Рабочая программа по родной русской литературе ддля 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Рабочая программа по родной русской литературе для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_rodnaya_russkaya_literatura.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

6 класс

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:  

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  •  потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся 6 класса научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать.  
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

  •  формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
  •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся 6 класса научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;  
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
  • пользоваться словарями, справочниками;  
  • осуществлять анализ и синтез;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся 6 класса научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
  •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся 6 класса научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся 6 класса научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание

Раздел 1. Своеобразие родной литературы.

Раздел 2. Русский фольклор.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Раздел 3. Древнерусская литература

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.

Раздел 4. Из литературы XIX века.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».

Н. Лесков «Человек на часах».

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест»

Раздел 5. Из литературы XX века.

Л.А. Чарская.  Рассказ «Тайна».

А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка».

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася».

А. Алексин «Домашнее сочинение».

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…»; В.Я. Брюсов. «Весенний дождь»; Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи»; А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»; А. Вознесенский «Снег в сентябре».

Тематическое планирование

(17 часов)

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. Своеобразие родной литературы (1 ч.)

1

Своеобразие родной литературы.

1

Выявляют значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Раздел 2. Русский фольклор

(1 ч.)

2

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

1

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.)

3

Образное отражение жизни в древнерусской литературе в произведении «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.

1

Выявление особенностей языка фольклорных текстов.

Раздел 4. Из литературы XIX века. (6 ч.)

4

Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан»

1

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

5

А.С. Пушкин. Цикл «Повести Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. «Выстрел». Сюжет и герои повести.

1

Знакомство с циклом повестей А.С. Пушкина. Выразительное чтение произведения.

6

Мечты и попытки их реализовать в произведениях              Н. Г. Гарин-Михайловского. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»).

1

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

7

Сострадание и сопереживание в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчики».

1

Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли.

8

Осознание неповторимости каждого человека в рассказе                    Н. Лескова «Человек на часах».

1

Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли.

9

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест».

1

Актуализируют знания о нормах произношения. Учатся передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения.

Раздел 5. Из литературы XX века (8 ч.)

10

Ранимость души подростка в рассказе Л.А. Чарской  «Тайна».

1

Продолжают развивать речь, расставлять правильно логические ударение через выразительное прочтение художественных произведений.

11

К. Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик»

1

Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли.

12

М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комическогою

1

Учатся составлять план ответа, тезисный план текста.

13

А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка».

1

Учатся осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выделять основные моменты, необходимые для понимания позиции автора.

14

Благородство как следование внутренним нравственным идеалам в рассказе Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася».

1

Актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения с использованием средств выразительности.

15

Взрослые и дети в рассказе           А. Алексина «Домашнее сочинение».

1

Развивают  навыки связной монологической и  диалогической речи.

16

Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в рассказе Р.П. Погодина «Время говорит – пора».

1

Учатся осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выделять основные моменты, необходимые для понимания позиции автора.

17

Е.И. Носов. Слово о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце»

1

Развивают навыки разговорной речи; учатся правильно высказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...

Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной  программой основного общего образования...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс

Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...