конспект урока по родному русскому языку
план-конспект урока (5 класс)

Новоселова Ольга Владимировна

Наши имена

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского (родного) языка: «Наши имена»

Цель: углубить знания детей об именах;

Задачи: - познакомить учащихся с историческими этапами появления имён, со значением их собственных имён, с чертами характера, связанными с именами;

 - развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; -  способствовать сплочению ребят в коллективе.

Ход мероприятия  

l. Орrанизационный момент.

Звучит спокойная музыка.

- Давайте друг другу улыбнемся. От наших улыбок станет светлее!

2.Вступительное слово.

Загадка про имя

- Внимательно посмотрите друг на друга и скажите: «Чем вы отличаетесь друг от друга.

- Ну конечно же это-имя.  У каждого человека есть имя.

Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке

Оставит мёртвый след, подобный

Узору надписи надгробной

На непонятном языке...

 Оно дано ему при рождении, и он носит его всю жизнь. Мы живём  в мире имён. Сегодня мы попробуем открыть некоторые тайны имен. Итак, начинаем!

3.  Повторение изученного.

- Как называется наука, изучающая историю имен собственных?

- По какому принципу в древности и на Руси давали имена?

    (Были в древности имена: Волк, Медведь, Орёл, Лиса. Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Одни  имена были похожи на прозвища: Хромой, Лапоть, Воропай, другие отражали отношения к родившемуся ребёнку: Ждан, Неждан, или порядок их рождения: Первуша, Третьяк, Одинец. Считалось, что некоторые имена могли отвести от детей беды и болезни, например: Горе, Захворай.)

 Задание. Внимательно послушайте и запомните древние славянские имена: Любим, Несмеяна, Кудряш, Волк, Добрыня, Ждан, Нечай, Метелица, Друган. Попробуйте объяснить значение имен.

    Кто-то может не поверить, что были такие имена, что это клички, прозвища. Но это действительно имена наших предков.

   Был и другой период в истории русских имен, когда их выбирали по церковным календарям. В конце X века под руководством киевского князя Владимира произошло «Крещение Руси». Обряд “крещения” состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов. Регистрация новорождённых детей проводилась только церковью, а имена давались по святцам, в которых на каждый день каждого месяца записаны имена святых почитаемых Русской Православной Церковью. Человек, получивший имя святого, обретал не только его покровительство, но и благодатную близость к нему. Даже в наши дни многие родители дают имена детям в честь святого- чаще всего того, чья память отмечается в этот день. День памяти святого называли именинами или днём ангела. 

 10 декабря – Николай, 24 июля - Ольга

Дарья- 1 апреля        

Большинство самых обычных наших имён, к которым мы привыкли и считаем своими, русскими, на самом деле являются иностранными. В нашем детском объединении есть греческие, латинские, еврейские и персидские имена.

На прошлом уроке вы защищали свои мини-проекты на тему : «Что в имени тебе моем?», кто не сдал работу на прошлом уроке, не забудьте сдать в конце этого урока.

Сообщения  учащихся по плану:

  1. Меня зовут…
  2. Моё имя означает…
  3. Краткая характеристика имени.
  4. Знаменитости

А сейчас мы с вами немного поиграем.

4. Конкурсная программа

Дети делятся на 2 команды, дают название командам.

1 задание. Разминка — вопросы задаются поочередно первой  и второй командам.

1. Кто разбил, скажите мне, войско шведов на Неве? (Александр Невский.)

2. Кем из трех богатырей побежден Тугарин Змей? (Алешей Поповичем.)

3. Есть во ржи такой цветок,

Синеглазый паренек.

Так зовут ребят девчонки,

С нежной лаской... (Василек.)

4. Кто, скажи, всем панам - пан?

Ну, конечно же... (Степан.)

5. Премудрая, прекрасная,

Нежна, как зорька ясная.

Красива, как актриса,

Ты, наша... (Василиса.)

6. Ты - зорька долгожданная,

Любимая, желанная,

Ты - к жизни воскресение,

Что солнышко весеннее,

Твой дом - страна Россия,

Ведь ты... (Анастасия.)

7. Жемчужиной в море,

Цветочком в саду

Встречаешь ты зори

С природой в ладу,

Вся жизнь твоя

счастью открыта,

Родная моя... (Маргарита.)

