Фольклорные образы в лирике А. С. Пушкина.
план-конспект урока (9 класс)

Прохорова Евгения Олеговна

Разработка урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Данный мтериал формирует навыки учащихся по интерпретации художественных произведеней, знакомит с редкими фактами биографии А. С. Пушкина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_rodnoy_literature_dlya_9_klassa.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по родной литературе для 9 «а» класса в рамках методической недели по русскому языку

Фольклорные образы в лирике А. С. Пушкина. Анализ стихотворений.

Дата урока: 11.12.2020 г.

Время проведения урока: 1 урок 2 смены.

Место проведения урока: МБОУ СОШ №22

Класс: 9 «а»

Учитель: Прохорова Е. О.

Цель урока: на основе анализа лирических произведений поэта определить место и роль фольклорных образов в его творчестве;

Задачи:

 - проанализировать содержание стихотворений;

 - сравнить стихотворения;

 - выполнить интерпретацию стихотворений с элементами сравнительного и филологического анализа художественного текста;

 - познакомить учеников с историей создания стихотворений поэта;

 - развивать коммуникативные способности учеников;

 - развивать навыки взаимодействия, сотрудничества в классном коллективе.

  1. Орг. момент. Приветствие учащихся.
  2. Психологическая установка: прослушивание отрывка из песни Г. Гладкова «Говорим о русском языке».

1-2 мин.

  1. Формулирование темы урока:

Прослушивание стихотворения, сочиненного учителем:  

Есть имена, как солнце! Имена -

Как ясный зимний день! Кристальный день в рассвете!

Я говорю о Пушкине, поэте,

Действительном в любые времена!

Служенье муз не терпит суеты!

Его зима в стихах, как сказочная дева,

Придет, взмахнет широким рукавом,

И сладкий звук лиричного напева

Из-под пера сорвется вдруг!

Он стар и млад сбирает в круг!  

Но понимает ли моя страна –

Все эти старцы, юноши и дети,

Как затруднительно сказать в сонете

О том, чем вся душа моя полна!!!

? 1. О ком и о чем идет речь в стихотворении?

  2. О стихотворениях какой тематики идет речь?

3. Сформулируйте тему урока!

Формулирование темы, запись на доске.

  1. Какова цель урока?

Под словом цель записывается предложение, определяющее работу учеников на занятии.

  1. Работа по теме урока.

Слово учителя: Ребята, за окном зима. Первый зимний месяц уже давно вступил в свои права. Давайте попробуем выявить собственное отношение к этому времени года.

Задание 1: составить ассоциативный ряд со словом зима.

Слово записано на доске:

Зима -  чародейка, злая ведьма, белый снег, драгоценный блеск камней, самоцветы.

1-2 мин. на выполнение задания.

Ученики читают составленные ассоциативные ряды.

Слово учителя: посмотрите, ребята, насколько у вас разное восприятие зимы. В этом вы схожи с поэтами русской классической литературы. Многие стихотворцы писали о зиме, представляя ее по-разному в своих творениях. Не стал исключением А. С. Пушкин. Давайте выразительно прочитаем его стихотворения, посвященные этому времени года.

Выразительное чтение стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер».

Задание 2:

Выполнение в парах сопоставительного анализа в форме таблицы.  

«Зимнее утро»

«Зимний вечер»

Основная мысль стихотворения

Сколько частей в стихотворении.  Составить план текста.  

Образ зимы в стихотворениях

Средства изобразительной выразительности в стихотворениях, с примерами

Сходства в стихотворениях

Различия в стихотворениях

Работа с учащимися по таблицам.

Слово учителя: Поэт сумел не только описать зиму, но и передать звуки, характерные для этого времени года, как в природе, так и в описании интерьера комнаты. Давайте вспомним, какие разновидности звукописи существуют в русской литературе.

Работа с электронной таблицей «Звукопись» через мультимедийный проектор.

Задание 3: найдите примеры звукописи в стихотворениях А. С. Пушкина (в стихотворении «Зимнее утро» аллитерация: повторяются звуки [ТРЧ”] с целью передать треск дров в печи, в стихотворении «Зимний вечер» повторяются звуки [о, а, э, у], чтобы передать вой ветра.

