РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
методическая разработка (6 класс)

Набиуллина Резеда Хайдаровна

Аннотация: рассматривается эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У РУССКОЯЗЫЧНЫХ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Набиуллина Резеда Хайдаровна ,

учитель высшей квалификационной категории

татарского языка и литературы

МБОУ СОШ №31 НМР РТ

Аннотация: рассматривается эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.  

Ключевые слова: инновационные технологии, коммуникативные способности, компьютерных технологий.

         В настоящее время школа, так же как и всё образование в целом, повернулась к личности ученика и пытается создать все условия для становления его как субъекта жизни.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения татарскому языку как иностранному, является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком.

        Эффективность применения информационных технологий на уроках татарского языка не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средств обучения можно назвать субъектную ориентацию, гибкость и вариативность. Компьютер помогает повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль, большой объем информации, являясь, наконец, стимулом в обучении.  

Освоение компьютерных технологий позволяет реально индивидуализировать учебный процесс, сделать его более гуманным по отношению к учащемуся, усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, усилить творческую составляющую работы как ученика, так и учителя.

Для решения традиционных образовательных задач на уроке можно  применить текстовые редакторы, системы мультимедийной презентации, электронные учебники, системы дистанционного обучения и Интернет. Существуют обширные коллекции иллюстративного и познавательного материала по произведениям и биографическим данным писателей. Так же есть возможность дать  детям творческие задания делать презентации с помощью программы Microsoft Office Publisher 2007, для составления и анализа своей деятельности Microsoft Office Excel 2003.

        Мультимедийную технологию можно использовать при подготовке и проведении интегрированных уроков. Например, в компьютерном классе можно провести урок татарской литературы, подготовив для этого мультимедийную презентацию с ярким видеорядом (иллюстрациями, видеоклипами, звуком). Эта презентация используется во время уроков – лекции, уроков-бесед.  Мультимедийное пособие для самостоятельной работы учащихся при подготовке к уроку является хорошим материалом.

Использование интерактивной доски и возможностей мультимедиа позволяет сделать уроки яркими, образными, легко запоминающими. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, тематические СD-ROMы, а так же добавление гиперссылок к мультимедийным  файлам и Интернет- ресурсам задают уроку необходимый темп. Не тратится много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре. Все ресурсы комментируются на экране с использованием инструмента Перо, записи сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий используется во время проверки знаний учеников.

С помощью компьютера на уроках татарского языка и литературы увеличивается объем тренировочных упражнений, дифференцируются по степени трудности.

Кроме того использование ИКТ создает положительный эмоциональный фон занятий и создает ситуацию успеха для каждого ученика.

Таким образом, компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, поскольку наглядно представляет обучающемуся результат его действий

Так же интерактивная доска используется учащимися при создании собственных текстов (в частности, моделировании выступления, заключения к сочинению). Ученики создают тексты. Некоторые фрагменты работ демонстрируются на доске: анализируются их содержание, речевое и грамматическое оформление. Такой вид работы повышает внимание учащихся к работе над словом.  Применение информационно-коммуникативных технологий помогает удовлетворить образовательные потребности школьников в углубленном изучении татарского языка и литературы.

Опыт показывает, что в процессе обучения татарскому языку как иностранному, компьютер может выполнять функции, которые должны обеспечивать формирование языковой или коммуникативной компетентности:

  • осуществлять обучение и тестирование в режиме диалога;
  • моделировать реальные речевые ситуации с помощью графики, мультипликации и видео, создавать эффект контакта с языковой средой;
  • наглядно представляя речевую ситуацию, использовать её как стимул, опоры в процессе учебного диалога;
  • обеспечивать общение на изучаемом языке с помощью компьютерных линий связи.

Неоспорима польза   электронных учебных  изданий. Например, в качестве тренажера для индивидуальной работы обучаемых, можно использовать электронный самоучитель татарского языка под авторством Ф.Г.Ахмадиевой «Татар теле 2002» и диск к учебнику Хайдаровой Р.З.. «Күңелле татар теле».

В школьной лаборатории имеются сборник CD- и DVD- дисков под названиями «Знаменитые личности» о писателях, поэтах, композиторах, где есть не только биографические данные, но и  где артисты читают отрывки из изучаемых произведений, стихотворений.

Для первичного ознакомления на уроке новыми словами можно использовать  программу ACDSee. Эта программа просмотра файла (показ). Например, по теме «Достопримечательные места г.Казани РТ» Их можно использовать во время монолога и диалога.

На уроках проверки и закрепления полученных знаний, умений и навыков  можно использовать  тесты. Для этого есть специальные программы. Например, программа «My Test», которая представляет из себя вопрос и готовые ответы. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Даже если ребенок наугад поставит галочку, есть возможность получить удовлетворительную оценку.

Программа Power Point, которая позволяет  подготовить презентацию по жизни и творчеству любого поэта и писателя, а также для любых мероприятий. В таких презентациях можно подобрать материал на доступном уровне любому ученику и любой последовательности.

Для обработки иллюстраций, необходимых для презентации, существует  программа Picture Manager. С его помощью можно изменить рисунок: вырезать, улучшить контраст, цвет, повернуть и т.д.

В презентацию можно поставить звук, музыку, фильм. Например, для вставки музыки, её необходимо переработать в программе Jet-audio, так как в презентациях воспроизводится только стиль way.

 В программе Excel удобно составлять кроссворды, шарады, различные головоломки

Программное обеспечение SMART Notebook для работы с интерактивной доской. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями. Программа Macromedia FLASH  позволяет создавать мультфильмы.

Разнообразие стилей и общения, обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению не такого уж и легкого предмета как татарский язык.

Источники:

  1. https://www.innovattech.ru 
  2. https://www.sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1/vypuski-zurnala/vypusk-16-sentabr-2012/innovacii-poiski-i-issledovania/sovremennye-innovacionnye-tehnologii-v-obrazovanii 
  3. http://wiki.tgl.net.ru/index.php/ИКТ_как_педагогическая_технология 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не  только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения...

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Тема самообразования: Роль исследовательской работы в  развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы Срок реализации: 2014-2019ггАктуальность выбранной темы:...

Развитие творческих способностей и личности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

СодержаниеВведениеI.  Изложение - традиционный вид учебной работы по развитию творческих способностей школьниковII.  Технология развития мыслительной активности учащихся на уроках русского я...

Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащихся на уроках татарского языка и литературы.

Я будучи учителем татарского языка и литературы работаю над методической темой, которая звучит так «Применение инновационных технологий для развития коммуникативных способностей у русскоязычных учащих...

Роль исследовательской работы в развитии познавательной активности учащихся на уроках татарского языка и литературы

Актуальность выбранной темы: активизация исследовательской деятельности учеников-одна из актуальных проблем школьного образования на современном этапе. Эффективность обучения находится в прямой зависи...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.

Развитие творческих способностей учащихся - одна из основных задач учителя любого предмета, поэтому планируя уроки и внеурочную деятельность важно создание условий для воспитания творческий развитой л...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках татарского языка и литературы и внеурочное время.

В данном выступлении описан опыт работы по развитию творческих способностей учащихся на уроке и во внеурочное время....