Мольер "Мещанин во дворянстве"
план-конспект урока (9 класс)

Лобанцева Юлия Александровна

1 урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Изучение комедии Ж. Б. Мольера «Мещанин во дворянстве» в контексте эстетики классицизма.

          Изучение творчества Ж.Б.Мольера не предусмотрено программой к учебнику В.Я.Коровиной ни в 8, ни в 9 классах. Комедия «Мещанин во дворянстве» - практически совершенное воплощение эстетики классицизма в литературе, поэтому вводим уроки по ее изучению в рамках внеклассного чтения. При изучении монографической темы выявляются особенности авторского воплощения в произведении эстетики классицизма. Поэтому изучение классицизма как направления в искусстве и творчества Ж.Б.Мольера как одного из высших достижений классицизма в литературе должно происходить в форме своеобразного единства теории и практики.       Сначала школьникам необходимо предложить материал, с помощью которого они усвоят ведущие черты классицизма как направления в искусстве, поймут, в чём заключается специфика литературных произведений, относящихся к этому направлению. Это предусмотрено программой в 8 классе. В 9 классе в процессе изучения комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» целесообразно предложить теоретико-литературоведческий и культурологический материал для проведения первого урока, на котором осуществляется знакомство с великим французским драматургом и составляется представление о сущности классицизма как направления в литературе и искусстве. Соответственно, на последующих уроках изучается комедия «Мещанин во дворянстве», которое целесообразно провести путём рассмотрения сюжетных линий произведения, то есть рассмотреть отношения господина Журдена и остальных персонажей комедии. Полагаем, что именно эти отношения в своеобразной манере представляют эстетику классицизма: каждый образ-идея предстаёт как воплощение соответствующих моральных качеств, достоинств или недостатков человека. В то же время, гениальность Мольера делает эти образы такими яркими и полнокровными, что они, конечно же, заметно «перерастают» эстетику как таковую, приближаются к реальной жизни и даже приобретают общечеловеческие черты.

Конспект первого урока по изучению творчества Ж. Б.Мольера.

Тема: XVII столетие — эпоха расцвета классицизма в искусстве и литературе Франции. Мольер как выдающийся комедиограф эпохи классицизма.

Цели урока: раскрытие своеобразие исторической эпохи, её особенности, отражённые в творчестве Ж. Б.Мольера;

Задачи: 

помочь учащимся углубить понимание эстетического своеобразия классицизма как ведущего литературного направления эпохи;

выяснить, какие факторы обусловили формирование и становление таланта Ж.Б. Мольера, актёра и комедиографа;

раскрыть связь драматурга с передовыми тенденциями эпохи;

воспитывать понимание необходимости самореализации личности в любых условиях.

Оборудование урока: портрет Ж.Б. Мольера работы Ш. Лебрена, репродукции картин Н. Пуссена, К. Лоррена, архитектурных ансамблей Лувра, Версаля, Фонтебло, аудиозаписи фрагментов «Лирических трагедий» Ж.Б. Люлли.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Класс разделен на 4 группы. Каждая получает свое опережающее задание и на уроке также задания отличаются. В ходе урока каждая группа представляет отчет о проделанной работе перед классом.

  1. Этап актуализации знаний.

Вспомните, пожалуйста, основные черты классицизма, которые мы с вами рассматривали в прошлом году, и запишите их в первую колонку. Во вторую колонку вы будете записывать новую для вас информацию, полученную в ходе работы на уроке. Старайтесь структурировать материал и записывайте «новое» рядом с соответствующим «старым».

3.  Работа по изучению темы.  

3.1 Раздаточный материал

1 группа

В XVII столетии, параллельно с искусством барокко, развивается искусство классицизма, основные черты которого с наибольшей полнотой и выразительностью проявились в творчества французских писателей Жана Корнеля, Пьера Расина, Жана-Батиста Мольера и теоретика искусства Никола Буало. Как литературное направление классицизм возник в XVII столетии во Франции в период становления и господства абсолютизма, наибольшего усиления королевской власти. Персона короля считалась воплощением, олицетворением государства. Недаром король Людовик XIV, во время правления которого абсолютизм достиг своего наивысшего уровня, любил заявлять: «Государство — это я». В этот период искусство занимает важное место в жизни государства, которое всячески поощряет деятельность мастеров искусства, направляя её на укрепление и «художественное обоснование» правильности абсолютизма. По инициативе кардинала Ришелье была основана Французская Академия (1634 год), главной задачей которой изначально было составление Словаря французского языка. Кроме этого, в Академии обсуждались лучшие литературные произведения, наиболее достойным авторам выдавалась материальная помощь. Идеалом эпохи становится гражданин, который способен сознательно регламентировать собственные чувства, подчинить свои личные интересы интересам государства. Основным регулятором поведения гражданина становится чувство долга, определяющее его поступки и выбор в любой жизненной ситуации.

