Легенды и мифы седого Алтая
методическая разработка (9 класс)

Алтай называют колоколом земли, но звон его дано не каждому слышать. Алтай называют жилищем трёх богов, но приём они оказывают не всем. Алтай –стойбище алмысов, но пройдёшь мимо и не заметишь их. Здесь по ночам веселятся распутные дочери Эрлика, но не узришь их. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_sent_rod_lit.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: Легенды и мифы седого Алтая

Цель: создать условия для формирования осознанного и уважительного отношения к культуре, истории, традициям, ценностям народов России; развивать эстетическое осознание через освоение их художественного наследия; воспитывать квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять своё мнение в устных и письменных высказываниях

Тип урока: повторительно-обобщающий

Технология: полного усвоения знаний

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Фронтальный и индивидуальный

Оборудование урока:

 -презентация учителя, презентации учащихся

         Ход урока

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята. У нас сегодня необычный урок –на нем гости. Поприветствуем наших гостей.

  2. Мотивация

Звучит музыка(горловое пение).

Это та музыка, которую вы слушаете обычно? Вас в ней что-то удивило?

Эта музыка народов, населяющих Горный Алтай.

   3.Актуализация опорных знаний

Алтай называют колоколом земли, но звон его дано не каждому слышать. Алтай называют жилищем трёх богов, но приём они оказывают не всем. Алтай –стойбище алмысов, но пройдёшь мимо и не заметишь их. Здесь по ночам веселятся распутные дочери Эрлика, но не узришь их. В определённое время слетает с небосвода мифический конь Аргымак и мчится огненной стрелой над священным Алтаем, но не поймаешь его, не догонишь его и не проскачешь на нём в ту Благодатную страну - Беловодье…

   Вот так сказал об Алтае Владимир Федорович Хохолков автор и составитель сборника «Легенды и мифы седого Алтая» (слайд №1)

- фронтальный опрос

1. Кто это Эрлик? (властелин подземного мира)

2. А кто властелин небесного мира? (Ульген)

3. Что вы знаете о нем? ( это он создал землю, которую принесла ему щука, отыскав её на глубине моря. За это Ульген наделил её большой ловкостью. Создатель, взяв от щуки землю, стал творить ровную, без всяких бугров, гор и ложбин поверхность Земли. Устал Творец и лёг отдохнуть, держа в руке горсть земли К спящему богу тихонько подошёл дьявол, взял горсть земли и побежал.)

 4.Что было дальше? (он бежал, а земля продолжала твориться, но не так, как у бога. Дьявол прыгнет вверх-сделается гора, ногой надавит вниз-ложок образуется).

Создатель и Дьявол-Эрлик были родные братья. Создатель сильно осердился на брата, что он так землю испортил буграми и горами и стал гнать его в преисподнюю.

5.Что сделал Эрлик? (Он выпросил у брата комочек земли под костылём. Эрлик залез в эту дырочку и провалился, а из этой дырочки полезли змеи, ящерицы, лягушки, мухи, комары, мошки.)

Похоже на сказку?

5.Что такое сказка? А миф? А что же такое легенда?

  1. Сообщение цели и темы урока

Тема нашего урока записана на доске. Прочтите её.

    Итак, какова тема нашего урока?(слайд №2)

  -Какова цель нашего урока? (слайд №3)

Хочу – (узнать новые легенды)

Могу –( рассказать легенды алтайского народа)

Делаю – (что я буду для этого делать) –работать на уроке

     5. Планирование

 Как будем строить работу на уроке?

(Расскажем известные легенды, покажем презентацию, географическое положение тех мест, о которых пойдёт речь)

6.Реализация плана

Вернемся к цели  нашего урока (могу рассказать легенды)

-легенда о Телецком озере с показом презентации (Жил охотник в горах Алтая. Однажды он ушел на охоту и заблудился. Сколько он не пытался отыскать дорогу домой, но всё вокруг было незнакомо. В конце дня, на закате догорающего солнца, он оказывался на одной и той же горе, и замертво засыпал.

     Но вот, проснувшись утром, он увидел перед собой большой самородок золота, с конскую голову. Сперва он обрадовался находке,но, не зная дороги домой, зачем оно ему, подумал охотник. И охотник решил принести золотую конскую голову в жертву горному духу(ээзи).

      Он взял золото с мыслью, если горный дух примет жертву, то то укажет ему путь к аилу. Охотник поднялся на вершину горы и бросил золото в долину большой воды. Вдруг, как туман слетел с его глаз, и все горы стали ему вновь знакомы, и он без труда добрался до своего очага.

