Рабочая программа по родной литературе 8 класс 2020-2021 уч. год ФГОС
рабочая программа (8 класс)

Христофорова Оксана Васильевна

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._rodnaya_litra_na_2020-2021_-_kopiya.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Нормативные документы и методические материалы

Рабочая программа по родной литературе для 8 класса создана с учётом:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577);

- примерной основной образовательной программой основного общего образования,

-«Концепцией преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637,

-«Концепцией программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «ООШ № 15»;

- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса МБОУ «ООШ № 15»;

- Учебного плана МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» на 2020/2021 учебный год;

-календарного учебного графика на 2020/2021 учебный год.

Количество часов, отводимых на изучение данного курса, число часов в неделю.

Тематическое  планирование по  родной литературе в авторской  программе и учебному плану школы  составляет 34 часа, 1 час в неделю. По рабочей программе учителя – 34 часа. 

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

• формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

• формирование отношения к литературе как к одной из основных национально- культурных ценностей народа, к особому способу познания жизни;

 • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

 • развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

 • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

• воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; воспитание культуры понимания чужой позиции; ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам, а также к ценностным позициям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

• воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; развитие коммуникативно-эстетических способностей через активизацию речи, творческого мышления и воображения, исследовательской и творческой рефлексии. Процесс обучения в основной школе должен быть построен так, чтобы его вектор был направлен на решение этих задач, которое может быть условно завершено лишь в старшей школе. Следует учитывать, что и само решение этих задач – специфично, достигаемый результат – не четкий и окончательный; скорее результатом будет создание условий для протекания постоянного процесса (именно поэтому многие задачи описываются через термины «формирование», «развитие», которые предполагают процессуальность).

Планирование учебного материала

Содержание

Количество часов

Из мифологии и устного народного творчества.

8

Из древнерусской литературы

1

Из литературы 19 века.

5

Из литературы 20 века.

18

Развитие речи

2

Резерв

1

ИТОГО:

35

Содержание тем учебного предмета

Разделы

АВ

С

Интеграция

  Региональный компонент

Из мифологии. Из устного народного творчества

Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. (10 произведений разных жанров)

Жанровая, хронологическая

Алтайские народные сказки в обработке

Устное народное творчество алтайцев. Загадки. Плач-сыгыт (горловое пение).

Легенды об Алтае, Бии и Катуни и др.

Песенные традиции Алтая

Алтайский народный героический эпос.

Из древнерусской литературы

Древнерусская литература (1-2 произведения на выбор)

Тематическая

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых», В Шишков «Угрюм-река», А.Черкасов «Хмель» и др.

Из литературы 19 века

Поэты пушкинской поры

Поэты 2-й половины XIXв

Тематическая

История Сибири.

В.Шишков «Чуйские были»

Н.Наумов «Рассказы о старой Сибири»

Поэтический образ Родины.

Творчество Р.Рождественского М.Юдалевич «Голубая Дама»

Из литературы 20 века

Литературные сказки XIX-ХХ века (1 сказка на выбор)

Проза конца XIX – начала XX вв(2-3 рассказа или повести по выбору)

Поэзия конца XIX – начала XX вв (2-3 стихотворения по выбору)

Поэзия 20-50-х годов ХХ в (3-4 стихотворения по выбору)

Поэзия 2-й половины ХХ в (3-4 стихотворения по выбору)

Проза русской эмиграции (1 произведение – по выбору)

Жанровая

Литературная сказка В.Шишков «Кедр»

Рассказы алтайских писателей о животных: М.Д.Зверев «Таинственные перья»

Тема несбывшейся мечты в рассказах В.М.Шукшина

К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное.

 Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк»

Проза о Великой Отечественной войне (1-2 повести или рассказа – по выбору)

Тематическая

Г.Егоров «Повесть о разведчиках»

В.М.Шукшин «Далекие зимние вечера», «Гоголь и Райка»

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях (1-2 произведения – по выбору)

Тематическая

О родной природе. Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края

Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др. (1-2 произведения по выбору)

Тематическая

В.М.Шукшин «Из детских лет Ивана Попова»,

В.Сидоров «Тайна белого камня»

А.Никольская «Кадын – Владычица гор»

Планируемые результаты образовательного процесса

Личностными  результатами освоения программы по родной литературе являются:

-Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

-Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

-Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

-Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).  

-Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

-Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

-Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

-Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

-Самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «Я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.

Метапредметные результаты

-Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; планировать пути достижения целей, осознанно выбирая наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;

-Навыки смыслового чтения;

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-Умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; владение устной и письменной речью;

-Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий

Предметные результаты

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:

-Воспитание творческой личности путём приобщения к литературе как искусству слова;

-Совершенствование умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

-Совершенствование читательского опыта;

-Совершенствование мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

-Совершенствование умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

-Развитие интереса к творчеству;

-Развитие умения характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

-Развитие навыка характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

-Развитие умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

-Формирование умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

-Формирование умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений

Важнейшими умениями являются следующие:

-Умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

-Выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

-Осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

-Умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты); — умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

 -Умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

 -Умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

 -Умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

-Умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

-Умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

-Умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения.

Календарно-тематическое планирование 8 А

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Из мифологии и устного народного творчества (8 ч.)

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Значимость чтения и изучения родной литературы

3

Устное народное творчество алтайцев. Плач-сыгыт (горловое пение).

