Ф. де Соссюр и его вклад в развитие лингвистики
элективный курс

Презентация для проведения урока в рамках элективного курса "Русская словесность" / факультатива по русскому языку / родному (русскому) языку. Также пригодится для студентов, обучающихся по направлению "Филологическое образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_f._de_sossyuru.pptx535.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф. де Соссюр и его вклад в развитие лингвистики Работу подготовила Маркова Ю.В .

Слайд 2

О Ф. де Соссюре Фердинанда де Соссюра (1857 - 1913) называют Коперником современного языкознания. Лингвистическая концепция Соссюра основана идеях знаковой природы и системности языка. Идеи Соссюра послужили основой для возникновения структурализма XX в. Они помогли в преодолении кризиса мирового языкознания в конце XIX - начале XX в. Ф. де Соссюр (1857-1913)

Слайд 3

О Ф. де Соссюре В 16 лет, занимаясь структурой индоевропейского корня, за три года до К. Бругмана и Г. Остхофа , Соссюр случайно открыл ранее неизвестные индоевропейские сонанты - звуки, которые могли формировать слоги. В Лейпцигском университете в 1878 г. Соссюр написал диссертацию «Мемуар (исследование) о первоначальной системе гласных в индоевропейском языке».

Слайд 4

«Мемуар (исследование) о первоначальной системе гласных в индоевропейском языке». Стержневой идеей « Мемуара » была системность языка . Соссюр выдвинул гипотезу о необычных сонантах , которые затем были утрачены, но косвенно отражаются в чередованиях гласных современных индоевропейских языков. Соссюр сделал важный вывод о системности фонетического и морфологического строя индоевропейского праязыка .

Слайд 5

«Мемуар (исследование) о первоначальной системе гласных в индоевропейском языке». 1) каждый корень содержал гласный «е», за ним мог следовать сонант i, u, r, l, m, n: (* mer -, ber -, mei -, pei -, ken -); 2) в некоторых условиях гласный «e» чередовался с «о», в других «e» исчезал (* mer - // mor -: умер, мор, умри; ber - // bor -: беру, сбор, брать); 3) там, где гласный «e» выпал, корень, не содержавший сонанта, остался без гласного. В корне же с сонантом сонант выступает в качестве слогового звука, когда за ним следует согласный: * pei-ti → пи- ть .

Слайд 6

«Мемуар (исследование) о первоначальной системе гласных в индоевропейском языке». Важнейший принцип этих правил состоит в том, что при одинаковых морфологических и фонетических условиях огласовка разных корней должна быть одинаковой . Например , в первом лице настоящего времени индоевропейских глаголов в корне имеется гласный «е»: нем. ich gebe (даю), лат. lego (собираю), рус. несу / веду /везу / плету.

Слайд 7

Ф. де Соссюр в Париже и Женеве В 1880 г. Соссюр защитил докторскую диссертацию по синтаксису . Он начинает работать в Парижском университете, и в Париже знакомится с И.А. Бодуэном де Куртенэ . В 1891 г. Соссюр переезжает в Женеву . Здесь учёный занимался классическими и германскими языками, лингвистической географией, эпосом Нибелунгов , французским стихосложением и греческой мифологией. Осталось 99 его тетрадей по анаграммам в греческой, латинской и ведийской поэзии.

Слайд 8

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Ф. де Соссюр прочитал свой курс три раза, не оставив даже кратких записей своих лекций. После смерти Соссюра конспекты лекций были опубликованы младшими коллегами Соссюра Шарлем Балли и Альбером Сеше в 1916 г. как «Курс общей лингвистики». С этого года началось триумфальное признание концепции Соссюра , оказавшей колоссальное влияние на развитие мирового языкознания.

