Рабочая программа по родной литературе 5 класс
рабочая программа (5 класс)

Зибницкая Эльвина Рустемовна

Рабочая программа по родной литературе для 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_literatura.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 №1577)  

Целями изучения курса «Родная (русская) литература» являются:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников. Курс будет способствовать формированию следующих умений:

  • чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Изучение предметной области «Родная (русская) литература" должно обеспечить:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Примерные результаты освоения программы изучения предметной области "Родная (русская) литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

• выделять общую точку зрения в дискуссии;

• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

Содержание учебного предмета.

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. (1)

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор. (2)

Легенды Крыма

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ IX ВЕКА (10)

Поэты пушкинской плеяды

В. Жуковский, А. Дельвиг, Е. Баратынский, Д. Давыдов

Поэты тютчевской плеяды

Ф. И. Тютчев., А.Хомяков, П. Вяземский 

 А.И. Куприн «Белый пудель»

Л.А. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек»

Из русской литературы XX века (8)

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...»

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Пришвин М.М. «Зайцы профессора», «Еж», «Золотой луг»

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»

Е.И.Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви».

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба».

Литература родного края(4)

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы

М.Волошин

А.П. Чехов Рассказы

Зарубежная литература(5)

М. Твен. «Приключения Тома Сойера».

Дж. Лондон. «Сказание о Кише».

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»

А. Конан Дойль «Камень Мазарини».

Итоговый урок (2)

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

1

2

Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

2

3

Легенды Крыма

1

4

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ IX ВЕКА

10

5

Из русской литературы XX века

8

6

Литература родного края

4

7

Зарубежная литература

5

8

Итоговый урок

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                         ТЕМА

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1.

Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

21.09

2.

Жанры фольклора. Миф и фольклор

25.09

3.

Легенды Крыма

28.09

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ IX ВЕКА (10)

4.

Поэты пушкинской плеяды

02.10

5.

В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. «Тюльпанное дерево»

05.10

6.

А. А. Дельвиг – поэт пушкинской поры. Стихотворения «Ноченька», «Соловей», «Не осенний частый дождичек…»

16.10

7.

Е. А. Баратынский. Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Весна, весна!», «Люблю деревню я и лето», «Шуми, шуми с крутой вершины». Выразительные средства создания образов.

19.10

8.

Д. В. Давыдов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Жуковскому»

26.10

9.

Ф. И. Тютчев. Краткие сведения о поэте. Образ весны в стихотворениях «Зима недаром злится...», «Весенние воды»

09.11

10.

А. Хомяков, П. Вяземский - поэты тютчевской плеяды 

16.11

11.

А.И. Куприн «Белый пудель»

23.11

12.

Л.А. Андреев.  Мир ребёнка в рассказе «Петька на даче»

30.11

13.

Л.А. Андреев «Ангелочек»

07.12

Из русской литературы XX века (10)

14.

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...»

14.12

15.

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

21.12

16.

С. А. Есенин. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает...»

28.12

17.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

11.01

18.

М.М. Пришвин «Зайцы профессора»

18.01

19.

М.М. Пришвин «Еж», «Золотой луг»

25.01

20

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

01.02

21.

Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»

08.02

22.

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

15.02

23.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. 

22.02

Литература родного края(4)

24.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы

01.03

25.

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…»

15.03

25.

А.П. Чехов. Рассказ «Радость»

22.03

27.

А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»

29.03

Зарубежная литература(5)+итоговое занятие (2)

28.

М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.

12.04

29.

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

19.04

30.

Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд»: верность традициям предков.

26.04

31.

Детективный рассказ А. Конан Дойля «Камень Мазарини».

17.05

32.

Итоговая конкурсная викторина

24.05

33.

Итоговая конкурсная викторина

34.

Повторение и обобщение изученного материала

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию по родной (русской) литературе для __5-б___ класса

Количество часов по программе

Праздничные дни (с учетом расписания)

Количество часов по факту

1 четверть

8

8

2четверть

8

05.11.2018

8

3 четверть

11

08.03.2019

18.03.2019

11

4 четверть

7

29.04.2019

01.05.2019

02.05.2019

03.05.2019

09.05.2019

10.05.2019

5

Год

34

2018-2019

32

В связи с фактическим количеством учебных дней, на основании годового календарного учебного графика МБОУ «Никитская СШ» на 2018/2019 учебный год, с учетом расписания занятий, выполнение рабочей программы в полном объеме будет обеспечено за счет уплотнения тем повторения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...