Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение » для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта
рабочая программа (6 класс) на тему

Овчинникова Ольга Валентиновна

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта.                                                                       

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками  чтением. Безречевые дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_chteniyu_6_klass.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 854»

отделение для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

«Рассмотрена»  

на заседании МО

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Принята»

напедагогическом совете

Протокол №19

от «07» мая 2018г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ

Школа № 854

___________А.В. Курсаков

Рабочая программа

по учебному предмету «Чтение »

для обучающихся  6 класса

со сложной структурой дефекта

Разработана на основе Программы специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида: подготовительный,  1-4 классы  

под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание

Составитель:

Овчинникова О.В.

учитель

высшей квалификационной категории

Москва 2018г.

Паспорт рабочей программы.

Тип программы:программа специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.

Статус программы:рабочая программа учебного курса.

Назначение программы:для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.

Категория обучающихся: обучающиеся со сложной структурой дефекта 6 класса.

Сроки усвоения программы: 1 год.

Форма обучения: очная.

Формы контроля: устный  фронтальный, устный индивидуальный, текущий, диагностика.

Нормативная основа разработки программы.

Настоящая программа разработана  на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. (ред. 31.12.2014)
  •  Московского регионального базисного  учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы  под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание.

Пояснительная записка

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей со сложной структурой дефекта.        

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками  чтением. Безречевые дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. В связи с этим порядок изучения звуков и букв планируется учителем-дефектологом в соответствии с индивидуальными познавательными и произносительными возможностями каждого ученика.  

Занятия планируются с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению детей со сложной структурой дефекта ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности учеников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

В этот период у учащихся формируется звукобуквенный анализ и синтез, как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.                        

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами).  Важным моментом является соотнесение звука и буквы.                            

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.                                  

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.    

Цель:

формирование элементарных навыков чтения.

Задачи:

  • развитие устной речи учащихся;
  • формирование фонематического слуха;
  • последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур;
  • развитие коммуникативных навыков чтения;
  • развитие памяти, устной речи и познавательных способностей.

Содержание.

  • Повторение пройденных звуков и букв.
  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.
  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух-трех усвоенных слоговых структур, а также простых предложений.
  • Чтение простых текстов.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Стихотворение «Мы учимся читать!».

1

2

Составление слов по картинке.

1

3

Составление слов по картинке.

1

4

Составление предложений по картинке.

1

5

Составление предложений по картинке.

1

6

Звуки и буквы гласные.

1

7

Звуки и буквы гласные.

1

8

Звуки и буквы гласные.

1

9

Звуки и буквы гласные.

1

10

Звуки и буквы согласные (п, с, к, в, р, н).

1

11

Звуки и буквы согласные (п, с, к, в, р, н).

1

12

Звуки и буквы согласные (п, с, к, в, р, н).

1

13

Звуки и буквы согласные (п, с, к, в, р, н).

1

14

Звуки и буквы согласные (п, с, к, в, р, н).

1

15

Внеклассное чтение.

1

16

Звуки и буквы согласные (з, м, д, т, б, г).

1

17

Звуки и буквы согласные (з, м, д, т, б, г).

1

18

Звуки и буквы согласные (з, м, д, т, б, г).

1

19

Звуки и буквы согласные (з, м, д, т, б, г).

1

20

Звуки и буквы согласные (з, м, д, т, б, г).

1

21

Внеклассное чтение.

1

22

Звуки и буквы согласные (л, ш, ч, ф, х, ж).

1

23

Звуки и буквы согласные (л, ш, ч, ф, х, ж).

1

24

Звуки и буквы согласные (л, ш, ч, ф, х, ж).

1

25

Звуки и буквы согласные (л, ш, ч, ф, х, ж).

1

26

Звуки и буквы согласные (л, ш, ч, ф, х, ж).

1

27

Внеклассное чтение.

1

28

Звуки и буквы согласные (ц, щ, й).

1

29

Звуки и буквы согласные (ц, щ, й).

1

30

Звуки и буквы согласные (ц, щ, й).

1

31

Звуки и буквы согласные (ц, щ, й).

1

32

Звуки и буквы согласные (ц, щ, й).

1

33

Внеклассное чтение.

1

34

Мягкий знак.

1

35

Мягкий знак.

1

36

Мягкий знак.

1

37

Мягкий знак.

38

Мягкий знак.

39

Внеклассное чтение.

40

Твердый знак.

41

Твердый знак.

42

Твердый знак.

43

Твердый знак.

44

Твердый знак.

45

Твердый знак.

46

Твердый знак.

47

Внеклассное чтение.

48

Алфавит.

49

Алфавит.

50

Алфавит.

51

Алфавит.

52

Алфавит.

53

Алфавит.

54

Внеклассное чтение.

55

Рассказ «А-а-а».

56

Рассказ «Кошка и мышка».

57

Рассказ «В лесу».

58

Стихотворение «Ёж и ёлка».

59

Загадки.

60

Внеклассное чтение.

61

Рассказ «Кошка и птичка».

62

Рассказ «Наш сад».

63

Рассказ «Заяц и ворона».

64

Рассказ «Заяц и ворона».

65

Стихотворение «Щенку».

66

Стихотворение «Киске».

67

Стихотворение «Мальчику».

68

Внеклассное чтение.