      Среди охотников море-озеро и получило название Алтын-кёль (Золотое озеро), а гора, с которой был брошен самородок, стала называться Алтын-Туу (Золотая гора).

Мы узнали не только легенду, но и познакомились с современной информацией о Телецком озере.

-легенда об озере Ая ( Некогда, где находится современное озеро Ая, жили прекрасные люди – ростом высокие, волосом русые и с бездонными синими глазами. Сказывают, жили они по своим , вселенским законам. Они любили игры, музыку, живопись и прекрасно разбирались в звёздах и планетах. В определённые времена года все мужчины и женщины собирались в хороводы и творили чудо-танцы, прославляя своих богов. За их искусством наблюдали сами боги. Но вот кто-то помог им нарушить древний закон бытия и весь живущий здесь народ занедужил. На них напала какая-то странная падучая болезнь. Увидели боги, что их дети занемогли, и бросили им на землю две живительные капли росы. Не успели ещё долететь эти две капли до земли, как на глазах у людей образовались два изумительных по красоте озера. Одно из озёр, как бы улыбаясь, известило людям «Отныне вы будете пить только нашу воду и все недуги слетят с вас».

    И, действительно, заметили люди, что вода этих озер – просто чудо! И стали они жить в здравии, дольше своих прежних лет.

    Двум озёрам было приятно находиться рядом. Они жили как сёстры – близнецы и общались меж собой в тихие лунные ночи. В их водах водилась вкусная рыба, а поверхность озера была покрыта белым лотосом. Вода этих озёр избавила людей от недугов, и зажили они по-прежнему.

      Вода в обоих водоёмах была необыкновенно чистой, и эта чудо-вода могла оживить кого угодно и продлить жизнь человеку.

     Но однажды, откуда ни возьмись, прилетели боги и забрали полностью всю чудо-воду из одного озера. Водоём оказался совершенно сухим, как будто и не было в нём никакой воды. Боги, забрав воду, поднялись и скрылись на своём странном чудо-корабле. В это время второйводоём как бы очнулся от увиденного – стал плакать и кричать: А-я где? А-я куда? А-я, А-я! И долго эхо разносилось по горам: А-я-я-я-я, а-я-я-я?!. Очевидно, где-то случилась беда, и боги взяли эту целебную воду в другое место. А вместе с ней исчезли и живущие здесь прекрасные люди. Осиротело озеро…после пришёл другой народ, который поселился на этом озере. Они так же стали употреблять эту чудо-воду и перестали болеть, жили долго в благодати. Эти люди иногда по вечерам слышали отзвуки от того эха: А-я, А-я!)

У нас ведь есть и свои местные легенды. Вспомним и их.

-легенда о Будачихе с показом презентации ( Будда, прослышав о том, что есть место на Земле, от которого произошёл род человеческий, решил его посетить. Погрузив нехитрую поклажу на телегу, он отправился из далёкой Индии в горы Алтая. Много пришлось испытать ему на этом трудном пути. Сильно поизносилась и его телега. И вот, когда до Денисовой пещеры оставалось немного, телега совсем развалилась. Взял Будда в последний раз за оглобли свою телегу, размахнулся да и забросил высоко в небо. Перелетела телега через самую высокую гору и упала по другую сторону. С тех пор гору, через которую Будда перекинул телегу, называют Будачиха, или Бутачиха. А место, куда упала телега, село Тележиха. Мы в нём и живём. Много на Алтае сёл с одинаковым названием, а вот Тележиха одна. Её невозможно спутать ни с каким другим селом, потому что эта наша родина. Только здесь самая чистая вода, самый чистый воздух и самые тихие вечера.

-легенда о Маральском щебне с показом презентации (Давным – давно стая волков отбила от стада могучего и сильного марала. Красив и силён был вожак стада, много дней и ночей он стремительно мчался по знакомым  родным местам. Волки не отставали, они преследовали его, сменяя друг друга. Им удалось загнать марала на вершину высокого щебня. Не один раз бывал здесь вожак стада со своими соплеменниками. Но на этот раз он оказался здесь один на один со стаей волков. Плотным кольцом они обступили марала. Пятясь всё дальше от своих врагов, гордое и сильное животное оказалось на самой вершине высокого щебня. Ещё миг и голодная стая разорвёт марала в клочья. Обернувшись , он увидел оскаленные пасти, из которых капала слюна.

      Высоко подняв голову, увенчанную ветвистыми рогами, марал подошел к самому краю щебня и устремил свой взгляд вниз. Там бежала бурная горная река. Вожак смело шагнул вперёд. Через несколько минут вода в реке окрасилась в красный цвет. Брызги крови марала можно и сейчас увидеть на щебне. Это красный мох, но он так похож на алую кровь марала, который предпочёл смерть, бросившись со щебня, чем ненасытную пасть волка.