2 группа

Основой теории классицизма становится «подражание образцам», причём в качестве непревзойдённого образца в искусстве рассматривается эпоха античности. Именно поэтому писатели очень часто обращались к образам античных мифов, использовали античные сюжеты, которые «наполнялись» современным, легко узнаваемым, читателями и зрителями, «содержанием».

С точки зрения эстетики классицизм характеризуется обращением к высокой гражданской тематике, строгим следованиям определённым, достаточно жёстким, творческим нормам и правилам, регламентацией творчества, которую можно назвать тотальной. Правила, в соответствии с которыми должны были создаваться произведения писателей-классицистов, были сформулированы теоретиком искусства Никола Буало (1636–1711), который в 1674-м году опубликовал состоявший из четырёх «песен»-разделов стихотворный трактат под названием «Поэтическое искусство» [2]. В соответствии с требованиями эстетики классицизма, регламентируется принадлежность литературных жанров: литературные жанры разделяются на «высокие» и «низкие». К «высоким» относятся следующие жанры: трагедия, ода, эпопея.

3 группа

Отмечалось, что в рамках «высоких» жанров могли быть рассмотрены только наиболее важные общественные проблемы, причём авторская позиция должна была быть выражена очень ясно и заключаться в утверждении приоритета общественного над личным в жизни каждого человека, который в первую очередь должен быть гражданином.

К «низким» жанрам относились: комедия, басня, сатира. Соответственно, эти жанры были предназначены для того, чтобы в принадлежащим к ним произведениям отражалась современная действительность на уровне обыденной жизни обычных людей, поднимались проблемы, связанные с этой жизнью. В жанре басни наиболее выдающимися можно считать произведения Жана де Лафонтена (1621–1695), наиболее выдающимся комедиографом французского классицизма, слава которого перешагнула предела Франции и стала поистине всемирной, был Жан-Батист Поклен, известный под театральным псевдонимом Мольер (1622–1673).

4 группа

Если говорить о родовой специфике литературных произведений, то на первое место Буало, следуя подражанию античности, ставил драматургию как наиболее важный для общества род литературы. Среди драматических жанров он особо выделял трагедию, наиболее соответствующими сюжетами для неё он полагал сюжеты из античности или сюжеты из жизни великих королей и прославленных героев. Применительно к организации драматического действия Буало разработал правила «трёх единств». В классицистической драме (независимо от жанра) обязательно наличествовали единство времени, единство места и единство действия. Это означало, что действие должно было длиться не более одних суток («единство времени»), оно должно было происходить в одном месте («единство места»), подчиняться одной теме и исчерпываться в рамках пьесы («единство действия»).

Особое внимание уделял Буало принципам построения характеров героев в классицистической драме: характеры должны быть «статичными», то есть, уже сформированными и неизменными, поэтому в них не должно быть противоречий, они не могут эволюционировать или деградировать, внутренние переживания героев возможны, но они не могут влиять на характер и жизненные принципы персонажа в целом.

Каждая группа представляет отчет по плану: что знали – что нового дописали.

3.2 Заочная экскурсия «Залами классицизма». 

Опережающее задание:

1 группа: репродукции картин Никола Пуссена,

2 группа: репродукции картин Клода Лоррена,

3 и 4 групп: изображения архитектурных памятников Франции XVII столетия, которые наиболее полно представляют реализацию эстетических принципов классицизма в искусстве.

Группы показывают свои презентации, пытаясь ответить на вопрос: «Почему данные картины (или архитектурные памятники) можно считать отображением классицистической эстетики»?

Учитель предоставляет для сравнения портреты сентиментальной эстетики для выявления отличительных черт классицизма.

3.3 Лекция учителя:

 «Мы уже упоминали, что наиболее выдающимся комедиографом французского классицизма был Жан-Батист Поклен, произведения которого под прославленным псевдонимом Мольер преодолели и пространство, и время, войдя в сокровищницу мировой литературы. Исследователи творчества великого комедиографа едины в том, что история жизни сына королевского обойщика — это история «Блистательного театра», созданного Жаном-Батистом Покленом и собственного театра, прославившего актёра Мольера и драматурга Мольера. Именно театром порождён его юношеский бунт против отца — уважаемого буржуа, собиравшегося передать сын своё дело. Театру он был обязан своими первыми неудачами-провалами и первыми успехами-триумфами. Театр дал ему лучших друзей, учеников, супругу, принёс творческое наслаждение… И гонения, которые познал Мольер, тоже были вызваны тем, что он самоотверженно боролся за право создавать и ставить свои пьесы, исполненные весёлого и печального смеха над недостатками общества… Даже смерть Мольера тоже была на сцене театра!

Демонстрация портретов Ж.Б. Мольера и актёров его труппы.

