Природа-мир истина и красоты.Анализ лирического стихотворения А.А.Фета"Учись у них-у дуба,у берёзы"
план-конспект урока (6 класс)

Хаустова Светлана Николаевна

Сегодня мы  совершим путешествие в  поэтический мир лирического произведения  А.А.Фета , а начинается оно  со слов  Учись у них

Скачать:


Предварительный просмотр:

- Здравствуйте ,ребята! Сегодня  урок литературы буду проводить я.

- Я для вас новый человек.

- Что даёт встреча с новым ? (новые эмоции, новые знания, открытия).Да, я согласна.

- Я желаю вам, чтобы сегодняшний урок остался у каждого из нас в памяти и чтобы каждый открыл для себя что-то новое.

-  Сегодня мы  совершим путешествие в  поэтический мир лирического произведения  А.А.Фета , а начинается оно  со слов  Учись у них..(слайд)

- Как вы думаете, у них - это у кого?(слайд дуб и берёза)

- Мы даже  и не предполагали, что можем учиться  у деревьев, у природы.

- Тема нашего урока.(слайд)

- Предположите,  каковы  цели  нашего урока?(1. Учиться  анализировать  данное лирическое произведение,2.Познакомиться с содержанием  произведения, 3. Через анализ  понять мысль поэта.) ( слайд)

- Давайте посмотрим на стихотворение,  что в нём необычного? (слайд)

- А что можно узнать по заголовку? (тему)

- Раз его нет , то о тематике стихотворения мы говорить не можем.

- Любой анализ произведения  начинается с его прочтения, но мы с вами прослушаем запись Аллы Борисовны Покровской ,заслуженной актрисы советского театра и кино.

-Какое впечатление  на вас произвело  стихотворение?

- О чём оно?( о природе и не только)

- Чтобы глубже понять это стихотворение, разобраться в его смыслах , я предлагаю сделать анализ.

- У вас на партах есть  план , к которому вы будете обращаться в течение всего урока. Около вопроса, который мы рассмотрим , ставьте +.

- Давайте посмотрим на стихотворение с точки зрения его построения, т.е. композиции. Сколько всего строф?  Совпадает ли количество строф с количеством нарисованных картин в стихотворении?

- Я предлагаю вам подробнее остановиться на этих картинах.

- Перед вами таблица, которую нужно заполнить примерами из текста.1в.- зима, 2в.- весна.    У вас 3 мин.

                  ( на доске прикрепить зима- весна)

Зимняя природа

Весенняя картина

Кругом зима

Жестокая пора(эпитет)

Промчится гений( метафора)

Треснула кора

Теплом и жизнию дыша( метафора)

Злей метель(Эпитет)

Для ясных дней (эпитеты)

Рвет последние листы(олицетворение)

Для новых откровений( эпитет)

Холод лютый(эпитет)

- Какой изображена зима?( суровой, жестокой)

-Зачитайте, какие средства выразительности использует автор.

- А как весну? Какие средства выразительности использует здесь автор?

- Как осуществляется переход от первой части ко второй? (Союз НО) В литературе такой прием называется? (Антитезой,т.е.противопоставлением)

- Зачем , с какой целью А.Фет противопоставляет эти времена года?( Фет под зимой и весной подразумевает не только времена года, но и периоды, которые в жизни человека бывают трудными, как зима и радостными, как весна. )(?)

тметьте в анализе, что мы уже изучила.

-Давайте анализировать дальше стихотворение.

- Кто главные герои стихотворения? (Дуб и береза) прикрепить

-Дуб каким вы представляете ?записывать

-А как берёзу? записывать

- А как автор изображает эти деревья? Найдите и подчеркните в тексте. У вас полминуты.

-Зачитайте ,что нашли.( прикрепить)    на них застыли слёзы,

                                                                     треснула, сжимаяся, кора

                                                                     рвёт последние листы

                                                                    за  сердце хватает холод лютый

                                                                    они стоят ,молчат.

-Какими автор изобразил эти деревья?( несчастными,страдающими)

- А какие средства  выразительности использует для этого?

- Почему такие разные деревья автор не разделяет, а выделяет только общие черты? Рисую круги Вена( стойко переносят свалившиеся на них несчастья, терпят трещины и застывшие слезы, молчат и ждут весны.)если не ответят ?

Физминутка

- А теперь встаньте и представьте себя в образе  дерева(мальчики –дуба, а девочки-берёзки)

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 -Читаем стихотворение дальше.- Как названа поэтом весна? (гением)

-Что означает данное слово, кого называют гением?

 -Человек, с выдающимися способностями , так и весна  поэтом названа «гением» не случайно, именно она обладает способностью творить, пробуждать, обновлять, возвращать к жизни.

