План-конспект урока на тему "Устаревшие слова и агнонимы в русском языке"
план-конспект урока (5 класс)

Обращаясь к теме изучения агнонимов в художественном тексте и указывая на их выражение в устаревшей лексике, предлагается разработанный урок по теме «Устаревшая лексика и агнонимы в русском языке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshaya_leksika_i_agnonimy_v_russkom_yazyke.docx33.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: лекция, урок ознакомления с новым материалом.

Цели урока:

Обучающая: дать представление об устаревших словах и агнонимах;

Развивающая: развить способность к речевому взаимодействию

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку.

Формирование УУД:

  1. Регулятивные: формировать умение определять тему урока, цели и задачи урока, планировать необходимые действия.
  2. Познавательные: 
  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;
  • формировать умение самостоятельно извлекать информацию из учебника и дополнительной литературы.
  1. Коммуникативные: 
  • развивать умения работать с информацией на уроке, грамотно излагать свои мысли;
  • совершенствовать умения коммуникативного сотрудничества с одноклассниками и учителем, грамотно формулировать и излагать свою мысль.

Основные понятия: устаревшая лексика, историзмы, архаизмы, лексический состав языка, агнонимы, художественный текст.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация с теоретическим материалом, мультимедийный проектор, раздаточный материал, толковые словари.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2 минуты).

Приветственное слово учителя.

-Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас!

Надеюсь, что у вас сегодня хорошее настроение, и что мы с вами сегодня активно поработаем! Присаживайтесь.

Учащиеся приветствуют учителя и присаживаются.

2.Актуализация

      знаний

(10 минут)

1.Вступительное слово учителя.

-Ребята, сегодня мы с вами приступим к изучению новой темы. Каждый из вас узнает много интересного на уроке. Тема урока неразрывно связано с нашим родным языком.

Слайд 1.

 «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус»

-Начать урок я бы хотела со слов В.Г. Белинского (учитель читает вслух)

-Обратите, пожалуйста, внимание на доску. Прочитайте еще раз цитату про себя, подумайте и скажите мне, чему будет посвящен наш с вами урок.

-Верно! А что такое слово?

-Хорошо! А что образуют все слова русского языка?

-Как иначе мы можем назвать словарный состав языка?

- А какая наука изучает словарный состав языка?

- А давайте вспомним, что такое синонимы?

-Антонимы?

-Омонимы?

-Замечательно! А чем многозначные слова отличаются от омонимов?

-Молодцы, ребята! Сегодня я вас познакомлю с еще двумя группами слов лексики русского языка. Как вы уже знаете, словарный состав любого языка постоянно меняется. Вот и в нашем родном языке есть такие слова, которые по тем или иным причинам вышли из употребления по тем или иным причинам. О них мы сегодня и поговорим. Может быть кто-нибудь сможет предположить, что это за группа слов?

Предполагаемый ответ учащихся: «О словах»

«Основная единица языка, без которой невозможно его существование»

«Его словарный состав»

«Лексика»

«Лексикология»

«Синонимы – это слова одной и той же части речи, разные по своему звучанию и написанию, но схожие по своему лексическому значению».

«Антонимы - это слова одной и той же части речи, имеющие противоположные лексические значения»

«Омонимы – это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по своему лексическому значению»

«В значениях многозначного слова всегда есть что-то общее, их объединяет общий признак, а у омонимов совершенно разные значения»

Предполагаемый ответ: «Устаревшие слова».

3. Постановка учебной задачи.

(5 минуты)

Слайд 2.

На экран выведены старинные русские выражения, но начало и конец перепутаны.

От горшка…

во лбу.

Сам с ноготок,

в плечах.

Косая сажень… 

под килем.

Семь пядей...

два вершка.

Семь футов…

а борода с локоток.

-Ребята, откройте ваши тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Устаревшая лексика и агнонимы в русском языке»

- Перепишите с доски таблицу, правильно соединив все выражения. Подчеркните те слова, которые по вашему мнению будут являться устаревшими.

-Проверим задание. Все, кто справился, молодцы. Те, у кого есть ошибки, исправили.

- Ребята, те слова, которые мы с вами не понимаем по причине прекращения их употребления в языке, либо потому, что мы этих слов не знаем, называются агнонимами. Но не все устаревшим словам можно дать такое определение, а только тем, значение которых нам непонятно или неизвестно.

- И так, какова же главная задача нашего урока?

- Правильно, в конце этого урока мы должны уметь находить и различать историзмы, архаизмы  в художественном тексте. Иметь представление о том, что такое агнонимы.

Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа и тему урока.

Предполагаемый ответ:

От горшка

два вершка.

Сам с ноготок,

а борода с локоток.

Косая сажень,

в плечах.

Семь пядей

во лбу.

Семь футов

под килем.

4. Закрепление опорных знаний

(10минут)

Слово учителя

- Вот как об этом процессе рождения и умирания слов образно сказал древнегреческий поэт Гораций: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, – так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие».

