Картина Е.В. Сыромятниковой, 6 класс
тренажёр (6 класс)

Кутняхова Наталия Анатолиевна

Пошаговое создание плана к описанию картины Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители" на уроке русского языка в 6 классе по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженсокй, Л.А. Тростенцовой и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syromyatnikova.pptx584 КБ
Файл syromyatnikova_6_kl.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Екатерина Васильевна Сыромятникова

Слайд 2

Автор картины "Первые зрители". Живописец. Член Союза художников. Училась в Московском Художественном институте (до 1948 г.). Постоянный экспонент московских, республиканских и всесоюзных художественных выставок.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 10

Контрольное сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой

«Первые зрители»

(по материалу упражнения 499)

Шаги выполнения контрольной работы.

Шаг первый. Маленький, но важный.

Работа нам предстоит серьезная, но знакомая. Для начала вспомним, с чего мы обычно начинали.

Начинали  мы всегда с цели урока, и, если тема позволяет, с перечня задач, которые решим на уроке.

Какова же цель? Создание текста, не так ли?

А задачи?  Рассмотреть картину, увидеть ее особенности, почувствовать настроение, понять авторский замысел, а заодно и его же, автора, позицию.

А еще?

Увидеть детали.

А еще?

Подобрать нужные слова, составить план, продумать содержание вступления, основной части, заключения.

Подумать, что именно войдет в основную часть. Написать черновик. Проверить, соответствуют ли части требованиям к композиции и содержанию.

И  какой первый шаг будем делать?

Рассмотрим картину?Рановато. Еще идеи есть?  

Ну конечно, нам нужно хоть что-то узнать об авторе этой картины.

Это художница, ее зовут Екатерина Васильевна Сыромятникова, о ней, кстати, не так уж много и известно.

Шаг первый. Об авторе.

(пригодится для вступления и для понимания личности художника)

Погуглите, раз уж у вас интернет под боком.

Кстати, картина, которую мы будем описывать находится в … Где?

Что еще важно сейчас, пока не начали писать?

Вот о чем перед началом работы задумывался Максим Горький:  

Прежде, чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Я бы еще один вопрос добавила: «Для кого написать?».

Пишем грамотно и разборчиво, аккуратным почерком. Дмитрия Николаевича, если что, привлекаем.

Шаг второй.

Какой?

Рассматриваем картину!

Где точка входа? Что в центре? А где он, кстати? Кто герой/герои  картины? Что вообще здесь происходит? А…

А кого на картине нет? А мог бы быть? (художник)

Настроение? Краски? Что в комнате? Что за окном? Погода?

Шаг третий. Осмысливаем увиденное.

Картина, о которой мы  говорим,  не совсем обычная. А вот в чём её необычность, нам предстоит выяснить.

Тонким ценителям искусства рекомендую в помощь стихотворение Игоря Брумера  для поддержания настроения:

Картина. Комната. Мальчишки,

почти залезшие в окно.

И не читают они книжки,

и не идут смотреть кино.

Картина в комнате и краски,

и кресло мягкое в углу,

но взгляд не оторвать от сказки,

от той прекраснейшей завязки,

что расплескалась по холсту.

В картине комната и тихо,

и звука не произнести.

Мы затаим дыханье, – слышишь,

чтоб красоту не извести.

Чтоб свежесть красок не поблекла,

ещё таких сырых, живых.

Чтоб нам чудес открылась дверка,

чтоб любоваться нам на них.

Самое интересное здесь то, что это картина в картине.

Мы рассматриваем картину художницы Е.В.  Сыромятниковой, а  мальчишки на полотне рассматривают картину неизвестного нам художника.

А мы эту картину не видим.

Мы можем только догадываться, что изобразил на ней художник.

Предположите, что рисует художник картины Сыромятниковой на своей картине?

Может быть, это пейзаж, который виден из окна: белоствольные березки и темный лес вдали?

Может это натюрморт: букет ромашек, который стоит на столе?

А может художник нарисовал как раз вот их -  непоседливых мальчишек, и они почти выпадают из окна, рассматривая нарисованных себя?

Шаг четвертый.

Пора составить примерный план.

  1. Перечислите всё, что  изображено на картине.

(Комната художника (или мастерская); два мальчика, заглядывающие в окно; заокном – берёзы, лес; огромное окно, распахнутое настежь; занавески; мольберт схолстом; деревянный табурет; палитра и кисти; этюдник; букет ромашек; кресло.)

- Что такое мольберт?

(Мольберт – подставка, на которой художник укрепляет подрамник с холстом, доску,картон.)

- Что такое палитра?

(Палитра – небольшая тонкая дощечка, пластинка для смешивания красок сотверстием для пальца, еще палитрой называют подбор красочных сочетаний вкартине художника.)

- Что такое подрамник?

(Подрамник – остов, на который натягивается холст для живописной работы.)

