Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа по родной русской литературе для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_rodnaya_russkaya_literatura_2.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского района Республики Мордовия

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №1 от «31 августа»2020 г.

Руководитель ШМО:

___________  /Инюшкина В.И./                  

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ / Милькевич О.В./

«1» сентября 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

______________/Маркин В.И/

«1» сентября 2020 г.

Рабочая программа по предмету

Русская (родная) литература

5 класс

2020-2021 учебный год

Составитель: Храпцова Юлия Николаевна

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

п. Преображенский, 2020 год    

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

5 класс

Личностные результаты изучения предмета родная (русская) литература являются:  

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  •  потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся 5 класса научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;
  • уважительно относиться к родной литературе;
  • оценивать свои и чужие поступки;
  • проявлять внимание, желание больше узнать.  
  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

  •  формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  
  •  анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;
  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся 5 класса научится:

  • планированию пути достижения цели;
  • установлению целевых приоритетов;  
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
  • учитывать условия выполнения учебной задачи;
  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;
  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  
  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  
  • пользоваться словарями, справочниками;  
  • осуществлять анализ и синтез;  
  • устанавливать причинно-следственные связи;  
  • строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся 5 класса научится:

  • строить сообщение в устной форме;
  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  
  •  выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся 5 класса научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • задавать вопросы.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 6 классе. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать,критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся 5 класса научится:

  • владеть различными видами пересказа,
  • пересказывать сюжет;
  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  •  пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Содержание

Раздел 1. Своеобразие родной литературы.

Раздел 2. Русский фольклор.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

«Правда и кривда».

Раздел 3. Древнерусская литература

А. Никитин Из «Хождения за три моря»

Раздел 4. Из литературы XVIII века.

И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок».

А.П.Сумароков «Волк и ягненок».

Раздел 5. Из литературы XIX века.

Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени».

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».

Н.С.Лесков «Привидение в инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

Раздел 6. Из литературы XX века.

Е.А.Пермяк «Березовая роща».

И.С.Соколов-Микитов «Медведь-провожатый».

Л.Пантелеев «Шкидские рассказы».

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

М.М. Пришвин «Остров спасения».

Э.Успенский «Любимая девочка дяди Федора».

Ю.Я.Яковлев «А Воробьев стекло не выбивал».

А.И.Приставкин «Портрет отца», «Фотографии».

Раздел 7. Родная природа в произведениях поэтов XX века.

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»

Тематическое планирование

(17 часов)

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

Раздел 1. Своеобразие родной литературы (1 ч.)

1

Своеобразие родной литературы.

1

Выявляют значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Раздел 2. Русский фольклор

(1 ч.)

2

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».

«Правда и кривда».

1

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

Раздел 3. Древнерусская литература (1 ч.)

3

А. Никитин Из «Хождения за три моря»

1

Выявление особенностей языка древнерусских текстов.

Раздел 4. Из литературы XVIII века. (1 ч.)

4

И.И.Дмитриев «Петух, кот и мышонок».

А.П.Сумароков «Волк и ягненок».

1

Выразительное чтение и анализ басен.

Раздел 5. Из литературы XIX века. (4 ч.)

5

Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

1

Выразительное чтение и анализ произведений.

6

Е.А.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

Выявление особенностей произведения.

7

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин».

1

Построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

8

Н.С.Лесков «Привидение в инженерном замке. Из кадетских воспоминаний».

1

Поиск и выделение необходимой информации из текста. Выразительное чтение, анализ.

Раздел 6. Из литературы XX века (8 ч.)

9

Е.А.Пермяк «Березовая роща».

1

Продолжают развивать речь, расставлять правильно логические ударение через выразительное прочтение художественных произведений.

10

И.С.Соколов-Микитов «Медведь-провожатый».

1

Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли.

11

Л.Пантелеев «Шкидские рассказы».

1

Учатся составлять план ответа, тезисный план текста.

12

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

1

Учатся осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выделять основные моменты, необходимые для понимания позиции автора.

13

М.М. Пришвин «Остров спасения».

1

Актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения с использованием средств выразительности.

14

Э.Успенский «Любимая девочка дяди Федора».

1

Развивают  навыки связной монологической и  диалогической речи.

15

Ю.Я.Яковлев «А Воробьев стекло не выбивал».

1

Учатся искать и выделять необходимую информацию из текста. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно выражать свои мысли.

16

А.И.Приставкин «Портрет отца», «Фотографии».

1

Учатся осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выделять основные моменты, необходимые для понимания позиции автора.

Раздел 7. Родная природа в произведениях поэтов XX века     (1 ч.)

17

Н.М.Рубцов «Родная деревня».

А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»

1

Развивают навыки разговорной речи, учатся правильно высказывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...

Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной  программой основного общего образования...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс

Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...