Устаревшие слова делятся на две группы: историзмы и архаизмы. Историзмы - это устаревшие слова, которые обозначают названия исчезнувших из современной жизни предметов, явлений, понятий, например: кольчуга, бойница, светец, земство, пищаль. Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов в современном русском языке. Теперь мы не мерим аршины, не кланяемся волостным старшинам и приказчикам В исторической литературе, в художественных произведениях, повествующих о прошлом нашего народа, нельзя не использовать историзмы.

- Как вы думаете, почему?

- Правильно. Историзмы помогают нам прочувствовать атмосферу той эпохи, в которую мы переносимся, читая то или иное произведение.

-Помимо историзмов выделяется еще одна группа устаревшей лексики. В нее входят те слова, которые перестали употребляться, либо же стали реже функционировать в языке, потому что заменились другими, более современными словами. Например, актёра когда-то называли лицедей, комедиант; говорили не путешествие, а вояж, не пальцы, а персты, не лоб, а чело. Такие устаревшие слова называют знакомые нам предметы, явления, которые теперь принято именовать иначе. Устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке, называются архаизмами.

- Агнонимы – это слова, значение которых современному носителю языка неизвестно или понятно частично. Разбираться с данным понятием мы с вами сегодня будем на примерах историзмов и архаизмов. Напоминаю вам, что агнониами для каждого из вас могут являться разные  слова. Например, слово чело, кому-то из вас понятно значение данного слова, а кто-то его не знает. Вот для второй группы данное слово будет являться агнонимом.

- Сейчас мы с вами запишем теоретический материал нашего урока и на практике попытаемся разграничить записанные понятия. (Учитель диктует)

Работа с раздаточным материалом (Карточка )

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, возьмите, пожалуйста, карточку один. Прочитаем задание.

Карточка 1

Распределить слова по колонкам: историзмы и архаизмы.

ланиты; выя; лакей; очи – глаза; Азъ – я; глас – голос; дщерь – дочь; ежели – если; дюжий; длань – ладонь; десница – правая рука, боярин, отрок, лепота, молвить;  камзол, вече, алтын, аршин, кольчуга, рыцарь, злато, дворецкий, ключник, веретено, целковый.

Учитель читает слова.

- Скажите, пожалуйста, как в данном случае мы отличим историзм от архаизма?

- Отлично! Распределите у себя в тетради эти слова на две колонки. Один учащийся работает у доски.

Проверка выполненного задания.

- А теперь каждый для себя из этих слов выпишет агнонимы.

Слайд 3

На слайд выводятся значения тех слов, в которых отсутствовало пояснение.

Ланиты - щеки

Выя – шея

Дюжий - сильный

Боярин - крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса

Отрок – мальчик-подросток

Лепота – красота

Молвить – сказать

Камзол – мужская одежда

Вече – народное собрание

Алтын – денежная единица

Аршин – русская мера длины

Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки и металлических колец.

- Запишите к себе в тетрадь толкования тех слов, которые вы для себя определили агнонимам.

-Ребята, обратимся с вами к карточке 2.(раздаточный материал)

Карточка 2.

Прочитайте отрывок из произведения И.С. Тургенева и выполните задания:

  1. Выпишите из текста устаревшие слова, распределяя их на две группы.
  2. Выпишите повторно агнонимы. Запишите толкования этих слов, воспользовавшись толковым словарем.
  3. Напишите название произведения, откуда взят данный отрывок.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолъю и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Из числа всей ее челяди самым замечательный лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж. Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

- Какие слова вы выписали и в какие группы их распределили?

- Как вы думаете, почему практически все слова оказались историзмами?

- Много ли агнонимов вы выписали? И почему?

Предполагаемый ответ6 «Историзмы помогают создать атмосферу той эпохи, которую описывает писатель или историк, так же слова этой группы придают описанию достоверность».

Учащиеся записывают определения в тетрадь:

Устаревшие слова – это слова, которые по тем или иным причинам вышли из употребления, то есть устарели.

Историзмы – это слова, которые вышли из употребления, потому что исчезли предметы и явления, которые эти слова называли.

Архаизмы- это слова, которые перестали употребляться, потому что те предметы или явления, которые они называл, получили новое, более современное название.

Агнонимы- это слова, значение которых по тем или причинам неизвестно современному носителю языка.

Учащиеся берут карточку и один читает задание.

Предполагаемый ответ: «У историзма нет аналога»

Предполагаемый ответ:

Историзмы

Архаизмы

боярин, камзол, вече, алтын, аршин,

лакей, рыцарь, дворецкий, дюжий, ключник, веретено, целковый.

Ланиты, выя, лепота,

очи – глаза; Азъ – я; глас – голос; дщерь – дочь; ежели – если; длань – ладонь; десница – правая рука, отрок, злато, лепота, молвить.

Каждый из учащихся для себя формирует группу агнонимов.

Учащиеся записывают определения в тетрадь

Предполагаемый ответ

1.

Историзмы

Архаизмы

Антресоль

Барыня

Дворня

Челядь

Вершок

Тягловый мужик

Кафтан

Девка

2.

Антресо́ль — верхний полуэтаж, встроенный в объём основного этажа в особняках и усадебных домах XVIII века и первой половины XIX века. 

