«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»
статья

Пушкарёв Кирилл Витальевич

Одной из проблем, волнующих меня, как учителя русского языка и литературы в старших классах, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Одной из проблем, волнующих меня, как учителя русского языка и литературы в старших классах, является вопрос: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

Ученики не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Цель учителя - постараться сделать так, чтобы поддержать в своих учениках любознательность и познавательный интерес.

Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью, ведь « с русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком». ( К. Паустовский). Поэтому с первых уроков нужно воспитывать у детей интерес и прививать любовь к русскому языку.

Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.

Структура и методика урока во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает, поэтому необходимо отыскивать для их проведения нестандартные виды работ. На помощь мне приходят нетрадиционные формы уроков:

1)урок-соревнование;

2) урок – игра;

3) урок – викторина;

4) урок – диспут;

5) урок творчества;

6)урок–семинар;

7)урок–творческий отчет;

8) урок- зачёт;

9) урок открытых мыслей;

10) урок творчества;

11) урок - сказка;

12)волшебный конверт;

13)урок-эврика

На своих уроках использую игровые приемы, как средства повышения интереса к учебной деятельности.

Игра помогает формированию восприятия слова, обогащает обучающегося новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у обучающихся появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Игра проводится на разных этапах урока. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать учеников, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра носит поисковый характер, используется для закрепления материала.

Далее привожу примеры дидактических игр:

Урок контроля «Своя игра»

Урок обобщения «Счастливый случай»

Урок открытия новых знаний «Деловая игра»

Урок открытия новых знаний «Спасатели»

Урок обобщения «Кофейня «ЗРЯ! (Знаю Русский Язык)»»

Рекомендации:

1.Развить у ученика устойчивый интерес к учебе, к знаниям, сформировать потребность в самостоятельном поиске.

2.Развить исследовательскую и познавательную деятельность у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Обобщение педагогического опыта по теме:«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы».

Работа состоит из 4-х разделов. I. Введение.II. Теоретическая база опыта.III. Пути осуществления активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.1. Технология развит...

Личностно-ориентированное обучение как инструмент активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Обмен опытом по приминению личностно-ориентированного обучения в преподавании русского языка и литературы....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы посредством ИКТ

Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы по теме самообразования...

«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Структура и методика урока во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от их средств, что имеются в расположении учителя. На уроках закрепления или повторен...

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...