  8.  Как звали человека, совершившего первый космический полёт? (Юрий Гагарин)

9. Как зовут Президента Российской Федерации (Владимир Владимирович)

Педагог. Молодцы, ребятки! Однако викторина - всего лишь разминка для ума. Следующий конкурс потребует от участников гораздо больших интеллектуальных усилий. (Приглашаются желающие (по 5 человек), им выдаются карточки с заданиями.)

2 задание .  Филворд «Найди 26 имён»

 

Физминутка.

Раз, два,

Три, четыре.

Три, четыре,

Раз, два.

Мы шагаем дружно в ряд –

Первоклассников отряд.

Алины, Артемы, Мараты и Саши,

Степа, Гриша, Таня и Даши,

Дима, Ксюша, Эльмира, Карина,

Родион, Арсений и Аделина.

Присядут те, кого мы назвали,

А остальные своё имя сказали.

Запомните, что имена

Пишутся с большой буквы всегда!

3 задание. Конкурс «Аукцион знаменитых тезок».

Вспомним знаменитых Александров. (Александр Пушкин, Македонский, Невский, Радищев, Грибоедов, Блок, Грин, Дюма, Фадеев, Твардовский, Галич,  Розенбаум, Малинин, Буйнов).

Назовите знаменитых Валентинов и Валентин. (Валентин  Серов (художник; показать его картину “Стригуны на водопое”).  Валентин  Катаев (писатель; показать его книгу),Валентина  Толкунова (певица), Валентина Легкоступова (эстрадная певица), Валентина Терешкова (летчик - космонавт; показать портрет).

Иван – русское,

Вано – грузинское,

Ван – китайское,

Ян – польское,

Аванес – армянское,

Ганс – немецкое,

Джованни – итальянское,

Жан – французское,

Жуан – испанское,

Жоа – португальское,

Джон – английское,

Юхан – финское

4 задание.А что за события обозначают эти даты:

25 января (Татьянин день, День студентов).

14 февраля (День Святого Валентина, День всех влюбленных).

7 июля (Иван Купала)

8 июля (Петр и Феврония Муромские)

Кто знает с какими именами связана сегодняшняя дата?

Именины.

Александра, Анатолий, Арсений, Василий, Виктор, Гавриил, Герман, Клавдия, Никита, Николай, Нина, Павел, Серафима.

  

Народные приметы и фольклор Руси.

 

Павел и Варлаам, Павел Исповедник и Варлаам Хутынский. Ледостав.

Если на ледостав снегопад, зиму надо ждать снежную, благоприятную для озимых.

Если лёд на реке к этому дню становится грудами - и хлеба будут груды, а гладко - так и хлеба будет гладко.

Коли стоит на улице безветрие - к скорым морозам.

5 задание. Блиц - турнир.

В данном задании нужно узнать имена девочек и мальчиков, спрятавшиеся в тексте. Ответ может подсказать эхо, ведь разгадка скрыта в самом конце вопроса. Но нужно быть внимательными: эхо может и подвести.

1 .Кто принёс куклу из магазина?

Ответ: Зина (магаЗИНА).

  • Как зовут мальчика, который не боится ни града, ни грома?
  • Кто        рассказывает брату мультфильм про Самоделкина и Карандаша?
  • Какое        имя у девочки, которая от зелёнки зелена?
  • Кто        покажет дом, в котором живёт растеряша?
  • Как        зовут девочку, с которой дружит дочь Малинина?
  • Кто        с нетерпением ждёт подарки от Деда Мороза?
  • Как        зовут мальчика, у которого густая шевелюра?
  • Кто        подскажет друзьям место, где растёт вкусная ежевика?

     Молодцы! А теперь вам предстоит очень сложное задание.

6 задание. «Имена играют в прятки».

 В каждом предложении прячется имя. Постарайтесь найти эти имена. 

Образец: Наш ш
еф имеет большое влияние. (Ефим.) 

Карточка 1: 1. Пеле на футбольном матче забил великолепный гол. (Лена) 2. Мы наловили ведро лягушек.  (Оля) 3. Снова рядом мы идём, песню весело поём. (Варя) 4.А фон я нарисовал в картине голубым. (Афоня) 5. Мой папа велосипедист. (Павел) 

Карточка 2: 1.Я готовился дома к симфонии.  (Максим) 2. Бабушкины вареники такие вкусные. (Никита) 3. Только после смены снимет сталевар тёмные очки. (Артём) 4. Слон и на арене цирка мечтает о еде. (Нина) 5. Труден и слишком опасен подъём на вершину горы. (Денис)

7 задание. Разгадай ребусы.