дворня - при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме.

Челядь -  до отмены крепостного права – дворовые слуги

Вершо́к — старорусская единица длины, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца.

Тягловый мужик(крестьянин)- тот, которому по наделу дан в пользование участок земли, но за это он тянет полное тягло(за двоих- себя и жену)-платит оброк и выполняет все поручения своего барина.

Кафта́н — верхнее, долгополое мужское платье разного покроя.

3.

«Муму»

- Практически все слова оказались архаизмами, потому что автор рассказывал о событиях XIX века, когда данные словами назывались предметы и явления повседневной жизни, но в наше время их больше не существует.

-Практически все слова были непонятны, потому что явления, которые они обозначали давно исчезли из обихода.

5.Релаксация

(3 минуты)

Физкультминутка. Головой качает слон
Раз, два, три — вперёд наклон,
Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон —
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
Головою три кивка
Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)
Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять - руками помахать, (Махи руками.)
Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Учащиеся выполняют физкультминутку, настраиваются на дальнейшую работу.

6.Закрепление знаний.

(10 минут)

Работа с раздаточным материалом (Карточка 3)

- Обратимся карточке 3.

В ней вам нужно установить соответствие между словом и его определением. Определить к какой группе устаревших слов они относятся.

Лапти, ухват,  коромы́сло, веретено,ступа

1.низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка

2.приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

3.приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

4.сосуд, в котором очищают зерно от оболочки или измельчают что-либо при помощи песта.

5. дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

- Можно ли назвать эти слова агнонимами?

-Ребята, агнонимами могут быть не только имена нарицательные, но и имена собственные.

- Посмотрите на доску. Перед вами текст

П.И. Бартенева, чьи детские годы прошли в Липецке, в своих автор «Воспоминаниях» пишет: Но мы живали в этой деревне (Королевщино. – Е.П.) только летом, остальное время проводили в 25-ти верстах оттуда в г. Липецке на Дворянской улице с прекрасным видом на огромное озеро. Улица была на значительном возвышении, и под горою церковь и так называемый «Живоносный Источник» с чудесною водою, которую можно было пить сколько угодно. Тетенька Надежда Петровна часто водила меня туда к обедне, которую служил благообразный молодой священник отец Зиновий. Он позволял мне иногда стоять в алтаре, и его служение западало мне в душу. У тетеньки в кармане всегда бывал стакан, и мы пили воду из живоносного источника.

Слайд 4.

- Выделенные слова являются агнонимами. Как вы думаете, почему?

- Верно. Если говорить об агнонимах, то нужно иметь ввиду, что это слова не только устаревшие и не только имена собственные. Это любое слово или словосочетание, значение которого мы не знаем.

Предполагаемый ответ:

Ухват— приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь чугунки.

Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

Лапти - низкая обувь, распространённая на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка.

Веретено́ — приспособление для ручного прядения пряжи, одно из древнейших средств производства. Деревянная точёная палочка, оттянутая в остриё к верхнему концу и утолщённая к нижней трети.

Ступа— сосуд, в котором очищают зерно от оболочки или измельчают что-либо при помощи песта.

Все слова являются историзмами.

Мы не можем их назвать агнонимами, потому что они встречались нам в произведениях устного народного творчества, чаще всего в сказках, поэтому их значения нам понятны.

Один из учащихся читает текст вслух.

- Возможно потому, что мы не знаем, что автор имеет в виду, говоря о «Живоносном Источнике» и о церкви. Мы понимаем, что это место находится в нашем городе, но что существует ли это место сейчас и что там было в то время, мы не знаем.

7.Рефлексия деятельности

( 5 минут)

- Итак, в начале этого урока мы поставили задачу научиться находить и различать историзмы, архаизмы  в художественном тексте. Иметь представление о том, что такое агнонимы.

- Скажите мне, пожалуйста, с какой лексической группой мы познакомились с вами на этом уроке?

- Какие слова будут относиться к устаревшим?

-Верно. На какие группы делятся устаревшие слова?

- А какие слова мы будем называть агнонимами?

- А теперь я вас в тетрадях попрошу составить кластер по теме нашего урока.

Предполагаемый ответ:

«С устаревшими словами»

«К устаревшим будут относиться те слова, которые по тем или иным причинам вышли из употребления»

«Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы»

«К агнонимам будут относиться все слова и словосочетания, значения которых нам непонятны и неизвестны»

8. Домашнее задание и выставление отметок

(2 минуты)

Огласить учащимся отметки за работу на уроке.

Домашнее задание:

Выписать из любого художественного текста 5 историзмов и 5 архаизмов вместе с их лексическим значением. Найти и выписать 5 агнонимов, объясняя их лексическое значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"

В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...

9 класс Родной русский язык. Контрольная работа по темам, изученным в 1 четверти ("Ключевые слова русской культуры", "Развитие языка как объективный процесс", "Крылатые слова и выражения в русском языке", "Активизация процесса заимствования слов".

Задания составлены на основе материала учебника О.М. Александровой "Русский родной язык. 9 класс" по темам, изученным в 1 четверти: "Ключевые слова русской культуры", "Развити...