была рыжего цвета.
Каштан – дерево с плодами коричневого цвета, вероятно, шерсть у собаки была коричневая, каштановая, поэтому собаку назвали Каштанка.
Учитель:
Дайте характеристику Каштанки, свои ответы подтвердите текстом
Ответы учеников:
Молодая собака – помесь таксы с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу. Каштанка делила все человечество на две неравные части: на хозяев и на заказчиков. Первые, то есть, хозяева, ели, пили, имели право бить ее, а вторых она сама имела право хватать за икры.
Веселая, подвижная, умная, преданная
Учитель:
Зачитайте отрывки, которые вам больше всего понравились.
2-3 учащихся зачитывают отрывки
Учитель:
Теперь работа по группам
Каждой группе задание.
1 группа работает с вопросом – Что случилось с Каштанкой, что чувствовала Каштанка, когда осталась одна?
2 группа работает с вопросом - Что испытала Каштанка, оказавшись в новой обстановке? Как она себя вела?
3 группа работает с вопросом - Что нравилось Каштанке в новой жизни и чего ей не хватало?
Ответы подтвердите текстом:
1 группа
Она бросилась вперед, потом назад, еще раз перебежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился Каштанкою овладели отчаяние и ужас, стала горько плакать, от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту.

2 группа
С умилением и любопытством глядела на незнакомца, много съела, разлеглась среди комнаты, протянула ноги, и, чувствуя во всем теле приятную истому, завиляла хвостом. В первый же вечер, когда Незнакомец потушил лампу, но вдруг неожиданно ею овладела грусть. Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком
3 группа
Нравилось, что незнакомец дает много еды, обстановка, запахи не нравились. 
Она вспомнила Луку Александрыча, его сына Федюшку, уютное место под верстаком. Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею Он заставлял ее ходить на задних лапах, изображал из нее колокол, давал ей нюхать табаку” Зато у незнакомца есть одно очень важное преимущество – он дает много есть и, ни разу не ударял ее, не затопал ногами и ни разу не крикнул: “По-шла вон треклятая!” где лучше – у незнакомца или у столяра?”

Учитель:
Каштанке было хорошо у незнакомца?
Ответы учеников:
У незнакомца Каштанке было хорошо, ее кормили, у нее было свое тепленькое местечко.
Учитель:
Какие чувства испытала Каштанка при встрече со старым хозяином?
Ответы учеников:
- Огромная радость Каштанки – встреча со старыми хозяевами в цирке и возвращение к ним. “вместо слов “Талант! Талант!” услышать мнение столяра: “А ты, Каштанка, недоумение
Учитель:
У Чехова есть особенность - все его произведения кажутся незаконченными, Выполняя домашнее задание, вы на некоторое время вы становились писателями. У вас было задание закончить рассказ Чехова «Каштанка»,

Ответы учеников: зачитывают мини -сочинения
Учитель: Спасибо, ребята никто из вас не написал, что Каштанка вернулась к незнакомцу, где ее кормили, где у нее был свой матрасик, где у нее был успех, и она сама похорошела? Почему, ребята?
Ответы учеников: 
Собака самое преданное животное, она всегда помнит своего хозяина.
Каштанка чувствует бесконечную преданность и любовь к первому своему хозяину, другу. У каждого из вас есть собака , которая по своей воле никогда вас не поменяет на другого хозяина, ваша собака всегда рада вам, с радостью бежит к вам навстречу, лижет руки, у нее никогда не бывает плохого настроения, она не может вас обидеть.
Учитель:
Вспомните, как смотрит на вас ваша собака – с любовью и преданностью, она настоящий друг.
Правильно ли выбран эпиграф к нашему уроку?
Ответы учеников:
Эпиграф выбран правильно, ведь мы действительно не должны бросать тех, кто нас любит, тех, кого мы приручили.
Мы действительно несем ответственность за тех животных , которые были взяты в наш дом.
Учитель: Я согласна с вашими ответами и уверена, что никто из вас не выбросит на улицу кошку или собаку , вы добрые и отзывчивые ребята!
Итоги урока:
Понравилось ли на уроке? Что нового вы узнали?
Что запомнилось больше всего?
Что вы сегодня сделаете, когда увидите своего преданного друга?



Список литературы:
1. Н.Н.Скатов. Нужен Чехов// Литература в школе.- 2004. - №7. – с.2-5.
2 . С. Прокурова . А.П. Чехов и Л.А.Авилова .// Литература в школе.- 2004. - №7. –
с.23-28.
3. Э.С.Афанасьев. Гоголь – Чехов :эстетика «малых величин» .// Литература в 
школе.- 2006. - №10. – с.2-8.
4.А.Г. Головочева. А.П.Чехов и Крым: поэтика и поэзия диалога. // Литература в
школе . – 2008. - №2. - с.7-11. 
5. А.П. Чехов. Избранные сочинения. Вступительная статья Г. Бердникова 
«Творческое наследие Чехова в современном мире». 
М., 1986 г.






















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе на тему "Повторение имени существительного на материале рассказа А.П.Чехова "Каштанка"

Повторение и систематизация знаний, полученные при прохождении темы "Имя существительное". Проверка знаний с помощью теста....

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока «О братьях наших меньших» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Цель данного урока -  познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева по отношению к «братьям нашим меньшим» в рассказе «Кусака", способствовать развитию в ребёнке гуманного отношения ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ урока «О братьях наших меньших» (по рассказу Л. Андреева «Кусака»)

Цель данного урока -  познакомить учащихся с авторской позицией Л. Андреева по отношению к «братьям нашим меньшим» в рассказе «Кусака", способствовать развитию в ребёнке гуманного отношения ...

Рассказ А.П. Чехова "Каштанка" в картинках

Построчное иллюстрирование рассказа "Каштанка" А.П. Чехова. Иллюстрации создавались воспитанниками на протяжении всей моей профессиональной жизни....

Кроссворд по рассказу А. П. Чехова «Каштанка».

Данный кроссворд можно использовать на уроках литературы по творчеству писателя, а также отдельные вопросы использовать во внеурочной работе по предмету (в рамках предметной недели)....

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев в рассказе Л. Н. Андреева «Кусака»"

Цели:Образовательные:1) познакомить учащихся с историей создания рассказа «Кусака»;2) учиться различать добро и зло в понятийном плане; приводить примеры из личного опыта, характеризующие понятийные к...