Вывод по вопросу учителя: какой представляется зима в первом и втором стихотворении?

Слово учителя: А. С. Пушкин написал еще одно стихотворение о зиме, которое резко отличается от двух предыдущих. Это стихотворение «Бесы».

Прослушивание сообщения ученика об истории создания стихотворения «Бесы А. С. Пушкина.

Слово ученика: История создания «Бесов» начинается с официального объявления о помолвке Александра Сергеевича и Натальи Гончаровой – 6 мая 1830 года. Осенью Пушкин отправляется в Большое Болдино для того что б вступить во владение деревни Кистенево. 3 сентября Александр Сергеевич прибыл в Болдино.  Однако из-за холерного карантина Пушкин остается в Болдино на три месяца. Итак, осень 1830 года стала знаменитой Болдинской осенью. Настроение автора было наполнено хандрой и меланхолией.

Таким образом мы видим, что тревожное настроение Александра Сергеевича отразилось на атмосфере стихотворения «Бесы».

Задание 4: составьте ассоциативный ряд со словом «бес».  

Бес – нечистый, лукавый, черт, Сатана.

Прослушивание сообщения о бесе как фольклорном образе в русской культуре.

Слово ученика об образе беса в русской культуре:  Бесы в славянской мифологии — злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Под разными именами бесы существовали почти во всех мировых религиях. Несмотря на различные названия, у всех народов они считались невидимыми врагами человека, носителями всего самого скверного и неизменно вызывали ужас и отвращение. Именно эти качества обусловили славянское название бесов, на древнеиндийском языке звучащее как "вызывающий страх и ужас ". В христианских представлениях бесы - шпионы дьявола, бойцы его нечистого войска, противостоящие Святой Троице и небесной армии архангела Михаила. По преданию, бесы считались заклятыми врагами человека, они насылали душевные болезни (беснования), вызывали ссоры между членами семьи, начальником и подчиненными, учеником и учителем.

В христианстве слово «Бес» стало синонимом слова «Демон». У христианских летописцев этим же словом иногда обозначаются языческие божества.

Прослушивание стихотворения в аудиозаписи в исполнении артиста В. Смехова.

Работа с вопросами учителя (глоссарий).

Глоссарий (фронтальный опрос проводит учитель):

 - Каково состояние природы в стихотворении?

 Задание 5: Составьте словарь глаголов, употребленных в стихотворении. Определите их лексическое значение. Какие глаголы преобладают: действия или состояния? О чем это говорит?

 - Какие строки повторяются в стихотворении? Какой эффект создает данный повтор?

-Можно ли найти в стихотворении кульминацию?

 - Какие художественные средства использует А. С. Пушкин в своем стихотворении? Какова роль данных средств?

 - Какие эмоции вызвало о вас это стихотворение?

Подведение итогов, общий вывод: Какие образы сближают стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Бесы»? Почему данные образы можно считать фольклорными?

  1.  Рефлексия: используется прием «Векторы на полях?

Все удалось?

Остались вопросы? (сформулировать вопрос)

Мне было сложно…

 - Какой вектор получился длиннее? Почему?

Выставление оценок, подведение итогов.

Заключительное слово учителя: природа – это бесценная сокровищница поэтического вдохновения. Поэты русской классической литературы воспевали красоту русской зимы, у каждого свой стиль, свои особенности. А. С. Пушкин  - один из писателей, который сделал зиму веселой, фантастичной, яркой. Я уверена, что многие поколения будут восхищаться зимними словесными творениями поэта. Удачи вам в постижении поэтических тайн! Удачи в изучении родной литературы!    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

Презентация к интегрированному уроку литературное чтение+ музыка в 3кл "Образ няни в лирике А.С.Пушкина и музыке"

Данная презентация сделает урок интереснее и ярче. Из-за большого размера пришлось разделить её на 2 части :"obraz niani 1"и "obraz niani 2"...

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина

Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Любовная лирика А.С.Пушкина «И образ незатменный твой ...»

laquo;И образнезатменный твой ...» Когда порой  влюбляется поэт,Он в рамки общих марок не вмещаетсяНе потому, что он  избранник, нет,А потому, что в золото и свет душа его тогдаК...