69

Стихотворение «Дождик».

70

Загадки.

71

Рассказ «Ау!».

72

Рассказ «Ау!».

73

Рассказ «Ау!».

74

Стихотворение «Песенка дождя».

75

Стихотворение «Песенка дождя».

76

Внеклассное чтение.

77

Стихотворение «На хоря напала хворь».

78

Стихотворение «Про горох».

79

Рассказ «Как поросёнок научился говорить».

80

Рассказ «Как поросёнок научился говорить».

81

Рассказ «Как поросёнок научился говорить».

82

Рассказ «Как поросёнок научился говорить».

83

Рассказ «Как поросёнок научился говорить».

84

Стихотворение «Буква «Я» шагает гордо».

85

Внеклассное чтение.

86

Рассказ «Рыбка».

87

Стихотворение «Яма».

88

Стихотворение «Яма».

89

Стихотворение «Дразнилка».

90

Стихотворение «Ы».

91

Стихотворение «Ы».

92

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

93

Русская народная сказка «Репка».

94

Русская народная сказка «Репка».

95

Русская народная сказка «Репка».

96

Стихотворение «Этажи».

97

Стихотворение «Эхо».

98

Стихотворение «Эхо».

99

Стихотворение «Эхо».

100

Внеклассное чтение.

101

Стихотворение «Мамочка».

102

Стихотворение «Мамочка».

103

Рассказ «Лучше всех».

104

Рассказ «Мила и мыло».

105

Рассказ «Муравей».

106

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

107

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

108

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

109

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

110

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».

111

Рассказ «По грибы».

112

Рассказ «По грибы».

113

Внеклассное чтение.

114

Рассказ «Белка».

115

Рассказ «Белка».

116

Загадки.

117

Стихотворение «Слоны».

118

Стихотворение «Цапля объясняет».

119

Стихотворение «Тише, мыши!».

120

Внеклассное чтение.

121

Стихотворение «Гроза».

122

Стихотворение «Гроза».

123

Стихотворение «Шишки у Мишки».

124

Рассказ «Кто что заслужил».

125

Рассказ «Кто что заслужил».

126

Рассказ «Кто что заслужил».

127

Стихотворение «Три сестры».

128

Внеклассное чтение.

129

Рассказ «Заяц и белка».

130

Рассказ «Заяц и белка».

131

Загадки.

132

Рассказ «Ёж».

133

Рассказ «Ёж».

134

Внеклассное чтение.

135

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

136

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

137

Русская народная сказка «Курочка Ряба».

138

Русская народная сказка «Маша и медведь».

139

Русская народная сказка «Маша и медведь».

140

Русская народная сказка «Маша и медведь».

Итого

140 часов

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения.

  1. группа (частично говорящие):  
  • выделение звука из речи;
  •  произнесение (по мере возможности) их в изолированной позиции;
  • различение их в сочетании с другими звуками;
  • различие их в начале или в конце слова (в зависимости от того в каком положении этот звук легче  выделяется);
  • дифференциацию смешиваемых звуков;
  • находить из предложенных букв изученные  и называть их;
  • образовывать из усвоенных звуков и букв  слоги, слова;
  • составлять слова из букв разрезной азбуки слоги и слова;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • читать составленные слоги, слова совместно с педагогом с протяжным произношением;
  • читать совместно с педагогом,  по мере возможности и самостоятельно слова с пройденными звуками;
  • работать с книгой: рассматривать иллюстрации и читать совместно с педагогом тексты.      

2 группа (безречевые):

  • показывать предметную картинку, в названии предмета, изображенного на ней, есть требуемый   звук;
  • на основе произношения педагога находить из предложенных букв изученные;
  • составлять совместно с педагогом и на основе его произношения слоги и слова из букв разрезной азбуки;
  • стараться произносить совместно с учителем звуки, слоги, слова;
  • работать с книгой: рассматривать иллюстрации, с помощью иллюстраций отвечать на вопросы по тексту.

По базисному учебному плану общего образования детей со сложной структурой дефекта на чтение в 6 классе отведено:

  • в неделю – 4 часа.
  • за год – 140 часов.

Учебно-методическое обеспечение

  1. В.В. Воронкова, И.Е. Пушкова Чтение, 2 класс (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида), Москва «ВЛАДОС», 2005г.
  2. Демонстрационное пособие: алфавит, буквы на магнитах, лента букв.
  3. Раздаточный материал: разрезные кассы букв, демонстрационные иллюстрации.
  4. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по предмету "Развитие речи" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)составлена на основе программы  обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому)

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 8 класс (ОВЗ обучение на дому) составлена на основе Прграммы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Чтение» для обучающейся 5 класса для детей с ОВЗ (умеренная умственная отсталость)

Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающейся 5 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможностями ...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 8 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА составлена для обучающейся 8 класса, имеющей отклонения в интеллектуальном развитии с сопутствующим заболеванием ДЦП....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литератерное чтение" 9 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Чтение и литературное речи" 9 класс для детей с умственной отсталостью с количеством часов в неделю - 4....

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 6 класса

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 6 класса. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год из расчета 2 учебных часа в неделю (34 учебные недели)...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Математика" 5-6 классы

Рабочая программа основного общего образования по математика адаптирована для обучающихся с задержкой психического развития и составлена на основе требований ФГОС, материалов к проектированию АООП ООО...