 - Ч то означают слова Переболит –  перенесёт какую-нибудь болезнь. Скорбящая – это  печальная , страдающая.

-Значит  для деревьев с приходом весны  наступят тёплые дни ,и скорбящая боль стихнет.

-Посмотрите на стихотворение ,Фет использует 3 глагола в повелительном наклонении( учись ,молчи и верь)

- Какую роль они выполняют? ( обращение к человеку, читателю, разговор с ним)

Вывод: главное лицо не природа, а человек , которому предлагается у неё поучиться. Природа помогает понять состояние человека.

-А сейчас поработайте в паре и сопоставьте  жизнь природы и человека. Заполнить таблицу № 2. Выпишите  в левый столбик то, что приходится испытывать деревьям, а в правый  похожие ситуации из жизни человека.

- У вас 4 мин.

Жизнь природы

Жизнь человека

Бури

Грозы

Метели

Холода

Ссоры

Измена

Предательство

Сплетня

Одиночество

Развод

Болезнь

Треснула кора

Застыли слёзы

Болит душа

Холод в сердце

Слёзы

Переживания

Душевная боль

Обида

Болит сердце

Разочарование

Злость

Гнев

-Ребята, обратите внимание  как интересно автор построил своё стихотворение ,он  не разделяет описание природы и обращение к человеку ни по строфам, ни  на строчки. 

                Вернуться к вопросу , если не ответили.

- Какова же тема стихотворения? ( Природа неразрывно связана с жизнью и судьбой человека)

-А основная мысль ?( учиться у них, у молчаливых деревьев, которые не выставляют свои страдания напоказ, но  верят, что скоро всё закончится.)

- Вернитесь к анализу и отметьте, что мы  уже рассмотрели.

- Что у нас ещё осталось?( история создания)

- Как вы думаете, данное стихотворение написано ранним Фетом или в пору

его зрелого творчества? Докажите . ( слайд)

  - Примерно так выглядел поэт, когда написал это стихотворение. Что можно о нем сказать? (человек пожилой. Много видел в жизни, много испытал. И поэтому смотрит на жизнь мудро.)

- Фету пришлось в жизни нелегко, он испытал унижения, бедность, болезнь. Он все переносил мужественно, проявлял большое терпение. А терпению он учился у природы. Природа  - учитель человека. Стихотворение 31 декабря 1883 годом, Фету было 63 года. Случайно ли оно было написано в канун Нового года? ( Да, последний день в году. Не только празднование Нового года, но и подведение жизненных  итогов)

- А давайте вы  сами прочитаете стихотворение, получится ли у вас передать те чувства , которые испытывают деревья.

Вернуться к целям( слайд)

-А теперь давайте подведём итог урока.

-Что сегодня узнали нового? Чему  научил урок литературы сегодня?

- Может ли полученный опыт пригодиться в жизни?

- На память  я  хочу подарить вам символ нашего урока дуб и берёзу и прошу выписать с обратной стороны строчки из стихотворения , которые станут вашим девизом в жизни  или те, которые вам помогут поступить правильно в трудной ситуации.

- Может кто –то хочет прочитать , какие строчки он выписал?

 - А я хочу вам пожелать, чтобы  вы были наблюдательными, внимательными, учились находить вокруг себя и  в природе образцы, примеры для подражания. Помните, что природа-это мир истины и красоты Никогда не унывайте  и всегда храните веру в лучшее.

 -Благодарю вас за общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К изучению творчества А.А.Фета.Литературно-музыкальная композиция:"Учись у них:у дуба,у берёзы..."

Данная литературно-музыкальная композиция посвящена одному из замечательных поэтов "чистого искусства" - А.А.Фету. Приводятся не только интересные факты из жизни поэта, но и передаются основные этапы ...

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»

Самоанализ урока литературы в 6 классе по теме: «Природа и человек в стихотворении А.А. Фета «Учись у них- у дуба, у березы…»...

«А.А. Фет. «Ещё майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них – у дуба, у берёзы». Природа как мир истины и красоты, как мер`ило человеческой нравственности».

Цели:  обучать  анализу  пейзажного  стихотворения  в  единстве  формы  и  содержания;пробудить  интерес  к  поэзии  А.А.  Фета...

А.А. Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы ..."

Анализ стихотворения. Словарная работа. Вывод.Можно использовать, как для письменного анализа, так и для индивидуальной работы....

Анализ стихотворения А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»

Цель урока: Формирование умения извлекать информацию из текста стихотворения, обрабатывать ее и передавать основную мысль в собственном высказывании, логично, последовательно, связно.Задачи урока: 1....

Урок по стихотворению А Фета "Учись у них- у дуба, у березы"

Урок литературы по стихотворению А.Фета "Учись у них-у дуба, у березы"...