Фразеологизм
методическая разработка (6 класс)

Светлана Александровна Грезина

Мастер-класс в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_frazeologizmy_6_klass.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

«мастер -класс в 6 классе по русскому языку " Фразеологизм"»

Тема: «Фразеологизмы» Цели:

  1. образовательные:
  • умение самостоятельно применять полученные знания в комплексе;
  • распознавать фразеологизмы и понимать их значение;
  • обогатить словарный запас учащихся

2. развивающие:

  • развивать логическое мышление

3. воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность;
  • прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Технологические особенности: использование компьютера и интерактивной доски.

Ход урока

  1. Оргмомент , психологический настрой.
  2. Разминка
  1. Лексический диктант (слайд 2)

1) Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.

2) Раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.

3) Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

4) Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

5) Научное описание книг, статей, подборка названий книг, статей.

6) Место в зоопарке, где содержатся пресмыкающиеся и земноводные животные.

2. Синтаксический разбор предложения (слайд 3)

Задание. Запишите предложение, подчеркните главные члены, составьте схему.

Офицер всегда должен обладать присутствием духа. Почему в предложении выделили сочетание слов?

Можно ли в нем опустить или заменить какое-нибудь слово, не изменяя значения этого сочетания слов? Почему?

Как называются такие устойчивые, неделимые обороты речи?

В каких источниках можно найти значение фразеологизмов?

  1. Сообщение темы и целей урока (слайд 5)

Работа в группах

1 группа

Прочитать П 21

Выполните упр 255

2 группа П21

Выполните упр257

3 группа П21

Выполните упр260

Задание 1. Прочитайте цитаты. Выпишите фразеологизмы (слайд 6)

1) Если бы я попросил ещё сотню жертв, она принесла бы их, не моргнув глазом.

2) Мне всё равно предстоит бессонная ночь, и надо, не откладывая в долгий ящик, продумать до мельчайших подробностей своё поведение.

3) Плотников оттягивал тот момент, когда надо окончательно согласиться и, засучив рукава, ломать устоявшиеся порядки.

4) Мать скрепя сердце покорилась судьбе и заявила, что не поедет провожать Марата в аул.

5) Закупками распорядилась сама хозяйка с помощью одного жильца…, который бегал весь вчерашний день и всё это утро сломя голову и высунув язык.

6) Он работал не покладая рук… и наконец увидел, что сделано уже много

Задание 2. На уроках литературы вы знакомились с мифами Древней Греции. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие из них в русский язык, объясните их значение. В этом вам помогут данные иллюстрации (слайд 7 – 9)

Задание 3. Соотнесите синонимичные фразеологизмы( слайд10) Самостоятельно

  • Сложа руки
  • Одним словом
  • Честно говоря
  • Не покладая рук
  • Плечом к плечу
  • Куда глаза глядят
  • Во весь дух
  • Втирать очки
  • Повесить нос
  • Как снег на голову
  • Короче говоря
  • Обводить вокруг пальца
  • Сломя голову
  • Бок о бок
  • Упасть духом
  • Как из-под земли вырос
  • Не шутя
  • Спустя рукава
  • Засучив рукава
  • На все четыре стороны

Физминутка

Задание 4. Из данных примеров составьте антонимичные пары

(слайд 11)

  • Хоть иголки собирай
  • Заварить кашу
  • По чайной ложке
  • Коломенская верста
  • Чуть свет
  • Повесить нос
  • Жить душа в душу
  • Сидеть сложа руки
  • Ни зги не видно
  • Воспрянуть духом
  • На ночь глядя
  • От горшка два вершка
  • Как кошка с собакой
  • Одним духом
  • Расхлёбывать кашу
  • Не покладая рук

Задание 5. Запишите по одному примеру , связанной с данными представителями животного мира (слайд 12)

Работа с учебником 261

V. Домашнее задание (слайд 13)

  1. Упражнение 254 (письменно)
  2. Вопросы на с.76
  3. Индивидуальное задание: запишите в тетрадь 3 – 5 фразеологизмов, вошедших в русский язык из художественной литературы.

VI. Подведение итогов (слайд 14)

  1. Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  2. Какие фразеологизмы вошли в русский язык из мифов Древней Греции?

Рефлексия Какое настроение:1. Если было всё понятно «

море знаний»

  1. Если нужно поработать приклеиваем на « залив»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Технологическая карта урока к учебнику «Русский язык. 6 класс.» авторов: М. Т. Баранова, Т. А .Ладыженской, Л .А. Тростенцовой и др. под науч. ред. Н. М. Шанского по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Технологическая карта урока дистанционного обучения по теме "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"  составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Кроме учебника был использован мате...

Конспект урока русского языка по тем "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари"

  Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.Обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы.   Источники фразеологизмов.Фразеологичес...

Презентация для 6 класса по теме:Фразеологизмы. Источники фразеологизмов.Фразеологические словари

Презентация для 6 класса    по теме: Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка ( Источники фразеологизмов).

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Изучение фразеологизмов как приобщение учащихся к культуре родного языка". Урок посвящен знакомству с источниками фразеологизмо...