3.4 Группы получают материал для исследования по биографии Ж.Б.Поклена, составляют конспект и кратко излагают классу.

Первая группа  

Жан-Батист Поклен родился 13 января 1622-го года в Париже, в приличной семье королевского обойщика и мебельщика, и с детства считалось, что со временем он сменит отца, унаследует его «дело». Когда ему исполнилось 10 лет, умирает мать мальчика, оставшийся с четырьмя детьми на руках, отец вновь женится, чтобы в доме была хозяйка. Готовясь унаследовать профессию отца, юный Поклен признаётся ему, что ремесло обойщика его не привлекает, он просит, чтобы отец разрешил ему учиться дальше. Надо сказать, что отцу было нелегко: после смерти второй жены он самостоятельно должен был воспитывать шестерых детей, однако четырнадцатилетний Жан-Батист всё же был отправлен на учёбу в Клермонский колледж. После окончания учёбы Поклен понял, что смыслом его жизни должно стать театральное искусство. Театр во всём его многообразии. И в 1643-м году Покленом и его друзьями, среди которых надо выделить Жозефа и Мадлену Бежар, был основан так называемый «Блистательный театр». Сначала труппа нашла пристанище в зале для игры в мяч «Белый крест», расположенном в Сен-Жерменском предместье. Именно в это время Жан-Батист Поклен становится Мольером. К сожалению для молодого Мольера и его друзей, «Блистательный театр» оказался предприятием убыточным, поэтому неудачники должны были покинуть столицу и долгих 12 лет искать счастья в провинции в качестве странствующих актёров.

Вторая группа

Ещё тогда, когда он только начинал свою актёрскую карьеру, и позже, во время кочевой жизни труппы, Мольер сумел понять, что его амплуа — быть комическим актёром. Ко времени «провинциальной жизни» относятся и первые драматургические опыта Мольера: стихотворные комедии «Шалый, или Всё невпопад» (1655) и «Любовная досада» (1656). Комедии эти имели успех и укрепили творческие планы Мольера. Важнейшей датой в жизни Мольера можно считать 24 октября 1658-го года, тогда Мольер появился на сцене Старого Лувра перед королём Людовиком XIY . Это был переломный момент в его жизни. Однако выяснилось это только после представления. До него никто не мог гарантировать, что отношение короля к тому, что он увидит на сцене, будет благосклонным… Для Мольера на карте стояло его будущее, будущее его театра. Драматург предполагал, что двадцатилетнему Людовику было скучно среди торжественно-суровых лиц придворных, поэтому Мольер появляется на сцене в костюме слуги, создавая образ весёлого и остроумного малого. И очень быстро молодой король и придворные заметно веселеют, потому что фарс «Влюблённый доктор» никого не оставляет равнодушным. Мольер и его труппа имели громадный успех! Можно сказать, что спектакль завершился подлинным триумфом, после которого молодой король поздравил Мольера и передал в распоряжение его театра зал Пти-Бурбон, примыкающий к Лувру. Позднее труппа Мольера будет выступать в Пале-Рояль.

Третья группа

 Мольер приобрёл почтенный титул придворного комедиографа, и его пьесы, которые с завидной регулярностью появлялись на сцене, практически никогда не встречали равнодушный приём со стороны публики. Довольно часто спектакли по пьесам Мольера сопровождались скандалами, так, например, было с постановкой по пьесе «Сганарель, или Мнимый рогоносец» (1660). Основная проблема заключалась в том, что созданные Мольером образы были слишком «жизненными», поэтому очень часто зрители «узнавали» в них не только самих себя, но и вполне определённых представителей аристократической среды… Именно поэтому деятельность Мольера и его театра осложнялась постоянными интригами и сплетнями. Справедливости ради нужно сказать, что поведение Мольера было очень независимым, и это тоже не могло нравиться тем, кто привык воспринимать актёров как шутов, плутов и людей без совести и чести. Когда Мольеру исполнилось 40 лет, он обвенчался в молодой актрисой из своей труппы Армандой Бежар, младшей сестрой Мадлены Бежар. Хотя злые языки поговаривали, что и сам Мольер ещё до жениться не мог воспринимать юную красавицу как чужого человека… К сожалению, несмотря на то, что крёстным отцом сына Мольера стал сам король Франции, брак драматурга не стал счастливым…

Четвертая группа

 Исследователи творчества Мольера и французской литературы едины во мнении, что наивысшего расцвета талант драматурга достиг в 60-е годы восемнадцатого столетия, когда были созданы его блистательные комедии «Тартюф» (1664–1669), «Дон Жуан» (1665), «Мизантроп» (1666), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Проделки Скапена» (1671), «Мнимый больной» (1673).

