Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны" к 75-летию Великой Победы
материал (7 класс)

Елена Анатольевна Мельникова

Литературно-музыкальная композиция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_deti_voyny.docx28.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТИ ВОЙНЫ

ВСЕ КРУГИ АДА

 75-летию Великой Победы посвящается

(Звучит довоенная музыка «Брызги шампанского», на сцену выходят парни и девушки, нарядные, у девушек в руках цветы. Бегают дети. Постепенно музыка смолкает. Свет начитаем мигать. Тихо звучит тема «Нашествие» из 6-й симфонии Д.Шостаковича. Все участники останавливаются и смотрят наверх)


Девушка 1:

Что случилось, скажи мне, ветер

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так уж светит,

Или вянут травы в садах?

Юноша 1:

Почему люди все на рассвете

вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?

                                     (Сообщение Левитана о начале ВОВ)

(Девушка и парень расходятся в разные стороны. Появляются парни в гимнастерках, девушки и дети машут им руками. Звучит песня Б.Окуджавы «Ах, война, что ж ты, подлая сделала».)

Юноша 2:

Вихрем огненным, черным вороном
Налетела нежданно беда,
Разбросала нас во все стороны,
С детством нас разлучив навсегда.

Девушка 2:

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.

Девушка 3:

Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Юноша 3:

Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

Девушка 4:

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

(Вперед выходят дети, одетые в темную одежду)


Мальчик 1:

Нас было восемь человек, нас всех убили:
Я самый старший, мне 12 было,
Максимке только шесть, он самый малый,
Мы помогали нашим партизанам.


Девочка 1:

 А нас собрали всем селом у церкви,
Хотели, чтоб мы выдали подполье.
Со мною мать была с сестренкой Олей,
Ей годик был, мы все боялись смерти.
Но не было предателей средь нас,
И нас сожгли, закрывши в церкви.


Мальчик 2:

 А нас угнали, но не стали
В страну чужую отправлять.

Девочка 2:  

Мы кровь фашистам раненым давали,
А как кончалась – нас бросали умирать.


Ведущий:

 Дети войны. Тысячи детей немцы поместили в концлагеря. На этих детях ставили опыты преступники – врачи, а из вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, а потом отправляли в печи крематориев. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол, ботиночек и туфелек маленьких размеров.  

(Гаснет свет. Участники встают полукругом. В руках крайних фонари, свет которых направлен на стоящий в центре полукруга детский старый ботинок.)

Девушка 1:

Занесенный в графу

С аккуратностью чисто немецкой,

Он на складе лежал

Среди обуви взрослой и детской.

 Юноша 1:

Его номер по книге:

«три тысячи двести девятый –

Обувь детская. Ношена.

Правый ботинок. С заплатой…»

Девушка 2:

Как попал он сюда, в этот склад,

В этот список проклятый,

Под порядковый номер:

«три тысячи двести девятый?»

Юноша 2:

Неужели другой не нашлось

В целом мире дороги,

Кроме той, по которой

Пришли эти детские ноги?!

Девушка 3:

В это страшное место,

Где вешали, жгли и пытали,

А потом хладнокровно

Одежды убитых считали?

Юноша 3:

Здесь впитала земля

Запах тлена и крови

Сотен тысяч людей

Разных наций и разных сословий.

Девушка 4:

Среди сотен улик –

Этот детский ботинок с заплатой,

Снятой Гитлером с жертвы

«три тысячи двести девятой».

 (Звучит песня «Саласпилс», на экране фото детей - узников)

Ведущий:

А в Ленинграде маленькие жители сражались в блокадном городе, сражались с голодом, с холодом, со смертью. Ночами дети по очереди дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы, которые фашисты массово сбрасывали на мирный город. Дети заменили взрослых, ушедших на фронт, встав у станков на заводах и фабриках. Они не стреляли фашистов, не были разведчиками у партизан. Они просто жили в родном городе в трудное время и, как могли, помогали взрослым. Но может быть, фашисты потому и не вошли в Ленинград, что в нём жили девчонки и мальчишки, которые так и остались навсегда в своём времени.

(Звучит ленинградский метроном)

Юноша 4;

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом -
Паспорта.

Девушка 1:

Я из блокады и войны,

Я знаю то, что знать не надо…

Я в ней жила, я помню все –

Какой была моя блокада.

Неправда, что не помнят дети

Все тяготы блокадных лет…

Мы – Книга Памяти и Боли,

И детских маленьких побед…

(Участники поют песню «Ленинградские мальчишки» под «минусовую» оркестровую фонограмму. Демонстрируются слайды юных рабочих и защитников Ленинграда)

Ведущий:

Дети войны – все герои того страшного времени, и об этих героях нужно говорить, об этом нельзя молчать. В рядах красной армии воевали 3 500 детей, В партизанских отрядах разведчиками, связными, бойцами- партизанами по самым скромным подсчетам были около 8 500 детей и подростков, сколько их было на самом деле мы уже никогда не узнаем.

(На сцене современные «учитель» с учениками и два «ветерана», на пиджаках которых награды)

Учитель:

Ребята, к нам пришли ветераны Великой Отечественной войны. Можете задать им свои вопросы.

Ученик:

Скажите, пожалуйста, а что вам особенно сильно запомнилось на войне?

Ветеран 1:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Ветеран 2:

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

(Приглушается свет. Звучит канонада, рев танков. Звуки взрывов. Сцену озаряют вспышки. «Ветераны» в танкистских костюмах и шлемах)

Танкист 1:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:

Парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…

Танкист 2:
Да где же, где?..

