Рабочая программа
рабочая программа (5 класс)

Видякова Наталья Сергеевна

Рабочая программа "Родной русский язык"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_russkiy_5_klass.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Примокшанская средняя общеобразовательная школа»

МБОУ «Ковылкинская СОШ имени Героя Советского Союза М.Г. Гуреева»

 

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО                                   СОГЛАСОВАНО                                          УТВЕРЖДАЮ

 на  заседании МО учителей                                    Зам. директора по УВР                          Директор школы                        

гуманитарного  цикла                                              _________Л.Н. Канунникова                 _______Н.Н.Карчина                          Протокол № _____ от                                              «____»____________2020 г.                   Приказ № _____ от «____»________2020 г.                                                                                                             «____»________2020 г                                                  Руководитель МО______ М.И.Беспалова

Рабочая программа

учебного предмета

«Родной (русский) язык»

в 5 классе

на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основе: примерной программы по учебному предмету «Русский (родной) язык» для образовательных  организаций , реализующих программы основного общего образования

Количество часов: 34 ч.

Составитель:   учитель русского языка Видякова Наталья Сергеевна

2020 г.

Рабочая программа составлена на основе: примерной программы по учебному предмету «Русский (родной) язык» для образовательных  организаций , реализующих программы основного общего образования.

Предметные результаты:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и

разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

4) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения.

Формы организации образовательного процесса:

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия,  беседа, конференция, мультимедия-урок, игра, уроки смешанного типа.

2

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут,  обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчёт, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1.Введение. (1 час)

 Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека

2.Язык и культура. (10 часов)

Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

 Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки.

 Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.

 Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох.

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.   Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик).

 Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи.

Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.).

 Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.  

Раздел 2. Культура речи (10 час).

 Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть).

 Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.).

  Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он».

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность,  чистота и богатство речи.

Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.  

Текст как единица языка и речи Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

Функциональные разновидности языка Функциональные разновидности языка.  Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи.

 Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).  

        Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста

         Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган.

         Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ.

        Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

Резерв учебного времени – 3 ч (контрольные работы-2ч,итоговое повторение-1ч)

Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата проведения

Тема урока

План

Факт

Введение-1ч

1

   Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека

Раздел I. Язык и культура.-10ч+ 5чРР( из раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст»)

2

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

3

РР№1 Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи.

4

Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта,слова с национально-культурным компонентом значения.

5

Народно-поэтические символы,  эпитеты , прецедентные имена в русских народных и литературных сказках.

6

РР№2Средства выразительной устной речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.  

7

Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта и особенностей национальной культуры народа.

8

РР№4 Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица.

9

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.

10

РР№4 Текст как единица языка и речи. Основные признаки текста.

11

Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.

12

Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.  

13

Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика.

14

Олицетворение,эпитет как изобрази-тельные средства.

15

Русские имена. краткие сведения по их этимологии.  Происхождение  названий старинных русских городов.  

16

Контрольная работа №1Комплексный анализ текста.

17

РР№5 Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

Раздел II. Культура и речь-10ч+5чРР(из раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст »)

18

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы

19

Омографы: ударение как маркёр смысла слова.

20

РР№6 Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

21

Основные лексические нормы современного русского литератур-ного языка.

22

Лексические нормы употребления имён существительных,

23

Стилистические варианты нормы  употребления имён существитель-ных, прилагательных, глаголов в речи.

24

РР№6 Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное).

25

 Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и).

26

РР№7Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста.

27

Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода .

28

РР№8 Публицистический стиль. Устное выступление.

29

Речевой этикет Правила речевого этикета: нормы и традиции.

30

РР№9 Язык художественной литературы. Литературная сказка,рассказ.

31

Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

32

РР№10Устное выступление. Девиз, слоган.  

33

Контрольная работа№2 Вопросы и задания

34

Итоговое повторение по теме «Культура и речь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...