опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»
статья (9 класс)

Петрова Ирина Алексеевна
Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, объединяющей интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Вместе с тем количество часов в учебных программах не всегда позволяет в полной мере реализовать возможности предмета в данном направлении. Однако внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_kopiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка  и литературы» 

 учитель русского языка и литературы

        МБОУ «Гатчинская СОШ  №1» Петрова Ирина  Алексеевна

«Дети охотно всегда чем-либо занимаются.

Это весьма полезно,

а потому не только не следует этому мешать,

но нужно принимать меры к тому,

чтобы всегда у них было что делать».

Я.А. Коменский.

                   Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной, объединяющей интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Вместе с тем количество часов в учебных программах не всегда позволяет в полной мере реализовать возможности предмета в данном направлении. Однако внеурочная деятельность по предмету дает возможность выявить и раскрыть потенциал учащихся. Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от добровольности участия, заинтересованности, творческого содружества учителя и ученика по достижению совместно выбранной цели. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку, и задача педагога не столько вооружить ребенка знаниями, сколько научить его применять их на практике. Поэтому во внеурочной деятельности акцент делаю на проектную, исследовательскую деятельность, участие обучающихся в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах. Согласно ФГОС: «Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)». Развитию познавательных интересов способствуют предметные недели, олимпиады, конкурсы. Победы учащихся в предметных олимпиадах подтверждают качество школьного образования и расширяют возможности самореализации учащихся и демонстрации способностей в освоении программ повышенного уровня. В школе ежегодно проводится Декада русского языка и литературы, план проведения которой обсуждается на МО и разрабатывается со старшеклассниками. Мои ученики являются самыми активными участниками всех мероприятий. В конкурсе экскурсоводов «Места, где жил великий человек священны…».В 2017-2018 учебном году мои ученики Санникова Дарья , Пулькин Валерий( 10 класс) и Логинова Полина (9В) стали победителями этого мероприятия ,продемонстрировав  не только самостоятельность в выборе материала для литературной экскурсии, но и в  создании презентации. Также жюри ( и профессиональное, и зрительское) отметило  эмоциональность их выступлений, интересную подачу материала. Кроме этого, в прошлом году провели конкурс буктрейлеров «Читай! Думай! Твори!».В 2018-2019 учебном году провели ещё и буккроссинг, когда ученики и учителя обменивались книгами и делились друг другом  новыми читательскими впечатлениями. Заканчиваем Декаду традиционно Парадом литературных героев для учащихся среднего звена, а старшеклассники становятся участниками Литературных гостиных: «Муза Серебряного века» ( о жизни и творчестве Марины Цветаевой)  и «Вначале было Слово» (о поэзии поэта-юбиляра Андрее Дементьеве). В течение всей Декады итоги проведенных мероприятий помещаются в информационном бюллетене. А общий итог подводится на общешкольной линейке, где отличившимся вручаются грамоты и призы- книги. Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является работа с одаренными детьми, увлечёнными, непосредственными, талантливыми. Поэтому я прежде всего стараюсь чем-то увлечься сама, а потом заинтересовать своих учеников .Очень хорошим подспорьем в работе с одарёнными детьми являются дистанционные конкурсы .Уже несколько лет результативно сотрудничаем с НОЦ «Эрудит», ЦДО «Снейл», ЦДО «Отличник».C февраля  2014 года учащиеся нашей школы приняли участие в 28 мероприятиях «Снейла»: Международный конкурс-игра по русскому языку «Ёж», Международный конкурс «Детская книг», Международная олимпиада по русскому языку «Пишем правильно», Международный конкурс «100 великих. Поэты и писатели», Международная ЕГЭ-Олимпиада. Литература, Международная ЕГЭ-Олимпиада. Русский язык ,Международный конкурс «100 великих. Поэты и писатели», Международная олимпиада по Русскому языку «Вкус слова» ,Международный конкурс «Детская книга» и другие .Особенно ребятам понравились Дистанционный проект к 70–летию Победы «Неизвестные лица Второй мировой» и Международная неделя Филологии.  Несколько лет участвовали в Конкурсе детского художественного конкурса «Театр-глазами детей», который проводит ТЮЗ имени А.А.Брянцева. С группой учащихся 8-9 классов посещали спектакли. Результатом наших зрительских впечатлений стали работы Алены Васильевой и Черкасовой Софии к спектаклю «Полллианна», Эйсмонт Ульяны – к «Датской истории», а в 2017 году работа Эйсмонт Ульяны и Логиновой Полины к спектаклю «Парень из прошлого» стала лауреатом этого конкурса. Особое место в работе с одаренными детьми отводится организации научно-исследовательской работы, где наиболее успешное применение нашли такие технологии, как:

- исследовательская;

- информационная;

- проектов;

- критического мышления.

Мои ученики-постоянные участники, победители и призёры различных конкурсов и конференций: Ефремовские чтения, «Ровесник - ровеснику», «Конкурс любителей русской словесности», «Идеи Д.С.Лихачёва и современность ».Кроме этого, с 2016 года мои ученики участвуют в Международном краудсорсинговом  интернет-проекте про чтение художественной литературы, изучаемой в школе «Страна читающая». Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе в сочетании с учебной деятельностью дают позитивную динамику и эффективность участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету и последовательно ведут к развитию творческих способностей школьников, положительно влияют на взаимоотношение детей и учителей.
Внеурочная деятельность предполагает различные формы и методы работы с учащимися. Участие учащихся во внеурочной деятельности добровольное.

           Мне часто многие мои коллеги задают вопрос: «Как Вам удается увлечь ребят заниматься серьезно литературой?»   Очень просто раскрывает тайну успехов моих учеников    один из основоположников педагогической и психологической науки Павел Петрович Блонский, человек широких и разносторонних интересов : “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. Дать «глубокое впечатление» от прочитанного произведения - главная задача всей моей педагогической деятельности.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1.Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993
2. Кульневич С.В., ЛакоценинаТ.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», 2001
 3.Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей. // Инновационная деятельность в образовании. 1994 №1 с. 54-64
4. Методика преподавания литературы: учебник для студ. Пед. вузов / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. – 5-е изд., испр. – М.: Академия, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся через развитие познавательного интереса на уроках математики.

в данной презентации я рассматриваю два основных вопроса:- что такое познавательный интерес- и приемы с помощью которых можно развивать позновательный интерес на уроках математики...

Статья "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

Данная статья  знакомит с методами и приемами работы на уроках  для развития познавательного интереса к русскому языку и литературе....

Дипломная работа "Роль активных методов обучения в развитии познавательного интереса на уроках русского языка в основной школе"

В работе представлен теоритический материал о роли обучающегося в современном образовательном процессе. В пратической части представлен эксперимент по развитию познавательного интереса на уроках русск...

"Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы"

В статье представленны формы и методы работы, способствующие развитию познавательного интереса на уроках русского языка....

опыт работы по теме «Работа с одаренными детьми через развитие познавательных интересов к урокам русского языка и литературы»

Высокий познавательный интерес учащихся к изучению русского языка и литературы немыслим без организации внеурочной деятельности по предметам. В содержании образования произошел пере...

Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы

Как показывает практика, в преподавании русского языка и литературы одной из серьезных проблем школы является снижение интереса учащихся к изучению русского языка и литературы и, к...