  1.  Опишите обстановку комнаты художника. Найдите детали.

(В углу у окна, затенённое, стоит старинное кресло с гнутыми ножками и изящными деревянными подлокотниками. Тонкая светлая занавеска отодвинута до самого края полностью распахнутого окна и слегка колышется. На полу стоит керамическая ваза с букетом полевых ромашек. Этюдник прислонён к стенепод окном.)

- Что такое этюдник?

(Этюдник – специальный плоский деревянный ящик для хранения красок, кистей, палитры и местом для помещения этюда. Некоторые этюдники имеют выдвижные ножки, что очень удобно при рисовании на природе.)

  1.  Что мог наблюдать художник из своего окна?

(Через открытое окно комнаты художника  виднеется прекрасный пейзаж. Мы видим  белые с коричневым стволы берёз, их свежую зелень. За берёзами – поляна,трава которой отливает изумрудным цветом. Вдалеке за поляной начинается лес, окутанный  дымкой.)

  1. В открытое окно заглядывают два мальчика – первые зрители картины. Как они выглядят? Что они делают? Что их заинтересовало  в комнате художника?

(Темноволосый мальчик в красной рубашке перекинулся через подоконник и заглядывает в правый угол, невидимый для зрителей. Видимо, он заметил что-то интересное. Может быть, другая картина, а может, он смотрит на отошедшего зачем-то художника.

Другой мальчик постарше. У него темные волосы, он улыбается, в его глазах – неподдельный интерес к работе художника. На мальчике бело-голубая футболка – легкая, летняя. Одежда детей созвучна настроению картины)

Итак, назовите первый пункт плана.

Варианты:

- Е.В. Сыромятникова – автор картины «Первые зрители»

Или

- Экспонат Третьяковской галереи.

Или

- «Первые зрители» - картина в картине

Составьте план основной части

Например:

II. Описание картины «Первые зрители»:

а) обстановка комнаты художника;

б) картина художника;

в) вид за окном;

г) первые зрители.              Или

II. Художественный мир картины«Первые зрители»:

а) Простота и очарование мастерской художника.

б) Загадка картины на картине.

в) За окном.

г) Юные зрители  - первое впечатление.

А теперь шаг пятый.

Почему пятый? Потому что в отдельный этап выделим важный момент -  запись последнего пункта плана. Заключения.

В основном потому, что кое-кто, путая композицию и содержание, ошибочно называют последний пункт плана так: «Заключение».

А так нельзя.

Вспомните, у плана есть еще одна роль – помощь пересказать. Если пункт плана звучит так: «Енотики – самые милые существа на свете», будем рассказывать о енотиках.  Если пункт такой:  «Литовское государство в исторических исследованиях последних лет», то о том, как изучают в последнее время Великое литовское княжество.

Что пересказать поможет название «Заключение»?

- Попытайтесь в заключении отозваться об  общем  настроении картины.

(Общее настроение картины можно сравнить с пейзажем за окном – летнее,

приподнятое, жизнерадостное.)

- Попытайтесь понять, какова идея картины.

(Пока у художника есть зрители, пусть даже такие юные, он может творить, и его картины могут быть интересными и завораживающими.)

Как можно назвать третий пункт плана?

- Настроение картины.                                          Или

- Идея полотна.                                                      Или

- Суть авторского замысла.                                  Или

- Необыкновенный замысел картины.                  Или

-  Общее настроение картины и её идея.               Или

- Очарование картины Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители».

План составлен. Приступайте к созданию текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

План-конспект урока "Сочинение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"

Данной разработкой можно восползоваться при подготовке к уроку русского языка в 6 классе...

Урок-подготовка к сочинению по по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"

Урок в 6 классе (КРО) по русскому языку.Тема: « Подготовка к сочинению по картине Екатерины Васильевны Сыромятниковой « Первые зрители»» Цели и задачи: - продолжить знакомство со словарём художни...

Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители" 6 класс

Эта работа ученицы 6 класса, которую можно использовать для примера на уроке или для анализа....

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители»

Задачи урока:• знать тип текста – повествование;• знать композицию рассказа-повествования;• уметь подбирать нужные для описания слова;• уметь создавать рассказ-повествование;• развивать речь учащихся,...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ ПО КАРТИНЕ Е. В. СЫРОМЯТНИКОВОЙ «ПЕРВЫЕ ЗРИТЕЛИ»

ТЕМА. Подготовка к сочинению – описанию по картине Сыромятниковой «Первые зрители».Цели  урока.Образовательная.Развивать умение описывать художественное полотно.Повторить особен...

Сочинение-рассуждение по картине Е. В. Сыромятниковой "Первые зрители". Рабочий лист

Рабочий лист поможет учащимся написать сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой "Первые зрители". Учащиеся познакомятся с биографией художника, вспомнят структуру сочинения-рассуж...