Именно во время четвёртого представления комедии «Мнимый больной», исполняя роль главного героя, Мольер почувствовал себя на сцене очень плохо… Через несколько часов у него пошла горлом кровь. Несмотря на бедственное положение больного, ни врач, ни священник не согласились прийти к его постели, потому что держали на него обиду… Так получилось, что Мольер из-за этого умер без церковного покаяния, вследствие этого церковные власти, которые при жизни драматурга ненавидели его из-за правдивого образа главного героя «Тартюфа», отказались давать разрешение на его похороны… Только после личного вмешательства самого короля Франции было дано разрешение на похороны, но сама церемония проходила без торжеств и богослужения. Мольера похоронили на кладбище Святого Иосифа, в той его части, где хоронили самоубийц и некрещеных детей…»

3.5 После знакомства с эстетикой классицизма и личностью Мольера осуществляется работа в творческих группах по следующим направлениям:

1. Ознакомление с сюжетом комедии «Тартюф» (1 и 2 группы).

2. Сжатый пересказ комедии «Скупой» (3 и 4 группы).

3. Высказывание своих впечатлений о произведениях (каждая группа)

4. Учебно-ролевая игра под названием «Интервью драматурга».

Для проведения этой игры класс необходимо разделить на две группы: «журналисты» (1 2 группы) и «сторонники Мольера» (3 и 4 группы). При подготовке к уроку учащиеся каждой из групп самостоятельно изучают рекомендованные литературоведческие источники, в которых раскрываются проблемы жизни и творчества драматурга. Вопросы, которые группа «журналистов» готовит заранее, задаются «сторонникам Мольера», и победителем признаётся та группа, представители которой продемонстрируют более глубокие знания о жизни и творчестве Мольера.

Примерные вопросы для группы «журналистов»:

1. Как Вы думаете, чем отличается французский театр эпохи Мольера от современного театра?

2. Назовите самых важных для Вас своих современников? Друзей? «Соперников»?

3. Классицистическая теория предусматривает, что в комедиях высмеивают слуг? Почему Вы не всегда придерживаетесь этой теории?

4. Почему Вы не играете главные роли в трагедиях?

5. Как Вы полагаете, почему у Вашей пьесы «Тартюф» такая трудная судьба?

6. Какую из сыгранных вами ролей Вы считаете самой удачной?

7. Как бы Вы определили основные особенности созданного Вами жанра «высокой комедии»?

8. Кого Вы хотели высмеять в комедии «Мнимый больной»?

9. Вы можете назвать себя счастливым человеком?

Итоговое слово учителя:

Мольер вошёл в литературу в период расцвета классицизма, расцвета трагедии как ведущего жанра. В то время комические спектакли воспринимались читателями как нечто несерьёзное, как зрелище, которое служит исключительно для развлечения публики. Комедии Мольера совершили переворот в отношении зрителей к этому жанру, потому что они были не только смешными, но и многому учили. Драматург обращался к современной ему жизни, хорошо знакомые зрителям персонажи, во многом похожие на них самих, помогали задуматься о собственной жизни, были «узнаваемы» и потому интересны.

Новаторский характер драматургии Мольера заключается в первую очередь в том, что он придал жанру комедии глубокое общественное содержание, сообщил комедии общественное значение, усовершенствовал комедии как в плане формы, так и в плане содержания. Его комедии органично объединили в себе авторскую индивидуальность, фарсовые традиции французского народного театра, опыт итальянских комедиантов-импровизаторов. Благодаря соединению этих особенностей формы и содержания своих комедий и творческой реализации положений эстетики классицизма Мольер создал жанр «высокой комедии».

Домашнее задание

1. Перечитать комедию Мольера «Мещанин во дворянстве», обратив особое внимание на сюжетную линию «Господин Журден —его учителя».

2. Подготовить цитатный материал для характеристики поведения главного героя, как он проявляет себя в отношениях с учителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по литературе по теме "Мещанин во дворянстве"- комедия эпохи классицизма.

Данная разработка может быть использована   как при изучении раздела "Зарубежная литература", так и при изучении темы  "Классицизм 18 века"....

Статья "Петербург-колыбель русского дворянства"

В 2011-2012 учебном году мы с ребятами-восьмиклассниками учавствовали в конкурсе "Многонациональный Петербург" в секции "Русская история.1812 год".Итогом проектнойдеятельности учащихся стала исследова...

Изображение поместного дворянства в поэме Гоголя "Мертвые души"

Цель: выявить приемы описания характеров помещиков, внутреннюю логику создания образа; совершенствовать навыки анализа текста....

Формирование дворянства в России

Формирование дворянства в России...

Урок "Семья - нравственная основа жизни человека. Быт поместного дворянства в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого"

Разработка урока литературы в форме круглого стола с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока указаны цель урока, задачи, планиру...

Почему смешон господин Журден? (Ж.Б. Мольер "Мещанин во дворянстве")

Материалы к уроку зарубежной литературы. 7 класс...