Слайд 9

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Противопоставление языка и речи Центральными понятиями «Курса общей лингвистики» стали речевая деятельность, язык и речь . Язык Речь ДВЕ СТОРОНЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 10

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Главное различие между языком и речью в том, что язык социален , а речь индивидуальна . Социальность языка состоит в том, что он функционирует лишь в человеческом обществе . Речь целиком индивидуальна . Она - акт воли и сознания отдельного человека, ею полностью распоряжается индивид.

Слайд 11

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Противопоставление синхронии и диахронии . Соссюр показал самостоятельность синхроничного и диахроничного анализа и их взаимосвязанность, подчёркивая их диалектическое единство и различия. Синхрония Диахрония

Слайд 12

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Противопоставление внешней и внутренней лингвистики . Внешняя лингвистика . Все аспекты, связанные с историей общества; внутренняя политика государства; уровень культуры; отношения между языком и церковью, языком и школой и др. Внутренняя лингвистика . Изучает только языковую систему, отношения внутри неё.

Слайд 13

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Язык как знаковая система. Эта идея разрабатывалась Аристотелем , авторами «Грамматики Пор-Рояля» , В. фон Гумбольдтом , учёными Казанской и Московской лингвистических школ . Соссюр первым обособил язык как знаковую систему от других знаковых систем: письма, азбуки глухонемых, военных сигналов. П ервым предложил выделить науку о жизни знаков в обществе – семиологию (позднее - семиотика ).

Слайд 14

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Учение о лингвистическом знаке и значимости . Схематично лингвистический знак можно изобразить так: Понятие ________ Акустич. образ Означаемое ________ Означающее

Слайд 15

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Дав определение языковому знаку, Соссюр называет два определяющих признака, отличающих языковую систему от других знаковых систем и от общественных явлений: Произвольность Линейность

Слайд 16

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Учение о языке как системе . Системность языка проявляется на фонетическом, грамматическом и лексическом уровнях . Система языка обладает двумя свойствами : 1) она находится в равновесии и 2) она замкнута. В ней обнаруживается два типа отношений: синтагматические и ассоциативные .

Слайд 17

«Курс общей лингвистики» Ф. де Соссюра Синтагматические отношения Ассоциативные (парадигматические) отношения Возникают, когда элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Такие сочетания, имеющие протяжённость, можно назвать синтагмами . Член синтагмы получает значимость в меру своего противопоставления тому, что с ним соседствует. Это отношения по смежности. Возникают вне процесса речи, в мозге человека на том основании, что слова, имеющие нечто общее, ассоциируются в памяти. По сходным чертам они могут объединяться в группы (например, по общности корня или суффикса; по общности грамматических форм).

Слайд 18

Наследие Ф. де Соссюра С деятельностью Соссюра связаны Женевская (Швейцарская) лингвистическая школа (Шарль Балли , Альбер Сеше , Сергей Осипович Карцевский , Роберт Гёдель ) и Парижская школа (Антуан Мейе , Жозеф Вандриес , Мишель Граммон , Марсель Коэн ). С 1928 г. соссюрианство постепенно перерастает в структурализм , хотя само это название появляется лишь в 1939 г. На знамени структурализма - основные тезисы Соссюра : язык/речь, синхрония/диахрония, внутренняя/внешняя лингвистика, системность и знаковость языка .

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великие учёные, внёсшие значительный вклад в развитие химии

Презентация об известных ученых- химиках....

Сообщение "Складовская -Кюри и ее вклад в развитие химии"

Сообщение женщина нобелевский лауреат...

Медаль «За вклад в развитие образования»

Высшая общественная награда Российской Федерации...

Вклад в развитие методов образования

В данном разделе представлена программа работы по подготовке обучающихся к ГИА по русскому языку в 9 классе, презентационное пособие практического занятия, а также документы об утверждениии, реализаци...

Физики,внесшие вклад в развитие науки и техники в годы Великой Отечественной Войны

Презентация, посвященная работам ученых физиков в годы ВОВ .Будет полезна при работе  с детьми во внеурочное время. Расчитана для учащихся 7-9 классов....