      С тех пор щебень называют Маральским в честь гордого и красивого марала. Сейчас это самое любимое место отдыха в нашем селе)

                                                                                                                     

А теперь вернёмся к словам Владимира Фёдоровича Хохолкова об Алтае.

 Вам  хотелось бы узнать легенду о дочерях Эрлика?

-учитель рассказывает легенду о дочерях Эрлика

Что вы узнали о дочерях Эрлика?(непокорные, распутные, насылают головную боль на людей)

Вот как о них поётся в алтайских песнях:

….чёрныя девять дочерей

Голые, вертлявыя, ленивыя, бесстыдныя,

Семь раз обвивающия гибкий стан

Волосами, с тонкими ногами,

Без коленных чашичек,

И туда, и сюда, и направо, и налево

Во все стороны, гоп!

И руками, и ногами,

И плечами, и всем телом махающия, гоп!

А вот они же в  стихотворени «Дочери Эрлика» И.Козлова

Лишь Алтай волшебным пеньем

Заколдован замолчит,

Лишь лёгкий ветер над скалою,

 Уснувшей травкой шевельнёт,

Тогда во мгле ночной

Из-под земли сырой

Выходят девицы толпой

Те девицы не простые

Эрлика дочери младые.

 Они выходят лишь тогда,

 Когда в горах нет человека.

Ночь темна. Они выходят.

Путь им звёзды освещают.

Они и костлявые, и вертлявые,

И туда, и сюда, и налево, и направо

Во все стороны.

Волосы чёрные, как земля:

Семь раз вокруг девиц обвилися,

Идут слегка танцуют,

Легонько подпевают,

Изгибаясь, как змеи.

То завьются, словно вихри,

То засмеются, то захохочут,

Раздаваясь, как эхо в горах.

То на высокий камень сядут

И там плачут.

Их места любимые-

Скалы высокие,

Ущелья тёмные.

И леса дремучие.

Всё смеются и хохочут

И, изредка, лишь плачут.

          Их Эрлик самый, самый

          Их близкий и родной.

          Их гнушается и не верит

         « Ит-татап».

То они быстро, быстро,

Будто стрелы, увидя

Утреннюю зарю-летят

К своим ходам незримым

И скрываются в земле.

Создал Ульген и народ алтайский. Дал он ему способность жить , как живёт орёл на утёсах крутых скал. Он дал ему отвагу, закалил его сердце, чтобы он без страха ходил над зияющей бездной: наделил его зрением сокола, зрением, различающим предметы на расстоянии нескольких вёрст.

   И ещё один дар Ульгень дал алтайцу-петь о красоте своих гор. Полились звуки-заунывные, надрывающие, щемящие душу.

7. Рефлексия

Какова цель нашего урока была?(повторить и обобщить знания по теме )

Выполнили мы всё, что запланировали? Узнали новую легенду о дочерях Эрлика. Но если обратится к словам В.Ф.Хохолкова то там есть ещё неизвестное что-то. А что?(легенда о Беловодье).  А вот это и будет вашим домашним заданием на следующий урок.

 А это будет  урок внеклассного чтения. Написать небольшое сочинение на тему «Что воспевает народ в легендах и мифах?»

Что вызывало затруднение?

Как оцените себя? СВОЕГО ОДНОКЛАССНИКА?

Оценки за урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легенды и мифы Алтая.

Изучение литературы Алтая является одним из средств создания историко-культурного контекста, связанного с задачами воспитания патриотизма и любви к истории родного региона. Изучение литературы Алтая н...

Легенды и мифы Хангаласского улуса

Цифровой образовательный ресурс "Легенды и мифы Хангаласского улуса" представлен в виде презентации Power Point. Гиперссылка позволяет выбирать легенду или миф по списку. Народный фольклор явялется не...

Методическая статья Топонимика Хакасии. Использование хакасских легенд и мифов при изучении географии.

Географические названия встречаются всюду – на карте, в почтовом адресе, в газетной статье, слышны в разговорах. Они позволяют нам ориентироваться в пространстве и в то же время повергают  ...

Легенды и мифы Древней Греции. Геродот «Легенда об Арионе».

Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Геродот "Легенда об Арионе"...

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"

Урок литературы в 5 классе: "Мифы народов России и мира. Легенды и мифы Древней Греции"...

Легенды и мифы седого Алтая

Создание условий для формирования осознанного и уважительного отношения к культуре, истории, традициям, ценностям народов России; развитие эстетического осознания через освоение их художественного нас...