Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"
статья

Никулина Ирина Геннадиевна

В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования, требований к структуре, результатам и условиям реализации основной образовательной программы.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем, что для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом? Также активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает физическому и психическому здоровью детей.

За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.

В настоящее  время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий  должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

      Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

По словам профессора Никиты Константиновича Смирнова, «здоровьесберегающие  образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:                                                                                       в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;                                                                                                      в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;                                                              в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;    
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;                                                                  в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.  

Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах здоровьесберегающих технологий.

В педагогике предложено  множество классификаций  принципов здоровьесберегающих технологий.

Автор одной из известных -  профессор Никита Константинович Смирнов.

В своей работе учителя нашей секции стараются реализовать эти принципы.

      ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. 

Принцип медико-психологической компетентности учителя - Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений). Приоритет активных методов обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма школьника.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления.

Этот принцип реализуется в создании ментальных карт и коллажей. Коллажи учащиеся могут составлять по разным предметам: биологии, обществознанию, истории. Важен не предмет, важен принцип.

Только хорошо усвоив материал и проанализировав его, ученик может создать ментальную  карту.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на имеющиеся знания, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принципа постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Этот принцип реализуется в работе по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Например, при подготовке к сочинению, что представлено на схеме. С целью создания ситуации успеха на уроке школьникам можно разрешить при ответе пользоваться опорным конспектом, планом ответа или схемой, составленными  в тетради или предоставленными учителем;

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;

проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз;

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности.

Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Этот принцип реализуется, в первую очередь, в оздоровительных физкультурных паузах, артикуляционной и умственной  гимнастике. Тексты для пауз наши учителя сочиняют сами, что вызывает у ребят ещё больший интерес и повышает активность.

Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг.

Часто на уроках организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Групповая и парная работа применяется на уроках достаточно часто. Это и выполнение учебных задач, и разгадывание кроссвордов, и обоснование и защита своего мнения на проблему урока. А вот из нового: создание лепбука и проектная деятельность.

В средней и старшей школе учителя часто используют практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности., что требует от нас ФГОС.

Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Этот принцип, пожалуй, самый объёмный. В нашей работе большое место занимают интеллектуальные игры:

«Звёздный час», «Что? Где? Когда?», «История в лицах», «Звёздный час», «Суд над князем Игорем», и т.д., викторины по русскому языку и литературе, проводимые по творчеству писателей и поэтов.

Сюда же можно отнести и внеурочную работу по предмету: посещение музея изобразительных искусств и музея казачества с последующим написанием творческих работ; литературные гостиные по творчеству В.Высоцкого, поэтов-бардов, Б.Окуджавы, Дениса Давыдова, посиделки, постановки отрывков литературных произведений, литературный бал.

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к здоровью (своему и окружающих людей).

А этот принцип реализуется в работе над сочинениями на темы физического и нравственного здоровья.

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

Этот принцип реализуется во время экскурсий, когда школьники сознательно соблюдают правила поведения в общественных местах, избегают ситуаций, которые могут негативно сказаться на их здоровье как физическом, так и нравственном. Это и поездка в Петербург, в музей Сарепта, аквапарк, каток, на пейтбол, музей пленения Паулюса.

При планировании работы школы с усилением внимания к вопросам здоровьесбережения необходимо, во исполнение принципа «Не навреди!», продумать четкую систему отслеживания всего комплекса показателей (психофизиологических и психолого-педагогических), отражающих воздействие технологий на состояние здоровья учащихся.

Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта нашей педагогики - приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение задачи ФГОС - формирование положительной Я-концепции личности подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на школьном методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Выступление на методическом объединении о применении здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы. СТАТЬЯ. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Доклад содержит критерии здоровьесберегающего урока, два приложения: правила работы в группах и рецензию ответов, а также разработку урока по роману Даниеля Дефо "Робинзон Крузо"....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...