Командам раздаются карточки с ребусами.

8. Конкурс капитанов -скороговорщиков

  1. Осип осип, Архип охрип.
  2. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
  3. Кирилл Кире подарил рыбку,

          Кира Кириллу подарила улыбку.

  1. У Клары и Валерки
    Вареники в тарелке.

 9.  Викторина «Добавь имя».

(По 1 баллу за правильный ответ).

I команда. II команда.

Домовенок…(Кузька) Старик…(Хоттабыч)

Мумми…(Тролль) Урфин…(Джюс)

Папа…(Карло) Робинзон…(Крузо)

Дядюшка… (Ау) Тута…(Ларсом)

Доктор…(Айболит) Кристофер…(Робин)

Барон…(Мюнхгаузен) Почтальон…(Печкин)

Гарри…(Потер) Синдбад…(Мореход)

Синьор…(Помидор) Ашик…(Кериб)

Добрыня…(Никитич) Дядя…(Степа)

Питер…(Пен) Капитан…(Врунгель)

Илья…(Муромец) Тугарин…(Змей)

Али…(Баба) Забава…(Путятишна)

Соловей…(Разбойник) Царь…(Горох)

Баба…(Яга) Оле…(Лукойле)

Курица…(Ряба) Лихо…(Одноглазое)

Сивка…(Бурка) Черепаха…(Тортилла)

10. Викторина

1.В каком имени 30 я? (Зоя)

2.В каком имени пол я? (Поля)

3.Назовите женское имя, которое состоит из двух гласных? (Ия)

4.Название какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен? (Севастополь)

5.Какое русское женское имя не заканчивается ни на «а», ни на «я»? (Любовь)

6. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? ( Имя)

7.Кто назовет имена девочек, которые пишутся и произносятся одинаково как справа налево, так и слева направо? ( Алла, Анна, Ада)

8.Если от имени мальчика отнимите букву, то получите имя девочки. ( Коля – Оля, Вася – Ася)

9.Назовите женские имена, которые начинаются на букву Э. ( Элеонора, Элла, Эмма, Эльза, Эльвира).

Вывод: Девочка со светлыми волосами?

Мальчик, который любит прыгать?

Мальчик, родившийся третьим в семье?

Подведение итогов конкурса.

Педагог. Ну что ж, друзья, наш разговор об именах подходит к концу... Ребята! Я думаю, что вы заинтересовались одним из самых своеобразных уголков языковедческой науки. Пусть наше занятие побудит вас поглубже, подоскональнее заняться языком. Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её.

НАШИ ИМЕНА

Ещё с незапамятных давних времён

Мы носим немало прекрасных имён.

Всё самое светлое, доброе в них

Вложил человек, словно в песню и в стих.

В них - вера, надежда, святая любовь,

Стучит в них живая истории кровь.

И нам не даёт она право забыть

Того, кто мы есть, и того, как нам жить.

У имени есть и значенье, и цвет,

Оно и с природою держит совет,

Симфонией дивных созвучий своих

Нас имя пленяет, как песня и стих.

Но в нём есть и тайная сила своя,

Не помнить об этом нам тоже нельзя.

А тот, кто сумеет её разгадать,

Тот сможет и счастье своё отыскать.

От разных народов, из разных времён

Пришло к нам немало любимых имён.

И долг наш - в согласии с именем жить,

Как честь, его свято беречь и хранить.

Рефлексия.

Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение, объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”

Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по родному русскому языку. Тема: Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения.

Цели:Специальные: а)познавательные: познакомить учащихся с понятием языковой нормы, с понятием варианта нормы;б) практические: формировать умение применять на практике знания о языковых нормах.Общепре...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему "Слова - историзмы".

В этом учебном году у нас  появился новый предмет (родной (русский) язык.  Предлагаю вашему вниманию конспект урока по данному предмету, который проводился в 3 классе коррекционной школы....

Конспект открытого урока по родному русскому языку "Язык художественного литературы"

На примере лирического отступления в 11 главе поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души" рассматривается особенности языка художественной литературы. Домашнее задание направлено на повторение функциона...

Конспект урока по родному русскому языку

Разработка урока "История и этимология русских имён и фамилий", 5 класс...

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости»

Конспект урока по родному русскому языку в 9 классе на тему «Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости». В урок добавлены типичные ошибки, присущие своей ...

Технологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»

хнологическая карта урока по родному русскому языку «Нормы русского литературного языка и культура речи»...