4

Календарная обрядовая поэзия Алтая

5

Легенды о Телецком озере, озере Ая

6

Легенда о святом источнике Аржан-суу

7

Легенда о Беловодье

8

Песенные традиции Алтая (В.М.Щуров)

Из древерусской литературы (1 ч)

9

Алтайский народный героический эпос: «Когутэй»

Из литературы 19 века (5 ч.)

10

К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк»

11

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых»

12

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых»

13

Н.К.Рерих «Беловодье»

14

А.Черкасов «Хмель»

Из литературы 20 века (18 ч.)

15

Творчество Р.Рождественского

16

Творчество Р.Рождественского

17

Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края

18

М.Юдалевич «Голубая Дама»

19

Рассказы алтайских писателей о животных.

В.Свинцов «Мои звери»

20

 Великая отечественная война в творчестве алтайских поэтов и писателей.

21

Г.Егоров «Повесть о разведчиках»

22

В. Шишков «Угрюм-река»

23

В. Шишков «Угрюм-река»

24

А.Никольская «Кадын – Владычица гор»

25

Защита проектов

26

Сочинение «Алтай-сказка наяву»

27

В. Шукшин  «Гоголь и Райка»

28

В. Шукшин «Любавины»

29

В. Шукшин  «Миль пардон, мадам»

30

Тема несбывшейся мечты. В.М.Шукшин  «Микроскоп»

31

Г.Яхина «Зулейха открывает глаза»

32

Р.Сенчин «Минус»

33

Защита проектов

34

Сочинение «Мечты об Алтае»

35

Резерв

Итого: 35 часов

Календарно-тематическое планирование 8 Б

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Из мифологии и устного народного творчества (8 ч.)

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Значимость чтения и изучения родной литературы

3

Устное народное творчество алтайцев. Плач-сыгыт (горловое пение).

4

Календарная обрядовая поэзия Алтая

5

Легенды о Телецком озере, озере Ая

6

Легенда о святом источнике Аржан-суу

7

Легенда о Беловодье

8

Песенные традиции Алтая (В.М.Щуров)

Из древерусской литературы (1 ч)

9

Алтайский народный героический эпос: «Когутэй»

Из литературы 19 века (5 ч.)

10

К.Бальмонт Георгию Гребенщикову//Избранное. Г.Гребенщиков «Алтайская Русь: историко-этнографический очерк»

11

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых»

12

Произведения о покорении и заселении Сибири

А.Иванов «Тобол. Много званых»

13

Н.К.Рерих «Беловодье»

14

А.Черкасов «Хмель»

Из литературы 20 века (18 ч.)

15

Творчество Р.Рождественского

16

Творчество Р.Рождественского

17

Времена года в творчестве поэтов и писателей Алтайского края

18

М.Юдалевич «Голубая Дама»

19

Рассказы алтайских писателей о животных.

В.Свинцов «Мои звери»

20

 Великая отечественная война в творчестве алтайских поэтов и писателей.

21

Г.Егоров «Повесть о разведчиках»

22

В. Шишков «Угрюм-река»

23

В. Шишков «Угрюм-река»

24

А.Никольская «Кадын – Владычица гор»

25

Защита проектов

26

Сочинение «Алтай-сказка наяву»

27

В. Шукшин  «Гоголь и Райка»

28

В. Шукшин «Любавины»

29

В. Шукшин  «Миль пардон, мадам»

30

Тема несбывшейся мечты. В.М.Шукшин  «Микроскоп»

31

Г.Яхина «Зулейха открывает глаза»

32

Р.Сенчин «Минус»

33

Защита проектов

34

Сочинение «Мечты об Алтае»

35

Резерв

Итого: 35 часов

Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

Учебные пособия:

Учебник «Литература Алтая» (готовится к изданию в новом учебном году- обзорно-аналитическое пособие для учителей по творчеству писателей и поэтов Алтайского края)

Дополнительная литература для учителя:

  1. Алтай – Беловодье. Сказы, легенды,сказки, былины, календарная обрядовая поэзия. – Барнаул :Алт. Дом печати, 2007. – 324 с.
  2. Алтайские писатели – детям : антология в 2 т.– Кемерово : Технопринт, 2017. – 527 с.
  3. Дети зверя Мааны. Сказки народов Сибири о животных./ Составитель Эрта Геннадьевна Падерина.— Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1988.— 144 с.
  4. Испытание временем : альманах о жизни и творчестве писателей-фронтовиков Алтайского края. - Барнаул: Алтай, 2015. - 219 с.
  5. Образ Алтая в русской литературе XIX-XX вв. Антология: в 5 т. / Под общ. ред. А.И. Куляпина. – Барнаул: ООО «Издательский дом «Барнаул», 2012.
  6. Писарев, С. Кошка Муська и ее друзья: правдивые истории из жизни животных Барнаульского зоопарка / С. В. Писарев.– Барнаул : ИД «Барнаул», 2011. – 15 с.
  7. Региональная литература: Сибирь, Алтай, Барнаул: учебное пособие / Т. А. Богумил ; Алтайский государственный педагогический университет. — Барнаул : АлтГПУ, 2017. — 26 с.
  8. Цхай И. Поющая Радуга: сказки/ И. Цхай.– Барнаул : ИД «Алтапресс»,2011. – 64 с.

Лист корректировки рабочей программы

№ п\п

№ урока /тема   согласно рабочей учебной программе

Тема с учетом корректировки

Сроки корректировки

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 7 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по родному языку 5 класс 2020-2021 уч. год ФГОС

Пояснительная записка, нормативные документы, количество часов, цели и задачи, содержание тем, планирование, список используемой литературы....

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа по литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Рабочая программа по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс

Рабочая программа  по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 А класс...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по родной литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...