Парнишка:

А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Танкист 1:

Что ж, бой не ждёт.

Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.

Подъехали.

Парнишка:

Вот здесь.

Танкист 2:

И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Танкист 1:

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…(Пожимает руку парнишке)

(Гаснет свет. Звуки боя стихают. Свет зажигается, на сцене снова «ветераны» и дети с «учительницей»)

Ветеран 1:

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

(Звучит мелодия из к/ф «Был месяц май»)

Ведущий:

За время Великой Отечественной войны более 7 тысяч детей и подростков были награждены боевыми наградами. Пятерым присвоено высокое звание Героев Советского Союза, посмертно. Мы хотим, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и примером стойкости и героизма.  

(Слайд – портрет Вали Котик)

Юноша 1:

Валя Котик быть связным и разведчиком своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную экспедицию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его. В феврале 1944 г. в одном из боев при освобождении города Изяслав партизаны приняли бой. В это бою Валя погиб. Было ему 14 лет. Присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

(Слайд – портрет Зины Портновой)

Девушка 1:

Война застала ленинградскую девочку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Девочка вступила в подпольную молодёжную организацию. Она участвовала в дерзких операциях против врага, диверсиях, распространяла листовки, вела разведку. Устроившись работать официанткой в столовой, где питались фашистские офицеры, Зина подобрала момент и отравила суп, в итоге через 2 дня хоронили более ста офицеров, обедавших в тот день в столовой. После этого случая подпольщики переправили Зину в лес к партизанам, где она стала разведчицей.

В декабре 1943 года, возвращаясь с задания, Зину схватили, пытали. На допросе, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и застрелила офицера, допрашивавшего ее. Отважная юная пионерка была зверски замучена. Присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

(Слайд – портрет Лени Голикова)

Юноша 2:

Когда родное село захватил враг, Леня ушёл к партизанам. Не раз  ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд – и летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё вывалился генерал с портфелем в руках. В портфеле оказались очень важные документы, штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Из Москвы пришёл приказ: наградить самой высшей наградой всех, кто захватил такие важные документы. Но они не знали, что захватил их один Лёня, которому было всего 14 лет. Так пионер Лёня Голиков стал Героем Советского Союза. Погиб Леня в неравном бою зимой 1943 года. Присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

(Слайд – портрет Марат Казей)

Девушка 2:

Марат Казей был разведчиком партизанской бригады. Фашисты не обращали внимания на небольшого худенького мальчишку в обносках, который вертелся у секретных объектов и просил хлеб у немецких солдат. Рискуя жизнью, он не раз добывал ценные сведения не только для партизан, но и для регулярных войск Красной армии. Неоднократно участвовал в диверсиях и пускал под откос вражеские эшелоны с оружием, техникой и живой силой противника, был награжден орденами и медалями. В мае 44-го в неравном бою подорвал гранатой себя и окруживших его фашистов. Ему было 14 лет. Присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

(Слайд – портрет Александра Чекалина)

Юноша 3:

С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд, организованный в родном городе Лихвин, а затем, когда территория Тульской области была частично оккупирована немецкими войсками, стал разведчиком в партизанском отряде. В начале ноября 1941 года был выдан предателем и схвачен фашистами. Успел убить офицера и несколько солдат, подвергнут пыткам и через два дня повешен на городской площади города Лихвина. Ему было 15 лет. В 1944 году город Лихвин был переименован в ЧекалинПрисвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

Девушка 3:

Была земля и жёсткой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе – детство и война.

Юноша 4:

  Жила в сердцах их взрослая отвага,        

  В 12 лет по-взрослому сильны,        

  Они дошли с победой до Рейхстага –        

  Сыны полков своей страны.

Ведущий:

 Во второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько русских? Погибли дети – граждане мира.  

(Музыка стихает. Сообщение Левитана о капитуляции Германии. На сцену выбегают нарядные девушки с цветами и дети, которые встречают возвращающихся солдат. Звучит мелодия песни «День Победы»)

Девушка 1:

Какое счастье быть рожденным не в войну
И ведать о войне лишь понаслышке,
Живые кудри не менять на седину,
И просто жить, заботясь о сынишке.

Юноша 1:

Какое счастье жить, не зная слез,
Не причиняя зла другому.
Я так хочу, чтоб сын мой рос
В добре, и сам творил благое!


(По строчке каждый участник)

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Все вместе:

Несовместимы дети и война!

 

(Песня «День Победы» Слайд – 75 лет Победы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Великой Победы.

Устный журнал  «Дорогами войны»Цель и задачи данной работы:  Показать,  какое большое историческое значение имеет День Победы – 9 Мая в истории развития нашей страны.Закрепление и углуб...

презентация внеклассного мероприятия " К 70-летию Великой Победы"

Данный материал предназначен для воспитания патриотизма школьников....

«НИ ШАГУ НАЗАД!» (Внеклассное мероприятие к 70 - летию Великой Победы в ВОВ)

Цели:показать  значение Великой Отечественной войны;на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории, чувства гордости за свой народ;раз...

внеклассное мероприятие,посвященное 70-летию Великой победы

Сценарий мини-спектакля, посвященный празднованию юбилея со дня победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "К 70-летию Великой Победы"

Музыкально-поэтическая композиция - сценарий празднования Дня Победы в техникуме...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Великой Победы.

Внеклассное мероприятие, посвящённое 70-летию Великой Победы. Устный журнал  «Дорогами войны»...