приемы технологии развития критического мышления
консультация

Кудряшова Елена Владимировна

В данной статье показаны приемы  технологии критического мышления на разных этапах  урока русского языка и литературы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

       Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – реализация смысла – рефлексия. Стадия вызова, когда обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает о данной теме. Эти знания могут стать базой для усвоения новых знаний. Вторая фаза называется смысловой. На  ней обучающийся  вступает в контакт с новой  информацией или идеями. Третья фаза – рефлексия, когда информацию пропускаешь через своё видение.  

    С помощью этой технологии школьники учатся вырабатывать свой взгляд на вещи, видеть чужое мнение, отличное от его, вырабатывать коммуникативные навыки общения, уважать различные точки зрения. Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы в старших классах.  Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии я использую следующие приемы: «верные- неверные утверждения», «корзина идей», «кластеры».

   Прием №1 «верные - неверные утверждения»

Вот как прием «верные- неверные утверждения» работает на стадии вызова при изучении темы 7 класс «Частица»

Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются. Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»

Из моего педагогического опыта

На каждой парте распечатка:

-Частица – самостоятельная часть речи

-Частицы не изменяются

-Частицы выражают различные смысловые отношения между словами

-Частицы служат для связи слов в предложении

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».

Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Прием «верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.

Прием №2   «корзина идей» и «кластер»

Цель использования  приема на данном этапе: стимулирование и активизация мыслительной деятельности.   Прием приводит в действие все полученные ранее знания ребят. Способствует развитию устной речи(требуется произносить полные ответы)

 В течение урока на второй стадии мы опять возвращаемся к “корзине”, чтобы подвести ребят к осмыслению своих ошибок. Этот прием уместен как на уроке русского языка, так и на уроке литературы.

Вторая стадия – «стадия осмысления содержания»

Наиболее приемлемым на уроках русского языка  считаю такой прием, как чтение с пометами с заполнением рабочего листа   в формате таблицы

«V» знал

«+»узнал

«-» вызывает сомнения

«?» хочу знать

Цель использования приема: делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

  Предлагается обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

- Какая информация вам была уже известна? Все согласны с этой информацией?

- Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?

- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать?( дети предлагают свои варианты)

 Третья стадия – «стадия  рефлексии».

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, « толстые и тонкие вопросы»

Прием №1

Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

    Основные задачи дискуссии:

-обмен первичной информацией;

-выявление противоречий;

-переосмысление полученных сведений;

-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

    Из моего педагогического опыта

  Пример работы с таблицей «Перекрестной дискуссии» на уроке литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема урока: «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?»

Цель дискуссии на стадии рефлексии:   возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности. Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы? Предлагается записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.

Печорин виновен

Печорин не виновен

Дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против».   Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей. В зависимости от ответа  учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются. По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Печорин виновен, потому что…», «Нет, Печорин не виновен, потому что…», «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…»

Прием №2. «Кластер»

 Кластер - это способ графической организации материала.

Цель: позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему; на стадии рефлексии понятия группируются, систематизируются и между ними устанавливаются логические связи. Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Кластер – это прием, который является палочкой-выручалочкой в 11классе при подготовке к ЕГЭ. Если использовать этот прием в системе, как на уроках литературы, так и на уроках русского языка, то для выпускников это будет хорошим подспорьем при подготовке к экзаменам.  

На уроках литературы для самостоятельной учёбной и домашней работы использую прием  «толстые» и «тонкие вопросы».

«Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно. Прием «толстых» и «тонких» вопросов учит ребят думать над прочитанным, понимать произведении.  Заданный  учеником вопрос по тексту художественного произведения  является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На первых порах работы с этим приемом я учу детей определять уровень сложности вопроса – относить его к «тонким» или «толстым».Это можно делать на вопросах , которые предлагает учитель или вопросы учебника.«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы , которые ребята публично защищают .

Из моего педагогического опыта

10 класс Тема : И.С.Тургенев « Отцы и дети»

 «тонкие» вопросы

«толстые » вопросы

Кто главные герои романа « Отцы и дети»

Назовите темы споров Базарова и Кирсанова

Назовите маршрут Базарова

 Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?

Что устарело в романе и что в нем современно?

 В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их сближает?

   

Прием №4 составление синквейна.

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное по особым правилам.

 Цель написания синквейнов – отработать понятия, рефлексивно оценить пройденное.

Главный принцип – выражение собственного смысла через описание, действие и отношение.

    Используя на уроках приемы ТРКМ, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

материал семинара по теме "Приемы развития критического мышления"

Данная презентация поможет в проведении семинара, занятия школы молодого учителя по теме "Школьные технологии.Приемы и методы развития критического мышления". Материал презентации разработан на основе...

Синквейн как один из приемов развития критического мышления через чтение и письмо.

Написание синквейна – это эффективный метод развития образной речи, это форма свободного творчества, это составление краткого резюме на основе больших объемов информации. Следовательно, по синквейну м...

Методы и приемы технологии критического мышления

Конструктивную  основу "технологии критического мышления" составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: "Вызов - осмысление - размышление". В данной работе подробно рассмот...

Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1.     Нормативно-правовые основы ра...